Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:24, контрольная работа
Информация, используемая предпринимателем в бизнесе и управлении предприятием, банком, компанией или другой структурой является его собственной или частной информацией, представляющей значительную ценность для предпринимателя. Эта информация составляет его интеллектуальную собственность.
Вопрос №1. Состав и основные направления защиты документной информации
Информация, используемая
предпринимателем в бизнесе и
управлении предприятием, банком, компанией
или другой структурой является его
собственной или частной
Обычно выделяется два вида собственной информации:
- техническая,
технологическая: методы
- деловая: стоимостные показатели, результаты исследования рынка, списки клиентов, экономические прогнозы, стратегия действий на рынке и т.п.
Собственная информация предпринимателя в целях ее защиты может быть отнесена к коммерческой тайне и является конфиденциальной при соблюдении следующих условий:
- информация
не должна отражать негативные
стороны деятельности фирмы,
- информация не должна быть общедоступной или общеизвестной;
- возникновение
или получение информации
- персонал фирмы должен знать о ценности такой информации и обучен правилам работы с ней;
- предпринимателем
должны быть выполнены
Для документирования
информации предпринимателя, являющейся
результатом творческого
Ценность информации
может быть стоимостной категорией
и отражать конкретный размер прибыли
при ее использовании или размер
убытков при ее утере. Информация
становится часто ценной ввиду ее
правового значения для организации
или развития бизнеса, например учредительные
документы, программы и планы, договоры
с партнерами и посредниками и
т.д. Ценность может отражать ее перспективное
научное, техническое или
Следовательно, собственная ценная информация предпринимателя не обязательно является конфиденциальной. Часто обычный правовой документ важно сохранить в целостности и безопасности от похитителя или стихийного бедствия.
Ценную конфиденциальную деловую информацию, как правило, содержат:
- планы развития производства;
- деловые планы;
- планы маркетинга, бизнес-планы;
- списки держателей акций и другие документы.
Наиболее ценны сведения о производстве и продукции, рынке, научных разработках, материально-техническом обеспечении, условиях контрактных переговоров, сведения о персонале, принципах управления фирмой, системе безопасности фирмы и др.
Коммерческая ценность информации, как правило, недолговечна и определяется временем, необходимым конкуренту для выработки той же идеи или ее хищения и воспроизводства, опубликования и перехода в число общеизвестных. Степень ценности информации и необходимая надежность ее защиты находятся в прямой зависимости.
Зарубежные фирмы
в целях повышения своего престижа
и конкурентоспособности
Выявление и
регламентация реального
Перечень ценных сведений, составляющих тайну фирмы, является постоянным рабочим материалом руководства фирмы, служб безопасности и конфиденциальной документации. Он регулярно обновляется, корректируется и представляет собой инвентарный список сведений о конкретных работах, конкретной продукции, конкретных исследованиях, конкретных контрактах и. т.п. В перечень включаются действительно ценные сведения («изюминки») о каждой работе фирмы, хотя определенная номенклатура типовых сведений в перечне может содержаться.
В каждой позиции
перечня рекомендуется
Важной задачей
перечня является дробление коммерческой
тайны на отдельные информационные
элементы, известные разным лицам. В
свою очередь, закрепление конфиденциальных
сведений за конкретными документами
позволяет исключить
Аналогичные перечни в качестве разделов, входящих в общий перечень сведений, составляющих тайну фирмы, могут иметь ее крупные структурные подразделения.
На основе перечня сведений составляется и ведется перечень (список) документов фирмы, подлежащих защите и имеющих соответствующий гриф ограничения доступа.
Под конфиденциальным (защищаемым, закрытым) документом, т.е. документом, к которому ограничен доступ персонала, понимается необходимым образом оформленный носитель ценной документированной информации, составляющей интеллектуальную собственность предпринимателя.
Особенность конфиденциального документа в том, что он представляет собой одновременно: массовый носитель ценной, защищаемой информации, основной источник накопления и распространения этой информации, в том числе ее разглашения (утечки), и обязательный объект защиты.
