Управление банковскими рисками в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 09:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является раскрытие основных подходов к классификации банковских рисков, методов управления ими, а также определение путей их минимизации.
Основными задачами написания данной работы является:
-Определение понятия и сущности банковских рисков;
-Раскрытие видов банковских рисков, а также их особенностей;
-Анализ и метод основных банковских рисков в РК;
-Анализ системы управления банковскими рисками на примере АО «Казкоммерцбанк»;
-Поиск путей совершенствования современных методов управления рисками.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы возникновения банковских рисков и их
взаимосвязь с надежностью банка
1.1 Понятие, сущность и классификация банковских рисков
1.2 Сфера возникновения и влияния рисков на деятельность банка
1.3 Мировой опыт методов оценки и управления банковским рисками
2. Методика выявления банковских рисков, возникающих в процессе управления деятельностью банка
2.1 Анализ и методы оценки основных банковских рисков в Республике Казахстан
2.2 Методы выявления банковских рисков на основе структурного
анализа финансовой отчетности на примере АО «Казкоммерцбанк»
2.3 Анализ финансового состояния и устойчивости БВУ по методике АФН
3. Совершенствование современных методов управления рисками
3.1 Совершенствование методов минимизации рисков в акционерном банке, функционирующем в условиях кризиса
3.2 Организация риск-менеджмента в казахстанских банках
и оптимизация кредитных портфелей
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Диплом Банковские риски.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методика выявления банковских  рисков, возникающих в процессе  управления деятельностью банка

 

2.1  Анализ и методы оценки основных банковских рисков в Республике Казахстан

 

Составной частью политики Республики Казахстан в сфере  регулирования и надзора национального  финансового рынка были приоритеты создания новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, предусматривающей, с учётом положительной международной  практики по этому вопросу,  объединение всех надзорных и регуляторных функций в рамках одного специализированного органа.

В связи с этим в  конце 90-х годов  в республике начали формироваться элементы новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, на основе практики и общей методологической базы надзора, сформированной Национальным Банком Республики Казахстан. В течение нескольких лет Национальному Банку были переданы функции и полномочия Департамента страхового надзора Министерства финансов Республики Казахстан по надзору страхового  рынка (1998г.), Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам– по регулированию рынка ценных бумаг (2001г.), Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения  Республики Казахстан – по регулированию деятельности  накопительных пенсионных фондов (2002г.).  

В  2003 году Национальный Банк Республики занимал ключевую позицию в регулировании финансового рынка страны. Такая концентрация регуляторных и надзорных функций в центральном банке страны  была промежуточным шагом к созданию  самостоятельного государственного органа надзора, путем его выделения из Национального Банка Республики Казахстан. 

Основной целью реформы  государственного регулирования и  надзора финансового рынка и  финансовых организаций являлось создание эффективной и независимой системы  консолидированного надзора, в целях повышения уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг и развития стабильной инфраструктуры отечественного финансового рынка1.     

Важным фактором  развития финансового сектора страны стало начало  деятельности с 1 января 2004 года Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН РК), которому были переданы  соответствующие функции  и полномочия от Национального Банка.

Законом Республики Казахстан  «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» были определены новые цели государственного регулирования и надзора на финансовом рынке и финансовых организаций:

1) обеспечение финансовой  стабильности финансового рынка  и финансовых организаций и  поддержание доверия к финансовой системе в целом;  

2) обеспечение надлежащего  уровня защиты интересов потребителей  финансовых услуг; 

3) создание равноправных  условий для деятельности финансовых  организаций, направленных на  поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке2.

Законодательно определенными  задачами государственного регулирования  и надзора финансового рынка  и финансовых организаций были признаны:

1) установление стандартов  деятельности финансовых организаций,  создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций;

2) мониторинг финансового  рынка и финансовых организаций  в целях сохранения устойчивости  финансовой системы; 

3) сосредоточение ресурсов  надзора на областях финансового  рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой стабильности;

4) стимулирование внедрения  современных технологий, обеспечение  полноты и доступности информации  для потребителей о деятельности  финансовых организаций и оказываемых  ими финансовых услугах.

В своей деятельности Агентство сохранило преемственность политики и практики регулирования и надзора финансового рынка и руководствуется , прежде всего, целью дальнейшего реформирования системы государственного регулирования финансового рынка - создание независимой и эффективной системы консолидированного финансового надзора, включая  комплексную реализацию методов и процедур надзора и регулирования финансового рынка для повышения уровня защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также формирования стабильного отечественного финансового рынка.

Указом Президента Республики Казахстан №1270 от 31.12.2003 года было утверждено Положение об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и  надзору финансового рынка и  финансовых организаций.

Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций является государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, осуществляющим государственное регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций.

Агентство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

Агентство является юридическим  лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, а также счета в банках.

Полное наименование Агентства - государственное учреждение «Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового  рынка и финансовых организаций.

Финансирование и содержание Агентства осуществляется за счет средств  бюджета (сметы расходов) Национального  Банка Республики Казахстан.

 Агентство имеет  право выступать стороной гражданско-правовых  отношений от имени государства,  если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Структура и общая  штатная численность Агентства  утверждаются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Агентства.

Целями Агентства являются:

1) обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом;

2) обеспечение надлежащего  уровня защиты интересов потребителей  финансовых услуг; 

3) создание равноправных  условий для деятельности финансовых  организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке.

