Конкурсный набор персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Комплектование штатов является одним из ключевых элементов работы любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность работы организации и использование всех остальных ресурсов. Поэтому ошибки в подборе кадров могут дорого обойтись организации, а подбор хороших кадров является удачным вложением денег. Для любой организации отбор и обучение работников, не подходящих для выполнения порученной им работы, будет роскошью. Для мелких и средних организаций, особенно в условиях быстро меняющейся и нестабильной среды, эта роскошь просто непозволительна.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
1. Конкурсный набор персонала………………………………………………
1.1. Цели и элементы конкурса………………………………………………..
1.2. Подходы к организации и проведению конкурса……………………….
1.3. Этапы конкурсных процедур……………………………………………..
1.4. Методы определения требований к кандидату на замещение вакантной должности…………………………………………………………..
2. Правовое регулирование избрания по конкурсу отдельных категорий работников……………………………………………………………………...
2.1. Порядок проведения конкурса для педагогических работников………
2.2. Порядок проведения конкурса для государственных гражданских служащих………………………………………………………………………...
2.3. Порядок проведения конкурса для муниципальных служащих………..
3. Оформление трудового договора……………………………………………
4. Защита персональных данных работника…………………………………..
5. Типы сотрудников и уровень их конфликтности…………………………..
Заключение………………………………………………………………….......
Список литературы……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

готовая курсовая конкурсный набор персонала.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

Таблица 5

 

Процедуры и методы

Парадигма

Тестирование

Ролевые игры

Ситуационное  моделирование

Групповая дискуссия

Собеседование

Публичное выступление

Опрос общественного  мнения

Анализ документов

Оценка рефератов

Экспертный  опрос

Подбор

0

-

-

-

+

-

-

+

0

+

Выборы

-

-

-

+

0

+

+

0

-

-

Отбор

+

+

+

+

0

+

0

+

+

+


 

Приняты обозначения:

"+" оптимальность  использования данной процедуры  в рамках парадигмы;

"-"     несовместимость  с парадигмой использования данной  процедуры;

"0" незначительность  результатов данной процедуры  в рамках парадигмы. [2,58-60]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовое регулирование избрания  по конкурсу отдельных категорий  работников

 

Трудовые  отношения между работником и  работодателем возникают на основании  трудового договора. В ст. 16 ТК РФ говорится, что одно из оснований  заключения трудового договора - избрание по конкурсу на замещение вакантной должности, призванному оценить профессиональный уровень претендентов.

Трудовой  кодекс РФ не дает общего примерного порядка  проведения конкурса. В ст. 18 ТК РФ указано, что для заключения трудового  договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации должны быть определены:

- перечень  должностей, подлежащих замещению по конкурсу;

- порядок  конкурсного избрания на эти  должности. [6,36]

Следует обратить внимание на одно из существенных различий между  избранием по конкурсу на замещение  соответствующей должности и  выборами на должность. Конкурс является самовыдвижением. Согласно его объявлению каждый может для замещения конкурсной должности представить необходимые документы для участия в конкурсе. В то же время выборы на должность осуществляются на основании выдвижения другими лицами или коллективами, группами людей определенного лица на выборную должность.  
     Конкурс отличается и другими особенностями: открытым гласным характером - объявление о конкурсе адресовано неопределенному кругу лиц и связано с самовыдвижением лица для участия в конкурсе; избрание по конкурсу осуществляется коллегиальными органами такими как  совет, комиссия; в результате избрания по конкурсу - согласно решению, принятому этим органом и, как правило, утвержденному работодателем или руководителем организации в отношении остальных категорий работников - с ними заключается трудовой договор и возникает трудовое отношение; трудовое отношение возникает на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу при соблюдении условий, установленных ст.18 ТК РФ.  
 Таким образом:

а) избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности  предусмотрено законом, иным нормативным  правовым актом или уставом организации; 
б) определен перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу; 
в) установлен порядок конкурсного избрания на эти должности; 
г) конкурс носит периодический характер, и соответствующие должности, занятые при избрании по конкурсу, по истечении определенного времени (не реже одного раза в 5 лет) выносятся путем указанных объявлений на конкурс, но это не исключает возможность вынесения на конкурс вакантных должностей. 
 В Положении о порядке конкурсного избрания на замещение соответствующих должностей, разрабатываемое, в организации в качестве локального нормативного акта в соответствии с уставом организации, могут быть включены: цель проведения конкурса, условия конкурсного отбора наиболее квалифицированных работников и в результате избрания по конкурсу заключение трудового договора между работодателем и работником, избранным по конкурсу. В указанном Положении обязательно определяется перечень соответствующих должностей, на которые объявляется конкурс: например, руководитель организации, руководители структурных подразделений, специалисты того или иного профиля и другие категории работников, а также указываются требования, предъявляемые к претендентам на замещение конкурсной должности, такие как образование, стаж работы по специальности, и уточняется список документов, представляемых претендентами для участия в конкурсе в устанавливаемый срок.

  Целесообразно определить, кто не допускается к участию в конкурсе: например, претендент, который не подтвердил свою подготовку и образование документами, свидетельствующими о его специальности и квалификации, или тот, чей стаж работы по специальности не установлен в связи с отсутствием трудовой книжки либо не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения соответствующей должности, или документы не представлены в установленный срок и т. д.

Необходимо установить четкую процедуру прохождения конкурса. Прежде всего, это образование конкурсной комиссии, определение ее состава, сроков и порядка действия и вынесения решения (вид голосования: тайное или открытое, порядок подсчета голосов), ознакомление с результатом голосования, наличие кворума (не менее 2/3 списочного состава комиссии); избранным на должность признается участник конкурса, за которого проголосовало более половины присутствующих членов комиссии.