Конфиденциальный
характер включенной в документ информации
обозначается грифом ограничения доступа
к документу, который инициирует
выделение его из общего потока и
обработку в специальном
Гриф ограничения доступа к документу или гриф конфиденциальности представляет собой служебную отметку (реквизит), которая проставляется на носителе информации или сопроводительном документе.
Информация и документы, отнесенные к предпринимательской тайне, имеют несколько уровней грифов ограничения доступа, соответствующих различным степеням конфиденциальности информации:
- первый, низший и массовый уровень - грифы «Коммерческая тайна», «Конфиденциально», «Конфиденциальная информация»;
- второй уровень
- «Коммерческая тайна. Строго
конфиденциально», «Строго конфиденциально»,
«Строго конфиденциальная
В практической деятельности может использоваться также одноуровневая система грифования (грифов только первого уровня) или иногда - трехуровневая, при которой вводится высший по значимости гриф - «Коммерческая тайна особой важности».
Под обозначением грифа всегда указывается номер экземпляра документа, срок действия грифа или иные условия его снятия, а также уточняющие отметки типа - «Лично», «Только адресату» и др.
Документы и информация, отнесенные к профессиональной тайне (например, врачебной тайне, тайне страхования), как правило, грифа ограничения доступа не имеют, потому что в полном объеме являются конфиденциальными. В данном случае конфиденциальны массивы документов в целом, например истории болезни, массивы учетных персональных данных и др.
На ценных, но не конфиденциальных документах может проставляться гриф (надпись, штамп), предполагающий особое внимание к сохранности такого документа. Например: «Собственная информация фирмы», «Информация особого внимания», «Копии не снимать». «Хранить в сейфе» и т.д. Могут использоваться дополнительные цветовые идентификаторы ценных и конфиденциальных документов и дел для их быстрого визуального выделения и контроля использования в процессе работы.
Гриф конфиденциальности присваивается документу:
- исполнителем на стадии подготовки проекта документа;
- руководителем
структурного подразделения
- адресатом (получателем)
документа на стадии его
Изменение грифа
конфиденциальности документа производится
при изменении степени
- соответствующая
корректировка перечней
- истечение установленного срока действия грифа;
- наличие события,
при котором гриф должен быть
изменен или снят (например, окончание
действия контракта,
После снятия грифа документ передается в службу открытой документации фирмы. Об изменении или снятии грифа делается отметка на самом документе, удостоверяемая росписью руководителя, подписавшего или утвердившего этот документ. О внесении в документ такой отметки сообщается заинтересованным лицам и предприятиям.
В целях своевременного изменения или снятия грифа конфиденциальности с документов рекомендуется регулярно просматривать учетные (инвентарные) картотеки (журналы, списки) конфиденциальных документов и выявлять те документы, которые могут быть удалены из банка контролируемых и защищаемых документов.
Следовательно,
любая предпринимательская
Вопрос №2. Составление и оформление актов приемки продукции по количеству и качеству
По результатам
окончательной приемки товаров
составляют акт. В нем указывают
количество недостающих товаров, их
стоимость, приводят сведения о том,
что определение количества товара
проводилось на исправных весах
или другими измерительными приборами,
проверенными в установленном порядке
и другие сведения. Оформляют акт
в соответствии с установленной
формой. К нему прилагаются копии
сопроводительных документов, документ,
удостоверяющий полномочия выделенного
для участия в приемке товаров
представителя, и другие материалы,
предусмотренные правилами
Если при приемке товаров выявлены излишки, то об этом также составляют акт.
Претензии о недостаче товаров, как и уведомление об излишках, направляют поставщику в сроки, определенные договором.
Приемка товаров
может иметь некоторые
При получении посылки отправленной в адрес магазина, делают запрос о ее розыске через местное почтовое отделение и извещают об этом посылочную базу.
Информация о работе Состав и основные направления защиты документной информации