Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:52, шпаргалка
работа содержит ответы на вопросы по курсу "Делопроизводство".
55.Задачи и порядок проведения экспертизы ценности документов.
Экспертиза ценности документов – это изучение состава и содержания документов учреждения на основании критериев ценности документов в целях определения сроков их хранения и отбора документов на их дальнейшее хранение. Экспертиза ценности документов в учреждении проводится:
Экспертиза ценности документов осуществляется на протяжении всего "жизненного цикла документа", начиная с определения схемы систематизации документов в дела и кончая передачей дел на государственное хранение.
В ходе проведения работ по отбору документов на постоянное или длительное хранение экспертизе ценности подвергается весь комплекс документов, образующихся в деятельности всех структурных подразделений организации. До проведения в установленном порядке экспертизы ценности документов их уничтожение запрещается.
Основными задачами ЭК (ЦЭК) являются:
организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии делопроизводства при составлении номенклатуры дел и их формировании;
организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии подготовки их к передаче в архив организации;
организация и
проведение отбора, подготовка документов
к передаче на постоянное хранение
в государственный или
Итоги работы комиссии оформляются протоколом
Выделяются следующие этапы проведения экспертизы ценности документов:
-определение сроков хранения документов по перечню при составлении -номенклатуры дел;
-систематизация документов в дела соответствующих сроков хранения;
-корректирование сроков хранения документов при передаче дел в ведомственный архив;
-корректирование сроков хранения документов при передаче дел на постоянное хранение в государственный архив.
Экспертиза ценности документов проводится постоянно действующей экспертной комиссией учреждения, фирмы. В крупных учреждениях, фирмах формируется центральная экспертная комиссия. Комиссия состоит из трех-пяти человек и работает под председательством одного из заместителей первого руководителя. Решения экспертной комиссии утверждаются руководителем фирмы.
56.Принципы и критерии проведения экспертизы ценности документа
Под экспертизой ценности документов понимается изучение документов на основе принципов и критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для хранения. В число основных принципов ценности включаются принципы историзма, комплексности и всесторонности оценки документов с точки зрения их экономического, научно-технического и социально-культурного значения. К критериям ценности относятся происхождение документов, их содержание и внешние особенности.
Экспертиза ценности документов осуществляется на протяжении всего "жизненного цикла документа", начиная с определения схемы систематизации документов в дела и кончая передачей дел на государственное хранение.
К критериям происхождения относятся:
- роль и место организации (лица) в системе государственного управления или конкретной отрасли, значимость выполняемых ею функций;
- время и место образования документов.
К критериям содержания относятся:
- значимость события (явления, предмета), отраженного в документах;
- значение содержащейся в документе информации, ее повторение в других документах, целевое назначение, вид и разновидность документа.
К критериям внешних особенностей документа относятся:
- юридическая
достоверность документа (
- наличие резолюций, пометок;
- особенности передачи текста;
- особенности материальной основы документа;
- особенности
физического состояния
Подготовка документов к сдаче в ведомственный архив включает следующие процедуры:
-проведение экспертизы ценности документов
-оформление дел;
-составление описей дел;
-составление
актов о выделении к
57.Подготовка дел к дальнейшему хранению и использованию.
Завершающим этапом процесса делопроизводства является подготовка исполненных документов к хранению и использованию. Основная цель упорядочения и хранения исполненных документов — создание условий для их использования в справочной работе учреждений и пополнение Государственного архивного фонда РФ.
Подготовка исполненных документов к хранению и использованию включает:
• экспертизу (оценку) научной и практической ценности документов; Для' организации и проведения экспертизы ценности документов, отбора и подготовки их для передачи на государственное хранение, а также для контроля за правильностью отнесения документов к различным делам создаются постоянно действующие экспертные комиссии (ЭПК). На экспертные комиссии кроме организации ежегодного отбора документов на хранение возлагается: рассмотрение годовых разделов дела постоянного, долговременного (свыше 10 лет) хранения, в том числе и по личному составу, актов о выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих дальнейшему хранению, о неисправимом повреждении документов постоянного хранения и о необнаружении дел, подлежащих передаче на государственное хранение; вопросов о приеме на ведомственное хранение документов личного происхождения; подготовка и внесение на рассмотрение ЭПК предложений об установлении и изменении сроков хранения документов; рассмотрение перечней документов, номенклатур дел, инструкций по делопроизводству и т.п.
• оформление дел; это комплекс работ по его переучету, нумерации листов, составлению заверительной надписи, внутренней описи документов; начинается оно с момента заверения дела в делопроизводстве и завершается в процессе подготовки его к передаче в ведомственный архив после окончания календарного года, в течение которого дело было заведено. В зависимости от сроков хранения производится полное или частичное оформление дел. Полному оформлению подлежат дела постоянного, долговременного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу.
• описание документов постоянного и долговременного хранения;
• обеспечение их сохранности;
•
передачу дел в
архив учреждения, т.е. в ведомственный
архив. (Ведомственным называется архив,
находящийся в непосредственном подчинении
соответствующей организации, не входящей
систему государственной архивной службы,
или являющийся структурным подразделением
организации.) Ведомственный архив осуществляет
хранение документов организаций и предприятий
до передачи их на государственное хранение.
