Индекс конкурентоспособности сектора путешествий и туризма Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:35, практическая работа

Краткое описание

1. Проанализировать уровень экономического развития страны.
2. Проанализировать роль туризма и путешествий в экономике страны.
3. Проанализировать графики прибытия иностранных туристов и доходов, получаемых от туризма.
4. Определить, какое место страна занимает в общем рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий среди всех стран мира и в отдельном регионе.
5. Определить основные конкурентные преимущества и недостатки в секторе туризма страны.
6. Как влияет внешнеэкономическая конъюнктура на динамику туризма в стране.
7. На основе проведенного анализа сформировать рекомендации по повышению конкурентоспособности страны.

Файлы: 1 файл

индия.docx

— 56.92 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Рязанский  государственный университет имени  С.А. Есенина»

 

Естественно-географический факультет

Кафедра экономической  и социальной географии и туризма 

 

 

 

 

Практическая работа

 

«Индекс конкурентоспособности сектора путешествий и туризма Индии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Иванова Анаа,

специальность 012500 — География

4 курс группа Г3

Научный руководитель:

Козлов Артем Геннадьевич, к.г.н.

 

 

 

Рязань 2012

 

План:

 

  1. Проанализировать уровень экономического развития страны.
  2. Проанализировать роль туризма и путешествий в экономике страны.
  3. Проанализировать графики прибытия иностранных туристов и доходов, получаемых от туризма.
  4. Определить, какое место страна занимает в общем рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий среди всех стран мира и в отдельном регионе.
  5. Определить основные конкурентные преимущества и недостатки в секторе туризма страны.
  6. Как влияет внешнеэкономическая конъюнктура на динамику туризма в стране.
  7. На основе проведенного анализа сформировать рекомендации по повышению конкурентоспособности страны.

 

  1. Анализ уровень экономического развития страны.

 

 

Индия - развивающаяся аграрно-индустриальная страна с развитой промышленностью. За годы независимого развития Индия проделала огромный путь в экономике, но до сих пор четверть населения живёт за чертой бедности.

На протяжении большей части своей истории  после обретения независимости, Индия проводила социалистическую экономическую политику с правительственным  участием в частном секторе, строгом  контроле над иностранной торговлей  и инвестициями. Однако, начиная  с 1991 года, Индия провела либеральные  экономические реформы, открыв свой рынок и уменьшив правительственный  контроль в сфере экономики. ВВП в дол. США согласно текущему валютному курсу составляет 1,089 трлн, что делает Индию двенадцатой по величине экономикой в мире. Если измерять согласно паритету покупательной способности, Индия имеет четвёртый по величине ВВП в мире — 4,726 трлн дол. Номинальный доход на душу населения составляет 977 долларов США, что ставит страну на 128 место в мире по этому показателю.

За последние  два десятилетия средний рост годового ВВП составил 5,5 %, что сделало  индийскую экономику одной из самых быстроразвивающихся в  мире. Индия обладает второй по численности в мире рабочей силой — 516,3 млн человек, 60 % из них работают в области сельского хозяйства; 28 % в области услуг; и 12 % в промышленности. Сельскохозяйственный сектор составляет 28 % ВВП; сектор услуг и промышленность соответственно составляют 54 % и 18 %.

За последние  два десятилетия экономика Индии  испытала стабильный рост, однако, если сравнивать различные социальные группы, географические регионы, и сельскую и городскую местность, экономический  рост не был равномерным.

 

  1. Анализ роли туризма и путешествий в экономике страны.

