Междунарожная организация труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:49, контрольная работа

Краткое описание

Многие зарубежные страны формируют новые подходы к регулированию национальных рынков труда и сферы занятости в постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики.
На всех этапах научно-технического прогресса происходят качественные изменения в самом содержании процесса труда, которые проявляются и в дифференциации, и в объединении отдельных функций. В связи и с изменением содержания труда, интенсифицируется и процесс изменения в профессиональном составе рабочих.

Оглавление

Введение 2
1.Опыт государственного регулирования занятости за рубежом. 4
2.Трехсторонняя структура МОТ 15
2.1 Состав и компоненты МОТ 15
2.2 Международное Бюро Труда 16
2.3 Деятельность МОТ 19
3.Сотрудничество Российской Федерации с МОТ 21
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

контр.раб.занятость 2.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Государство и  работодатели обеспечивают выдачу пособий  по безработице, различные виды социального  вспомоществования. Средства на решение  проблем безработицы поступают по двум основным каналам: из государственного бюджета и от нанимателей. При этом государство применяет и льготное налогообложение .

В странах Западной Европы широко используется принцип  «пожизненного субсидирования»  профессиональной подготовки и переподготовки рабочей силы, осуществляемой за счет средств государства и частного капитала.

В результате государственной  политики в сфере занятости в  странах Западной Европы наблюдается  относительно невысокий уровень  безработицы - 3-5%.

Особый интерес  вызывает шведская модель рынка труда, существовавшая в Швеции до начала 90-х годов. Ее отличали высокая степень вмешательства государства, заметная роль профсоюзов, ориентация на применение мер превентивного характера, предупреждающих появление безработицы. Основными элементами данной модели, заложенной более 40 лет назад шведскими учеными, являлись:

ограничительная фискальная политика (ее цель - ограничение  темпов инфляции посредством установления косвенных налогов на товары и  услуги; недопущение конкуренции между высокорентабельными фирмами на рынке труда путем контроля за повышением зарплаты на данных предприятиях);

политика солидарности в заработной плате (равная оплата труда  за равный труд вне зависимости от финансового положения нанимателя привела к равномерному распределению заработной платы в национальной экономике);

активная политика на рынке труда, направленная на достижение полной занятости в долгосрочной перспективе, основанная на:

• дифференциации наемных работников, обладающих различной  конкурентоспособностью на рынке труда;

• стимулировании нанимателей посредством субсидий на сохранение рабочих мест за проблемными  группами работников;

• создании специальных  рабочих мест на государственных  предприятиях при активном участии  профсоюзов.

Применение  данной модели рынка труда позволило Швеции достичь полной занятости: уровень безработицы составлял 1,5-2%.

Однако отказ  Швеции в начале 90-х гг. от «социальной  уравниловки», усиление монетарных регуляторов  в экономике, ослабление государственного влияния в перераспределительном процессе повлекли за собой резкий рост безработицы, достигшей 10-12%.

Мировой опыт подтверждает необходимость государственного регулирования  рынка труда. Однако конкретные меры воздействия государства на решение  проблем занятости зависят от особенностей национальной экономики, сложившейся в стране социально-экономической ситуации. Кроме того, эти меры не являются застывшими. Они изменяются под влиянием внутренних и внешних факторов. Так, например, курс на сохранение рабочих мест в случае, когда он не отвечает техническим требованиям и потребностям рынка, отвергается как несовместимый с экономическим прогрессом. Неоправданными при определенной демографической ситуации могут быть и поощрение досрочного выхода на пенсию, ограничение притока иностранных рабочих и т.д.

В современных  условиях в любой стране меры государственного регулирования занятости должны быть увязаны с решением общих  проблем: развитием более производительной экономики, активизацией и развитием  человеческих ресурсов. Они должны быть нацелены на расширение предложения труда, улучшение его качества, повышение эффективности труда. Для этого необходимы:

• мобилизация  возможностей человека;

• расширение участия  населения в экономической жизни  в любых, в том числе и нестандартных формах (частичная, временная занятость, надомный труд);

• повышение  общеобразовательной и квалификационной подготовки;

• усиление мобильности  рабочей силы;

• расширение использования  активных мер регулирования занятости, направленных на «рассасывание» армии нетрудоустроенных (увеличение рабочих мест, повышение уровня квалификации рабочей силы и т.д.).

