Междунарожная организация труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:49, контрольная работа

Краткое описание

Многие зарубежные страны формируют новые подходы к регулированию национальных рынков труда и сферы занятости в постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики.
На всех этапах научно-технического прогресса происходят качественные изменения в самом содержании процесса труда, которые проявляются и в дифференциации, и в объединении отдельных функций. В связи и с изменением содержания труда, интенсифицируется и процесс изменения в профессиональном составе рабочих.

Оглавление

Введение 2
1.Опыт государственного регулирования занятости за рубежом. 4
2.Трехсторонняя структура МОТ 15
2.1 Состав и компоненты МОТ 15
2.2 Международное Бюро Труда 16
2.3 Деятельность МОТ 19
3.Сотрудничество Российской Федерации с МОТ 21
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

контр.раб.занятость 2.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение

 

Многие зарубежные страны формируют новые подходы  к регулированию национальных рынков труда и сферы занятости в постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики.

На всех этапах научно-технического прогресса происходят качественные изменения в самом  содержании процесса труда, которые  проявляются и в дифференциации, и в объединении отдельных  функций. В связи и с изменением содержания труда, интенсифицируется и процесс изменения в профессиональном составе рабочих.

Поэтому для  России важной задачей становится изучение опыта развитых стран в данной области и, в частности, европейских  государств, применяющих помимо традиционных, сложившихся в течение всей истории развития рыночной экономики, совершенно новые подходы к пониманию, оценке перспектив и разработке политики государственного регулирования рынка труда.

В настоящее  время в связи с усиливающейся  глобализацией экономики, большое значение получили международные организации в сфере труда.

Наиболее значимая из них –  Международная организация  труда (International Labor Office) (МОТ) – это  специализированное подразделении  ООН, которое способствует установлению социальной справедливости и признанию человеческих прав в области труда на международном уровне.

МОТ формирует  международные стандарты труда  в форме Конвенций и Рекомендаций, устанавливая минимальные стандарты  основных трудовых прав.

Основные сферы  деятельности МОТ:

- политика найма  рабочей силы;

- управление  трудом;

- условия труда;

- развитие менеджмента;

- кооперация;

- социальная  защита;

- статистика  труда и безопасность и здоровье  в сфере труда;

- профессиональное  обучение и восстановление прав  в сфере труда.

МОТ содействует  развитию независимых организаций  работодателей и профсоюзов и  предоставляет услуги по обучению и  консультированию  в сфере труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Опыт  государственного регулирования  занятости за рубежом.

 

Сегодня ни в  одной, даже самой «рыночной» стране, рынок, в том числе и рынок труда, не находится во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами существуют, развиваются и взаимодействуют механизмы регулирования в рамках корпораций, государств и межгосударственных образований. При этом все большая роль в регулировании занятости отводится государству.

Проблемы занятости  для большинства стран мира становятся острее по мере усиления конкуренции  на внутреннем и внешнем рынках, предопределяя необходимость повышения  эффективности использования рабочей силы, ее качества, высвобождения образующегося в результате технического перевооружения ее «излишка» и т.д.

Если проанализировать накопленный в развитых капиталистических  странах опыт в области государственного регулирования занятости, можно  отметить, что принимаемые государством меры зависят от состояния развития экономики страны и уровня безработицы. При этом проявляющиеся на рынке труда проблемы и тенденции аналогичны для большинства стран, как и меры государственного регулирования занятости на отдельных этапах развития экономики.

В развитии государственного регулирования занятости за рубежом  в послевоенный период выделяют четыре этапа:

• начало 60-х - середина 70-х годов;

• середина 70-х - начало 80-х годов;

• 80-е годы;

• конец 80-х  гг. - до настоящего времени. Характерным для экономики в период с начала 60-х до середины 70-х годов был общий экономический подъем. Но на его фоне обнаруживается в ряде отраслей нехватка рабочей силы, что предопределило главную задачу государственной политики занятости этого этапа - развитие «человеческих ресурсов». Требовалось приспособить совокупную рабочую силу к структурным сдвигам в экономике, смягчить социальные последствия циклических колебаний и расширить возможности трудоустройства категорий трудящихся, испытывающих наибольшие трудности на рынке труда.