 

 

Анализируя  показатели сектора путешествий  и туризма в индустрии Индии, можно сделать ряд выводов.  По данным 2010 года, доля  ВВП  в индустрии сектора путешествий и туризма занимала 41,980 млн. долларов США, что составило 3,1 % от общего объема ВВП страны. В настоящее время это сравнительно небольшой показатель, но ежегодный прирост ВВП этого сектора по прогнозам составит 7,8 %, а это означает, что индустрия туризма Индии в ближайшем будущем будет развиваться значительными темпами. Число рабочих на предприятиях сервиса и туризма составляет 18,610 тыс. человек, что занимает 3,8% от общей доли экономически активного населения, в то время как в сельском хозяйстве занято около 60%.  Говоря о ВВП в экономике сектора путешествий и туризма, следует заметить, что страна обладает 117,892 млн. долларов США 8,6% от общего объема ВВП, при этом занятость в этой сфере составляет 49,086 тыс. человек.

Рассмотрев  эти показатели, можно сделать  вывод, что в данное время сектор туризма и путешествий занимает не высокую роль в экономике страны, но в ближайшем будущем намечаются высокие темпы развития этого  сектора, что подтверждает ежегодный  прирост в ВВП индустрии сектора путешествий и туризма и увеличение занятых в этой сфере.

Итак, в  Индии существует противоречие между  ресурсными возможностями туристической  индустрии и уровнем её развития. Однако низкие относительные показатели туризма указывают на его высокую  потенциальность; это характерно как  для внутреннего, так и международного въездного туризма.

Правительство Индии оценивает туризм как один из приоритетов экономического развития страны. Неоднократно предпринимались  попытки осуществления соответствующих  программ в его поддержку (1982, 1992 гг.) В настоящее время государственная  программа содействия туризму включает 6 основных направлений (6S): услуги (swegat), информация (suchana), туристские формальности (suvidna), безопасность туризма (saraksha), сотрудничество (sahyog), туристская инфраструктура (samrachana). Большое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций в туристскую индустрию, внедрение новых технологий, особенно в области информации, коммуникаций. Планируется упрощение туристических формальностей, в частности выдача виз по прибытии в страну сроком не менее чем на 15 дней. Выделены 25 туристических экономических зон, обладающих наиболее высоким потенциалом для развития туризма. Разработаны проекты по поддержке туризма в горных штатах северной Индии и созданию рекреационных зон на островах. К числу важных мероприятий, которые будут способствовать улучшению туристского имиджа страны, относятся также меры по улучшению санитарно-гигиенической обстановки, развитию транспортной сети и инфраструктуры (сеть пунктов питания, заправки, ремонта на автомобильных дорогах, улучшение воздушного сообщения, повышение комфортабельности на железнодорожном транспорте, охрана достопримечательностей, развитие рекламно-информационного обеспечения туризма). При этом туризм в Индии рассматривается как многостороння деятельность, включающая усилия государства, частного бизнеса, общественных фондов. Создана государственная корпорация по развитию туризма Парятан-Бхаван (Paryatan Bhavan) (National Touris, 2003).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ графиков прибытия иностранных туристов и доходов, получаемых от туризма.

 

Анализируя  рисунок 1 и таблицу 5 (см. приложение), можно сделать ряд выводов. По числу иностранных туристов, посещающих страну, Индия занимает 41 место в мире, по доходам от международного туризма - 22 позицию, это неплохие показатели, и связаны они главным образом с тем, что сочетание культурно-исторических и природных ресурсов делает Индию одной из наиболее привлекательных для туристов стран мира.

Общее число  прибывших в Индию иностранных  туристов в период с 1995 по 2002 год  составляло примерно 2,3 – 3, 0 млн. человек  и оставалось относительно стабильным, в этот же период объем денежных поступлений от иностранного туризма  оставался на практически неизменном уровне: 2300-3000 млн. долларов США.

 


Общее число прибывших в страну иностранных туристов (тыс. чел.)