Все перечисленные  меры требуют значительных затрат со стороны государства. В настоящее  время в большинстве развитых стран затраты на регулирование  сферы занятости составляют 2-3% от валового внутреннего продукта, но с лихвой окупаются за счет повышения использования человеческих ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Трехсторонняя  структура МОТ

2.1 Состав и компоненты  МОТ

 

МОТ всегда была уникальным форумом, на котором правительства  и социальные партнеры 175 государств-членов могут свободно и открыто обсуждать  свою национальную политику и практику. Трехсторонняя структура МОТ делает ее единственной международной организацией, в которой объединения работодателей и трудящихся имеют равный голос с правительствами в формировании ее политического курса и программ.

МОТ поощряет трипартизм и внутри государств-членов, содействуя социальному диалогу между профсоюзами и работодателями, которые участвуют в выработке и проведении в жизнь, когда это необходимо, политики в социально-экономической области, а также по ряду других направлений. Каждая страна-участница имеет право послать на Международную конференцию труда четырех делегатов: двух от правительства и по одному от трудящихся и работодателей, которые могут выступать и голосовать независимо друг от друга.

Международная конференция  труда проводится в июне каждого года в Женеве. Делегатов сопровождают технические советники. Наряду с делегатами правительства в Конференции обычно участвуют и выступают члены кабинета министров, ответственные за сферу труда в своих странах. Представители предпринимателей и трудящихся могут выступать и голосовать независимо от делегатов правительства и даже против них, так же как и против друг друга.

Конференция является всемирным форумом для обсуждения общих трудовых и социальных проблем и международных трудовых норм; она определяет общую политику Организации. Каждые два года Конференция принимает двухлетнюю программу работы и бюджет МОТ, который слагается из взносов государств-членов.

В период между конференциями  работой МОТ руководит Административный совет, в который входят 28 представителей правительств, 14 представителей трудящихся и 14 представителей работодателей. Этот исполнительный совет проводит свои заседания три раза в год в Женеве. Он принимает решения по политике Организации, определяет ее программу и бюджет, которые затем представляются на Конференцию для утверждения. Совет также избирает Генерального директора МБТ.

Десять правительственных  мест в нем постоянно закреплены за странами, наиболее развитыми в  промышленном отношении (Бразилия, Китай, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Российская Федерация, Великобритания, США). Представители других стран-участниц избираются в Административный совет делегатами правительств на Конференции на трехлетний срок с учетом географического распределения. Предприниматели и трудящиеся сами и по отдельности избирают своих членов.

2.2 Международное  Бюро Труда

 

Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом Международной организации труда, ее штаб-квартирой, исследовательским центром и издательством. Административно-управленческие функции децентрализованы и осуществляются региональными и местными отделениями и бюро. Руководит Секретариатом Генеральный директор МБТ, избираемый на пятилетний срок с возможностью переизбрания. В штаб-квартире в Женеве и более чем 40 представительствах по всему миру работают около 2500 специалистов и служащих.

Регулярно проводятся также региональные конференции государств-членов МОТ, которые рассматривают вопросы, представляющие для них особый интерес.

Административному совету и Бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие основные отрасли промышленности, и  комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональное обучение, совершенствование методов управления, гигиена и охрана труда, трудовые отношения, рабочее образование и особые проблемы отдельных категорий трудящихся - молодежи, женщин, инвалидов и т. д.

С самого начала МОТ уделяла особое внимание торговому флоту, деятельность которого в силу самой его природы и масштабов носит международный характер. Благодаря работе специальных (морских) сессий Международной конференции труда и Объединенной морской комиссии был выработан целый ряд Конвенций и Рекомендаций по проблемам моряков и рыбаков.

Основные подразделения  МБТ

Бюро по деятельности предпринимателей.

Успешно работающие предприятия составляют основу любой стратегии расширения занятости и повышения уровня жизни. Потребность предприятий в получении новейшей информации и консультаций в данной области сегодня особенно велика.

Организации предпринимателей на национальном и международном  уровнях предоставляют такую  информацию предприятиям наиболее эффективным  и экономичным путем, облегчают их деятельность в окружающей социальной среде и в области человеческих ресурсов. Их информационный и представительский потенциал может помочь руководству предприятия понять происходящее в деловой окружающей среде и влиять на нее, пользоваться возможностями для роста торговли, инвестиций и получения конкурентных преимуществ, которые открываются благодаря расширяющейся глобализации мировой экономики.

Бюро по деятельности трудящихся

Последствия далеко идущих перемен в мире особенно сказываются на занятости, условиях труда, заработной плате и самой организационной структуре профсоюзов.