В этих условиях участие государства в решении  проблемы занятости было постоянным и разноплановым, а основными  направлениями его деятельности стали:

• достижение относительно постоянной занятости в масштабах  всей национальной экономики;

• повышение  отраслевой, профессионально-квалификационной и региональной мобильности рабочей  силы, ее способности адаптироваться к техническим и структурным  изменениям;

• расширение инструментария государственного регулирования, создание научных центров по изучению проблем рынка труда, министерств, служб и ведомств, ответственных за реализацию политики занятости;

• укрепление финансовой базы путем формирования специальных  фондов, которые можно было бы использовать для выборочного регулирования уровня и структуры спроса и предложения.

Период с  середины 70-х и до начала 80-х годов  для большинства развитых капиталистических  стран - время глубокого экономического кризиса, сопровождающегося массовой и длительной безработицей. В связи  с этим масштабы государственного регулирования занятости расширились: государство участвует в подготовке и переподготовке кадров, возмещает предпринимателям часть расходов на организацию учебного процесса, обеспечивает выплату стипендий и определенного процента заработной платы лицам, проходящим переквалификацию. В результате профессиональное обучение и переобучение позволили решить две задачи: во-первых, повысить качество рабочей силы и ее конкурентоспособность и, во-вторых, обеспечивать гибкость и мобильность рабочей силы в условиях возросшего динамизма рынка труда.

Для решения  проблем занятости широко используются общественные работы.

В этот период в  государственном регулировании  занятости доминируют направления:

• усиление мер  поддержки занятости и увеличение государственных ассигнований на их осуществление;

• проведение политики децентрализации и повышение  роли местных органов власти в  регулировании занятости;

• государственное  субсидирование найма, в первую очередь, молодежи и лиц с пониженными  шансами на трудоустройство;

• увеличение числа  программ поддержания занятости  для отдельных регионов, отраслей, категорий безработных;

• принятие правительственных  программ компенсации потерь заработка  трудящихся при переводе их на сокращенную  рабочую неделю.

80-е годы отличаются неоконсервативным поворотом в экономике капиталистических стран, выразившимся в усилении роли рыночных регуляторов, перенесении акцентов на повышение прибыльности и конкурентоспособности производства и ослабление влияния государства на экономическое развитие.

Аналогичные тенденции  проявились и в политике регулирования  занятости: программы переподготовки, их проведение и субсидирование ориентированы  на предприятия; поощряются мелкое предпринимательство  и создание собственного дела безработными; совместные инициативы местных властей, предпринимателей, профсоюзов и других общественных организаций и т.д.

Приоритетными направлениями в регулировании  рынка труда становятся:

• повышение  гибкости рабочей силы, включая функциональные и организационные ее аспекты;

• «либерализация»  правил найма и увольнения;

• усиление мер, ограничивающих предложение рабочей  силы (поощрение частичной и временной  занятости, досрочный перевод на пенсию, сокращение или перекрытие потока иностранных рабочих и  помощь в их репатриации);

• снижение роли общественный работ, обеспечивающих краткосрочную  занятость, которая не требует высокой  квалификации, вызванное увеличением  удельного веса длительной безработицы;

• ориентация на «селективный» характер программ поддержания  занятости, нацеленных на «болевые» точки рынка, главным образом на нетрудоустроенную молодежь.

На современном  этапе, начавшемся с конца 80-х г., в большинстве стран мира наблюдаются  замедление темпов экономического роста, сохранение застойной безработицы  на фоне нехватки квалифицированных кадров в условиях обновления капитала, использования новых технологий, малоэффективных мер регулирования занятости, применяемых в предшествующий период.

В этих условиях занятость является важнейшей проблемой  для всего современного развитого общества, которое считает своими основными целями повышение материального благополучия граждан, сохранение социальной стабильности в обществе, обеспечение устойчивого функционирования национальной экономики. Исходя из таких целевых установок, в 1988 г. на 75-ой сессии МОТ были выработаны основные требования в области регулирования занятости, обязательные для всех государств - членов МОТ:

• увеличение размера  пособий и срока их выплаты;

• увеличение численности  охватываемых пособием лиц;

• сокращение периода ожидания работы;

• обеспечение  безработных медицинским обслуживанием;

• стимулирование предпринимателей к созданию новых  рабочих мест;

• стимулирование безработных через систему социального  обеспечения к поиску работы;

• создание специальных  программ по содействию занятости для низкоконкурентных социальных групп (женщин, молодежи, инвалидов, пожилых, длительно безработных, законных эмигрантов).