  В объявлении указываются реквизиты организации, дата и время начала и окончания приема заявлений и документов, а также проведения конкурса, требования, предъявляемые к претенденту на конкурсную должность, перечень документов, подаваемых участниками конкурса.

В настоящее  время порядок проведения конкурса установлен лишь в отношении отдельных  категорий работников и служащих:

- для  педагогических работников - ст. 332 ТК  РФ и Положением о порядке  замещения должностей научно-педагогических  работников в высшем учебном  заведении Российской Федерации  (далее - Положение), утвержденным  Приказом Минобразования России от 26.11.2002 N 4114;

- для  государственных гражданских служащих - Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение  вакантной должности государственной  гражданской службы Российской  Федерации". Им установлены общие  положения о порядке проведения конкурса. Согласно п. 16 данного Указа состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа. Так, в качестве примера можно привести Приказ ФСКН России от 30.04.2008 N 155 "Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сроков и порядка работы конкурсных комиссий". В настоящее время таких правовых актов принято более пятидесяти;

- для  муниципальных служащих порядок  проведения конкурса на замещение  должности муниципальной службы  устанавливается муниципальным  правовым актом, принимаемым представительным  органом муниципального образования.

2.1. Порядок проведения конкурса для педагогических работников

 

Во исполнение Федерального закона РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96 № 125-ФЗ  (далее - Закон о высшем образовании) и в соответствии со ст. 332 ТК РФ приказом Минобразования России от 26.11.02 № 4114 утверждено Положение «О порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации» (далее - Положение от 26.11.02). Данным Положением установлено: заключению трудового договора с профессорами, доцентами, старшими преподавателями, преподавателями и ассистентами, а также научными работниками вузов предшествует конкурсный отбор; проведение этого конкурсного отбора определено Положением от 26.11.02.

Так, конкурсный отбор  объявляется ректором (проректором, руководителем филиала) вуза в периодической  печати или в других средствах  массовой информации не менее чем  за два месяца до его проведения. Срок подачи заявления для участия  в конкурсном отборе - один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе. Обсуждение и конкурсный отбор претендентов на преподавательские должности проводятся на ученом совете вуза (ученом совете факультета, филиала). Решение по конкурсному отбору принимается членами ученого совета тайным голосованием. Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший наибольшее число голосов членов ученого совета, но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме 2/3 списочного состава ученого совета.

До избрания по конкурсу претендента на преподавательскую  должность на заседании ученого  совета кафедра выносит рекомендации по каждой кандидатуре и доводит  до сведения ученого совета вуза (факультета, филиала) на его заседании (до проведения тайного голосования). Кафедра вправе предложить претендентам прочитать пробные лекции или провести другие учебные занятия и по их итогам принять рекомендации.

При конкурсном отборе в  вузе трудовой договор завершает  все иные юридические акты данного состава согласно ст. 332 ТК РФ, п. 2 ст. 20 Закона о высшем образовании. С лицом, избранным по конкурсу ученым советом вуза (факультета, филиала), руководитель (ректор, декан) от имени вуза (факультета) заключает трудовой договор при условии, что ранее был издан соответствующий акт управления (приказ) по решению совета о конкурсном избрании лица на соответствующую должность.

В данном случае имеет  место "сложный юридический состав", поскольку в него включены юридические  акты, свойственные разным отраслям права и совершаемые в следующей последовательности:

1) конкурс, завершаемый  решением соответствующего органа (ученого совета), т. е. акт избрания;

2) приказ руководителя  по решению ученого совета (коллегиального  органа), т. е. акт управления;

3) трудовой договор, заключаемый с лицом, избранным по конкурсу, обуславливающий трудовую функцию работника, дату начала работы, размер оплаты труда, и другое, т. е. двусторонний юридический акт (соглашение).

 

2.2. Порядок проведения конкурса для государственных гражданских служащих

 

В ст. 27 Федерального закона РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ  (далее - Закон N 79-ФЗ) содержится перечень оснований, при наличии которых при поступлении на гражданскую службу испытательный срок не устанавливается. Избрание по конкурсу в этот перечень не входит. Однако п. 5 ч. 3 ст. 27 указывает, что испытание при поступлении на гражданскую службу не устанавливается в иных случаях, предусмотренных Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами. В связи с этим существует две точки зрения. Согласно одной из них, поскольку Трудовой кодекс РФ является федеральным законом, положение ст. 70 распространяется и на отношения между нанимателем и гражданским служащим и, как следствие этого, позволяет не устанавливать испытательный срок лицам, поступившим на гражданскую службу по конкурсу. Существует и обратная точка зрения. Об этом свидетельствует, например, анализ положений Закона г. Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы". В частности, п. 10 ст. 24 устанавливает: если гражданский служащий принят на гражданскую службу и замещает должность гражданской службы по результатам конкурса, решение о признании результатов испытания неудовлетворительными представитель нанимателя принимает с учетом мотивированного мнения конкурсной комиссии.

В данной ситуации обратимся к ст. 11 ТК РФ, установившей, что на государственных  гражданских служащих и муниципальных  служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Данная норма действует с 01.02.2002.

В то же время следует обратить внимание на ст. 73 Закона N 79-ФЗ, указывающую, что  федеральные законы, иные нормативные  правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Эта норма, как и ст. 27 Закона N 79-ФЗ, была принята позднее и вступила в силу с 01.02.2005.

Информация о работе Конкурсный набор персонала