Бюро по деятельности трудящихся является специализированным подразделением МБТ. Его задача - поддерживать тесные связи с профсоюзными объединениями  в различных странах, предоставлять ресурсы МОТ в их распоряжение, помогать Организации чутко реагировать на их проблемы, приоритеты, интересы и мнения и действовать с учетом этого.

С этой целью  Бюро координирует всю деятельность МОТ, касающуюся организаций трудящихся. Его главные цели:

• содействовать  развитию и укреплению представительных, независимых и демократических  профсоюзных организаций;

• расширять  их возможности по участию в переговорах  по политическим, экономическим и  социальным вопросам и в принятии решений в данных областях;

• помогать профсоюзам активно участвовать в деятельности МОТ.

Другие услуги, предоставляемые  Бюро профсоюзным организациям, включают публикации, техническую помощь, исследования и обучение. Специалисты МБТ по деятельности трудящихся и профсоюзному образованию оказывают им помощь по всему миру.

Департамент правительственной деятельности, законодательства и администрации труда

Эффективное регулирование труда  в ответ на социально-экономические  перемены вносит важный вклад в улучшение условий труда и, в то же время, в национальное развитие.

МОТ помогает странам  вырабатывать и совершенствовать свою политику и законодательство в сфере  труда, регулирование в этой области, укреплять инспекцию труда и  службы занятости.

Департамент правительственной деятельности, законодательства и администрации труда вместе с Бюро по деятельности предпринимателей и Бюро по деятельности трудящихся предлагает уникальный набор услуг по развитию возможностей министерств труда и других соответствующих правительственных органов по налаживанию и ведению социального диалога. Сюда входят как традиционные функции поддержки правительств, совершенствования законодательства и управления в сфере труда, так и комплексное содействие министерствам труда и соответствующим государственным органам в выработке экономической и социальной политики в целом. Особое внимание уделяется проблемам структурной перестройки экономики и реформы государственного сектора,

Департамент координирует сводную  межотраслевую программу укрепления общего управления и структуры органов по труду, в том числе инспекций труда и служб занятости. Уделяется также внимание процессу реформирования трудового законодательства как главного фактора содействия трипартизму и социальному диалогу.

2.3 Деятельность  МОТ

 

Отраслевая  деятельность МОТ направлена на повышение  способности различных отраслей эффективно и на справедливой основе решать проблемы в сфере труда. МОТ  регулярно проводит международные  отраслевые встречи, разрабатывающие  рекомендации, которые служат ориентиром для выработки промышленной политики и проведения практических мер государствами-членами МОТ. Было также принято множество международных трудовых норм, касающихся определенных отраслей, особенно торгового флота.

Постоянное внимание уделяется 22 промышленным отраслям, морскому судоходству, сфере обслуживания - общественной и частной.

Морское судоходство

Общая цель деятельности МОТ в данной отрасли - содействие социальному и экономическому прогрессу  на морском и речном транспорте, в рыболовстве и портовом хозяйстве, в первую очередь в отношении условий труда и жизни трудящихся.

Важной вехой  последних лет стала 84-я (морская) сессия Международной конференции  труда 1996 г. Она приняла семь новых  международных трудовых норм, касающихся инспекции труда, вербовки и рабочего времени моряков. Особое значение имеет Конвенция (№ 147) 1976 г. о минимальных нормах в торговом флоте, поскольку на ее положениях основаны почти все региональные соглашения между соответствующими органами различных стран о проведении инспекций судов, зарегистрированных за рубежом.

Сектор общественного обслуживания

Государственная служба играет важнейшую роль в обществе и экономике, и в прошлом ее часто называли «главным средством  решения проблем». На нескольких встречах МБТ за последние годы рассматривался вопрос о развитии человеческих ресурсов и структурной перестройке в данном секторе. В январе 1997 г, на Симпозиуме о конвергенции средств мультимедиа обсуждался вопрос о социальных и трудовых последствиях перехода к глобальному информационному обществу.

Промышленная  деятельность

За последние  годы МОТ провела трехсторонние  встречи по сельскому хозяйству, химической, лесной, металлургической, нефтеперерабатывающей,

электронной, машиностроительной, легкой и пищевой промышленности. Они  стали форумом для обмена мнениями и международным опытом. Подобные встречи дают ориентиры для национальной политики и помогают выработать согласованные международные, подходы к отраслевым проблемам.

Вспомогательная деятельность включает предоставление технических консультаций и оказание конкретной поддержки партнерам МОТ, в том числе при проведении национальных симпозиумов и создании компьютерных информационных сетей, содействие социальному диалогу и применению норм.

Информация о работе Междунарожная организация труда