В 90-е годы в  большинстве стран мира в системе  государственного регулирования занятости  делается упор на налоговую систему; социальное страхование и вспомоществование; меры, подталкивающие безработных на более энергичный поиск нового места работы. Кроме того, осуществляется перестройка служб занятости для более тесной увязки системы страхования по безработице с активной политикой на рынке труда, приоритетное развитие получают программы повышения качества рабочей силы.

Коррективы  в налоговой системе направлены на снижение налогов на низкие доходы и увеличение разрыва между заработной платой неквалифицированного работника и пособием. Это достигается преимущественно путем сокращения выплат предпринимателей в фонды социального страхования с заработной платы низкооплачиваемых работников.

При формировании системы страхования по безработице  в большинстве стран учитывается корреляция между размером пособий и ростом безработицы. Это объяснялось тем, что высокие размеры пособия в сравнении с уровнем дохода от работы не стимулируют поиск рабочего места безработным. По этой причине были изменены и принципы страхования, и система выплат пособия по безработице.

Для снижения общего объема затрат на выплату пособий  страны прибегают к различным  методам:

• снижению максимального  размера пособия (Дания, Австрия, Германия, Канада);

• ограничению  сроков выплат в максимальном объеме (Франция);

• изменению  порядка индексации (Ирландия при  корректировке величины пособия  вместо динамики средней заработной платы использует показатель инфляции);

• удлинению  стажа работы, необходимого для получения  пособия;

• возрастному  лимитированию, в первую очередь для молодежи, затрудняющему доступ к получению пособия лицами, не достигшим определенного возраста (в Норвегии, Новой Зеландии и Канаде не выплачиваются пособия молодым людям 16-17 лет; в Нидерландах сокращен размер пособия для молодежи; в Дании снижена продолжительность выплат для данной возрастной категории).

Одновременно  сокращаются другие социальные выплаты  безработным (например, в Великобритании снижен размер жилищных субсидий безработным  семьям).

Параллельно с  ужесточением контроля за процессом трудоустройства отдельные страны вводят систему материального поощрения активных поисков работы безработными. Этот подход широко применяется в Японии: размер выплачиваемого поощрения (оно может достигать суммы четырехмесячного пособия по безработице) напрямую зависит от скорости трудоустройства безработного на новое рабочее место. Практика выплаты премиальных длительно безработным, сумевшим трудоустроиться, стала вводиться и в некоторых американских штатах.

Другое направление  активизации трудоустройства безработных, в основе которого лежит усиление заинтересованности работодателей в предоставлении рабочих мест безработным, получило развитие в Германии. Оно заключается в том, что государство переносит акценты материальной заинтересованности от безработного на нанимателя.

В большинстве  стран в последнее время наблюдается  тенденция постепенного замещения  пассивных мер регулирования  занятости активными.

Наряду с  общими для всех стран тенденциями, характеризующими государственное  регулирование занятости, каждая сторона имеет свою собственную модель рынка труда, зависящую от модели и состояния национальной экономики, менталитета, культуры и традиций нации.

В США регулирование  занятости осуществляется при минимальном  вмешательстве государства. Американская модель ориентирована на:

• максимальную свободу экономических сил на рынке труда;

• невысокую  степень контролируемости условий  продажи рабочей силы;

• децентрализацию  политики занятости, т.е. перенос центра тяжести в решении этих проблем  с общегосударственного на региональный уровень;

• предоставление широких прав нанимателю в области, регулирующей увольнение или сокращение наемного работника;

• соблюдение прав трудящихся при найме на работу;

• искоренение  дискриминации при найме на работу (в связи с семейным положением, по расовой принадлежности, полу, религиозным убеждениям, политическим связям и т.д.).

Важнейшая роль в решении проблемы занятости  принадлежит профсоюзам.

Результатом сведенного до минимума государственного регулирования  занятости в США является относительно высокий, по сравнению с другими развитыми странами, уровень безработицы: в период «великой депрессии» безработица составляла более 24%, в середине 80-х гг. - более 10%, на сегодняшний день - 6-8%.

Для стран Западной Европы характерны активная роль государства и его значительное, а зачастую и определяющее влияние на развитие ситуации на рынке труда, высокий уровень социальной защищенности трудящихся. Западноевропейскую модель рынка труда отличает наличие развитой организационной структуры, охватывающей многочисленные государственные, общественные и частные институты, учреждения, организации.

Информация о работе Междунарожная организация труда