 

Денежные поступления от иностранного туризма (млн. долл. США)

 

Рисунок 1 - График прибывших в страну иностранных туристов

и денежные поступления от иностранного туризма

 

  Затем наблюдается резкий рост доли прибывших в страну туристов и как следствие рост денежных поступлений в страну. Вероятно рост экономических показателей в туризме за последние годы есть отражение социально-экономического прогресса страны в целом, а также следствие внимания правительства к туристской отрасли. Переломный момент в становлении индийского туризма пришелся на 2003 г., первый год после принятия в 2002 г. государственной программы его развития. Из-за огромной численности населения показатели доходности туризма в расчете на одного жителя страны тем более мизерны и являются одними из самых низких в мире: 9,9 долларов. Показатель интенсивности прибытий в Индии (количество иностранных туристов на душу населения) также один из самых низких в мире – 0,004. Для сравнения, многие страны Европы имеют значения более единицы, мировой лидер - Андорра - около 50.

Некоторое сокращение туристских прибытий и доходов  от туризма в 2009 г. вызвано международным  экономическим кризисом и последствиями  теракта в Мумбаи.

Высокие туристские расходы для поездки  в Индию также негативно сказывается  на уровне посещения страны. В среднем  в 2008 г. туристская поездка в Индию  обошлась в 2189 долл. (без учёта транспортных расходов). Значительные туристские расходы  обусловлены продолжительностью пребывания в стране, которая, в свою очередь  зависит от удалённости Индии  и желанием туристов посетить многочисленные экскурсии, познакомиться с большим  числом достопримечательностей, расположенных  в разных, нередко удалённых, районах  страны. Длительность пребывания в  стране, а также ориентация в сервисе  на обеспеченного западного туриста - важные факторы удорожания поездки  в Индию с целью туризма. В  последние время расходы туристов в Индии растут особенно быстро, для примера, в 2001 г. один иностранный  турист в среднем потратил 1199 долларов.

 

 

 

  1. Место страны в общем рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий среди всех стран мира и в отдельном регионе.

Индия не входит в число ведущих туристских стран мира и занимает лишь 68 место в рейтинге Индекса конкурентоспособности сектора путешествий и туризма, следуя после Иордании, Ямайки и Брунея, но опережая в данном рейтинге Перу, Ливан, Албанию, Грузию и Республику Доминикану. Но в Азиатско-Тихоокеанском регионе она занимает лидирующие позиции, находясь на 12 месте и уступая лишь Таиланду, Китаю, Малайзии, респ. Корее, Японии, Новой Зеландии и Сингапуру (см. приложение). При этом в рейтинге Нормативно-правовая база в сфере путешествий и туризма Индия занимает всего лишь 114 место и 68 место в рейтинге Бизнес-климат и инфраструктура, что связано с низким развитием инфраструктуры, высоким порогом бедности и, как следствием, высокой долей преступности и неблагоприятном климате для туристов. Не смотря на это, в рейтинге Человеческие, культурные и природные ресурсы Индия занимает 19 место. Важную роль в развитии туристского бизнеса Индии играют её богатые и разнообразные рекреационные ресурсы, как природные, так, ещё в большей степени, культурно-исторические.

Следует отметить положительную тенденцию  в развитии индустрии туризма  в стране, т.к. в 2009 году Индия занимала лишь 92 место в рейтинге Индекса конкурентоспособности сектора путешествий и туризма.

 

  1. Выявление основных конкурентных преимуществ и недостатков в секторе туризма страны.

 

Анализируя  конкурентоспособность сектора  туризма и путешествий в Индии, можно выделить ряд конкурентных преимуществ этой страны на фоне других стран мира:

  1. Важную роль в развитии туристского бизнеса Индии играют её богатые и разнообразные рекреационные ресурсы, как природные, так, ещё в большей степени, культурно-исторические. С древних времен Индия обрела ореол богатой, но таинственной и недосягаемой земли, откуда в Европу попадали экзотические товары: пряности, шёлковые и хлопчатобумажные ткани, ковры, драгоценности.
  2. Несмотря на нашествия персов, моголов и европейцев, страна сохраняла свою самобытность, обогащая ее новыми иноземными элементами. Индия - единственная страна, сохранившая древнюю религию первой цивилизации – индуизм. И хотя индуизм не относится к мировым религиям, т.к. его последователи почти полностью сконцентрированы в одной стране, но численности верующих она уступает только христианству. Кроме того, Индия родина древнейшей из мировых религий - буддизма, основной ареал распространения которой находится в восточной и юго-восточной Азии. Многоконфессиональность страны, многочисленность местных и значимых на глобальном уровне религиозных центров представляет ресурсную основу внутреннего и международного паломничества и познавательного туризма.
  3. Природа Индии, несущая на себе отпечаток значительного влияния человека, тем не менее, сохраняет черты, обусловливающие высокую туристскую привлекательность. На территории страны находятся высочайшие горы мира. Здесь сохранилась богатая своеобразная флора и фауна, представленная многими редкими, исчезающими и эндемичными видами.
  4. По уровню развития туризма значительно уступает многим странам с худшими туристскими ресурсами, среди которых можно назвать известные центры туризма: Таиланд, Индонезия, Сянган (КНР), Сингапур, Болгария и другие.

Наряду  с конкурентными преимуществами, Индия имеет ряд недостатков, сдерживающих развитие туризма:

  1. политическая нестабильность как в ряде районов самой Индии, так и в соседних странах Южной Азии (Шри-Ланка, Мьянма, Непал, Пакистан). Это стало основной причиной снижения в 2008 г. темпов роста потока туристов в Индию. Известны конфликты на религиозной почве. Например, в 1992 г. в селении Айодхья (штат Уттар-Прадеш) индуисты снесли мечеть, построенную моголами на священном для индуистов месте. В результате - волна противостояния и кровопролития по всей
  2. Имидж Индии как небезопасной для туризма страны усиливают многочисленные сообщения о технических катастрофах (обрушения больших зданий, аварии на транспорте), случаях инфекционных заболеваний и природных бедствиях.
  3. Существенно влияют на туристскую посещаемость Индии некоторые особенности её рекреационно-географического. В первую очередь это - удаленность от основных туристских рынков мира – европейского и американского. А также от стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в которых, благодаря экономическому росту сформировались значительные рынки выездного туризма (Япония, Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Китай).
  4. Некоторые природные особенности Индии также оказывают негативное воздействие на развитие туризма. Это относится к сезонности. Летний период малопривлекателен для посещения Индии с целями туризма . А погодные условия зимней Индии наиболее подходят для туристской поездки: тепло (+18°С), сухо, солнечно. Однако в это время Индия не выдерживает конкуренции с другими странами экваториально-тропического пояса с аналогичной сезонностью, но более развитыми в туристском отношении (Египет, Таиланд, Малайзия, Филиппины).
  5. Высокие туристские расходы для поездки в Индию также негативно сказывается на уровне посещения страны.

 

  1. Влияние внешнеэкономической конъюнктуры на динамику туризма в стране.

 

Как было отмечено в предыдущей главе, существует ряд факторов, влияющих на развитие туризма в Индии. Сильное  влияние оказывают внешние экономические  факторы. К числу наиболее важных относится политическая нестабильность, как в ряде районов самой Индии, так и в соседних странах Южной Азии (Шри-Ланка, Мьянма, Непал, Пакистан). Территориальные споры между Индией и Пакистаном относительно принадлежности Кашмира (часть территории индийского штата Джамму и Кашмир) неоднократно приводили к вооружённым конфликтам между странами. Встречаются в Индии проявления сепаратизма (Пенджаб) и терроризма. Так, 26 ноября 2008 г. пакистанские террористы захватили престижный отель «Тадж-Махал» (его постояльцы превратились в заложников) и железнодорожный вокзал в крупнейшем городе страны Мумбаи. В результате акции погибли 183 человека, в том числе 22 иностранца. Это стало основной причиной снижения в 2008 г. темпов роста потока туристов в Индию.

Информация о работе Индекс конкурентоспособности сектора путешествий и туризма Индии