Читать
При оформлении
обложек дел постоянного, долговременного
(свыше 10 лет) хранения и по личному
составу должны указываться следующие
реквизиты: наименование учреждения и
его непосредственная подчиненность;
наименование структурного подразделения,
индекс дела; аннотация к документам дела
(для дел постоянного хранения, содержащих
особо ценные документы); дата дела (тома,
части); количество листов в деле; срок
хранения дела; архивный шифр дела. Кроме
того, на обложках дел постоянного хранения
предусматривается место для наименования
государственного архива и учреждения.
Следует
особо отметить, что архивный шифр
на обложках дел постоянного хранения
проставляется чернилами в ведомственном
архиве только после включения дел в годовые
разделы сводных описей дел, утвержденных
ЭПК соответствующего учреждения государственной
архивной службы (до этого он проставляется
карандашом). Архивные шифры на обложках
дел долговременного (свыше 10 лет) хранения
и по личному составу проставляются чернилами
после включения дел в годовые разделы
сводных описей дел, одобренных ЦЭК (ЭК)
учреждения, согласованных с ЭПК соответствующего
учреждения государственной архивной
службы (для описей дел по личному составу)
и утвержденных руководителем учреждения.
При заполнении
реквизитов обложки дела необходимо
соблюдать следующие
В конце
делопроизводственного года в оформление
обложки дела постоянного или долговременного
(свыше 10 лет) хранения вносятся необходимые
уточнения. Если название учреждения (вышестоящего
ведомства, структурного подразделения)
изменилось или дело передано в другое
учреждение (структурное подразделение),
на обложке дописывают название этого
учреждения (структурного подразделения).
Заголовок дела на обложку переносится
из номенклатуры дел организации, согласованной
с ЭПК соответствующего учреждения государственной
архивной службы. В необходимых случаях
(например, если заголовок на обложке не
отражает содержания документов в деле)
в него вносятся дополнительные сведения
и уточнения.
В заголовках
дел, содержащих копии документов, должна
указываться их копийность. Подлинность
документов дела в заголовке не оговаривается.
Если данные о копийности документов относятся
ко всем документам дела, то их помещают
за заголовком (в строку, после точки, с
прописной буквы), а если данные относятся
к части документов или к одному из них,
то их пишут после описания документов
(в скобках со строчной буквы). При наличии
в деле нескольких томов (частей) на обложку
каждого тома (части) выносятся общий заголовок
дела и заголовок каждого тома (части).
Важным
реквизитом обложки дела является дата
дела, т.е. годы заведения и окончания
дела в делопроизводстве. Правильное датирование
дел зависит от всестороннего учета характера
и вида документов, которые в них сформированы.
Датой дела, содержащего распорядительную,
творческую и другую документацию (доклады,
стенограммы, письма и т.д.), для которых
точная датировка имеет важное значение,
а также дела, состоящие из нескольких
томов (частей), являются крайние даты
документов, т.е. число, месяц, год регистрации
(составления) самого раннего и самого
позднего из документов, включенных в
дело.
Датой
дела, содержащего протоколы
В конце
каждого дела постоянного, долговременного
(свыше 10 лет) хранения для учета
количества и фиксации особенностей
нумерации листов на отдельном листе
составляется заверительная надпись,
в которой цифрами и прописью
указывается количество пронумерованных
листов и отдельно через знак «+» (плюс)
— количество листов внутренней описи
(при ее наличии). Заверительная надпись
пишется разборчиво, с указанием должности
составителя, даты составления и подписывается
составителем с расшифровкой подписи.
Последующие изменения в составе и состоянии
дела (недостача документов, присоединение
новых, замена подлинных документов копиями
и т.д.) отмечаются в заверительной надписи
со ссылкой на соответствующий акт.
Для определенных
категорий дел постоянного и долговременного
(свыше 10 лет) сроков хранения, учет которых
вызван спецификой содержащейся в них
документации (особо ценные, личные, судебные
и следственные дела, дела о присуждении
ученых степеней и присвоении ученых званий,
дела на авторские свидетельства и патентные
изобретения и т.д.), а также сформированных
по разновидностям документов, заголовки
которых не раскрывают их конкретного
содержания, составляется внутренняя
опись документов. По окончании делопроизводственного
года все завершенные дела постоянного
и временного хранения, прошедшие экспертизу
ценности, вносятся в описи. Опись дел
представляет собой систематизированный
перечень заголовков дел, раскрывающий
их состав и содержание, закрепляющий
систематизацию дел в пределах фонда и
их учет. Кроме этого, опись является одновременно
учетным документом и основным видом научно-справочного
стандарта, обеспечивающим оперативный
учет дел и описей.
С момента
заведения и до сдачи в ведомственный
архив дела хранятся в рабочих комнатах
или в специально отведенных для этой
цели помещениях. Дела помещают в закрывающиеся
шкафы, которые должны обеспечивать сохранность
документов, и ставят корешками наружу.
Изымать
и выдавать документы из дел постоянного
хранения можно лишь в исключительных
случаях (например, по требованию судебно-следственных
органов) с разрешения руководителя учреждения.
При этом в дело обязательно вкладывают
точную заверенную копию документа и акт
о причинах изъятия подлинника. Копии
и выписки из документов для использования
в работе учреждения или в интересах отдельных
граждан делают с разрешения руководства
или должностных лиц, которым такое право
предоставлено соответствующими ведомственными
инструкциями.