Задачами Агентства  являются:

1) реализация мер по  недопущению нарушений прав и  законных интересов потребителей  финансовых услуг; 

2) создание равных  условий для функционирования соответствующих видов финансовых организаций на принципах добросовестной конкуренции;

3) повышение уровня  стандартов и методов регулирования  и надзора за деятельностью  финансовых организаций, использование  мер по обеспечению своевременного  и полного выполнения ими принятых обязательств;

4) установление стандартов  деятельности финансовых организаций,  создание стимулов для улучшения  корпоративного управления финансовых  организаций; 

5) мониторинг финансового  рынка и финансовых организаций  в целях сохранения устойчивости финансовой системы;

6) сосредоточение ресурсов  надзора на областях финансового  рынка, наиболее подверженных  рискам, с целью поддержания финансовой  стабильности;

7) стимулирование внедрения  современных технологий, обеспечение  полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах.

 Агентство в соответствии  с возложенными на него задачами  выполняет основные функции по  государственному регулированию  и надзору, в том числе на консолидированной основе в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, за банковской, страховой деятельностью, деятельностью накопительных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, кредитных бюро, а также за рынком ценных бумаг.

   Главная цель надзора банковского надзора - сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всем финансовым сообществом и принятия своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.

К экономическим методам  управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия использование  которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. К ним относятся три основные группы экономических методов:

  • налоговые,
  • нормативные
  • корректирующие3.

К нормативным методам  воздействия относится использование  таких инструментов, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов. коэффициента ликвидности и достаточности банковского капитала, а так же иные формы отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива, а к корректирующим - учетная политика и операции на открытом рынке.

Нормативные методы применяются путем установления и периодического просмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения двух величин, скорость их воздействия невелика и эффект проявляется через определенный промежуток времени.

Корректирующие воздействие осуществляется путем проведения Центральным банком кредитных операций и операций с ценными бумагами, по усмотрению Центрального банка отчего эффективность достигается более быстро. Эта форма воздействия гибка и эффективна.

Процесс регулирования  экономической деятельности банков второго уровня включает в себя как  мониторинг так и экономическое  управление деятельностью банка  в соответствии с установленными правилами и инструкциями. Оно  имеет следующее направления:

1. Раскрытие информации. Это необходимо для того, чтобы  Нацбанк мог осуществлять эффективный  банковский надзор, анализируя предоставленную банками второго уровня информацию. Важным моментом в этой области является разработка унифицированных стандартов учета и требований по раскрытию информации, а также внедрение компьютерных систем представления, сбора и анализа данных. Таким образом, обеспечивается постоянное обновление данных о деятельности банков и возможность предупредить общественность о имеющихся тенденциях в этой области.

В Агентство по надзору  за финансовыми рынками банки  второго уровня предоставляют следующие основные формы отчетности:

-ежедневный баланс  по форме 700 Н; 

-еженедельный отчет   о выполнении лимитов открытой  валютной позиции, сведения о проводимых банком форвардных, своп, и спот сделках;

-еженедельный отчет  о выполнении текущей ликвидности  (таблица сравнения сроков активов  и обязательств);

-ежемесячный отчет  о выполнении пруденциальных  нормативов;

-ежемесячный отчет  о выполнении резервных требований;

-ежемесячный отчет  о классификации активов, условных  и возможных обязательств и формированию провизий по ним  банками второго уровня;

-ежемесячный отчет  о размещении части средств  банков второго уровня во внутренние активы;

-ежеквартальную регуляторную финансовую отчетность4.

   При этом АФН  осуществляет проверку квалифицированными  инспекторами, либо компетентными  внешними аудиторами.

2.Ограничение деловой  активности, что означает ограничение не только доступа в банковскую сферу, но и видов деловой активности, в которых банки имеют право принимать участие. В целях недопущения столкновения интересов, например, согласно действующего банковского законодательства, банкам запрещено участвовать в деятельности, такой, как торговля, промышленность, сельское хозяйство, а также выступать в роли прямых конкурентов в отношении своих клиентов, где их финансовые возможности дадют им определенные преимущества. Кроме того банкам разрешено только инвестировать средства в данные отрасли в целях содействия возвращению выданных кредитов.

3. АФН осуществляет  контроль над образованием филиалов  и  отделений банков и ограничение  доступа к депозитам. 

4 Лимитирование рисков. Означает ограничение степени  риска, которые банк может взять на себя.

 Кредитный риск - в этом случае ограничивается максимальный размер кредита на 1-го заемщика. Согласно нашему законодательству максимальный размер риска на одного заемщика составляет 10-25% от капитала банка.

  Валютный риск-ограничение объемов наличности в иностранной валюте у банков второго уровня для снижения спекуляций и рисков, связанных с колебаниями курсов валют5.

Процентный риск - контролируется путем востребования данных об изменениях процентных ставок, опубликования данных о несоответствии в сроках платежей.

5.Требования к ликвидности, включает с себя то, что для удовлетворения потребностей клиентов в наличности, банк должен поддерживать минимальный уровень ликвидных активов.

6.Требования к достаточности  капитала. Служат обеспечением финансовых обязательств акционеров, и для защиты вкладчиков от неожиданных потерь, понесенных банком, должен иметь минимальную 8%-ную стандартную базу капитала.

Информация о работе Управление банковскими рисками в РК