Управление банковскими рисками в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 09:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является раскрытие основных подходов к классификации банковских рисков, методов управления ими, а также определение путей их минимизации.
Основными задачами написания данной работы является:
-Определение понятия и сущности банковских рисков;
-Раскрытие видов банковских рисков, а также их особенностей;
-Анализ и метод основных банковских рисков в РК;
-Анализ системы управления банковскими рисками на примере АО «Казкоммерцбанк»;
-Поиск путей совершенствования современных методов управления рисками.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы возникновения банковских рисков и их
взаимосвязь с надежностью банка
1.1 Понятие, сущность и классификация банковских рисков
1.2 Сфера возникновения и влияния рисков на деятельность банка
1.3 Мировой опыт методов оценки и управления банковским рисками
2. Методика выявления банковских рисков, возникающих в процессе управления деятельностью банка
2.1 Анализ и методы оценки основных банковских рисков в Республике Казахстан
2.2 Методы выявления банковских рисков на основе структурного
анализа финансовой отчетности на примере АО «Казкоммерцбанк»
2.3 Анализ финансового состояния и устойчивости БВУ по методике АФН
3. Совершенствование современных методов управления рисками
3.1 Совершенствование методов минимизации рисков в акционерном банке, функционирующем в условиях кризиса
3.2 Организация риск-менеджмента в казахстанских банках
и оптимизация кредитных портфелей
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Диплом Банковские риски.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

Лимитирование рисков представляет собой систему мероприятий, ограничивающих опасность потери имеющегося имущества  или неполучения запланированного результата. Ограничение рисков достигается  лимитированием операций.

Заключительной стадией  процесса управления рисками является создание системы процедур, направленных на поддержание запланированного уровня риска. Данная система включает в себя совокупность документов и методик, регламентирующих процесс анализа рисков, алгоритм принятия решений об установлении лимитов на операции и блок мероприятий по контролю над рисками.

Далее рассмотрены методы управления различными банковскими  рисками.

А). Управление кредитным  риском.

Получение процентного  дохода по кредитам сегодня является одним из основных источников дохода для многих коммерческих банков, поэтому управление кредитным риском является одним из наиболее важных направлений риск-менеджмента отечественных коммерческих банков.

В целях минимизации  кредитного риска необходимо проводить  организационные, кадровые и специальные мероприятия.

В ходе проведения организационных  мероприятий определяются обязанности  круга лиц, занятых кредитованием.

Кадровые мероприятия  включают в себя обучение и повышение  квалификации сотрудников и руководящих  кадров, занятых кредитными операциями, формирование и поддержание культуры кредитования, установление порядка контроля и ревизии кредитных операций.

К специальным мероприятиям управления кредитным риском относятся  те инструменты, которые применяют  банки в процессе ведения кредитных  операций.

В рамках проведения специальных  мероприятий:

  • устанавливаются лимиты кредитов, предоставляемых одному или группе взаимосвязанных заемщиков;
  • проводится анализ кредитоспособности заемщиков, строятся рейтинги кредитоспособности заемщиков;
  • применяются методы перевода и поглощения риска;
  • осуществляется диверсификация кредитования по различным отраслям экономики и по различным валютам.

Установление лимитов  кредитования – основной способ контроля над формированием кредитного портфеля, используемый для уменьшения кредитных рисков.

Лимиты, ограничивающие объемы кредитных операций с одним или группой клиентов, устанавливаются исходя из того уровня потерь, который банк согласен понести в связи с реализацией кредитных рисков.

Практика показывает, что создание системы оценки финансового состояния контрагентов и установления лимитов на различные банковские операции является важнейшим условием конкурентоспособности банка на рынке. Наличие такой системы не только позволяет защитить банк от потерь, но также служит базой для нормального проведения всех активных операций, способствует росту доходов банка и расширению числа надежных контрагентов.

Существуют различные  типы лимитов (рис. 4).

 

Рисунок 4 - Типы лимитов

 

Источник: Масленченков Ю. Способы минимизации кредитных  рисков. // Финансист. - 2004. - №12. - с.16 - 17.

 

Лимиты могут устанавливаться  в виде абсолютных предельных величин  или в виде нормативов. В качестве базы при расчете нормативов чаще всего используется объем собственного капитала банка или размер кредитного портфеля.

Для того чтобы построить  рейтинг заемщиков-предприятий и  на его основе установить лимиты на те или иные предприятия или группы предприятий, проводится комплексный  анализ работы предприятий.

Первоначально анализируется  репутация потенциального заемщика, затем проводится глубокий анализ финансовой отчетности предприятий.

Наряду с традиционными  методами финансового анализа в  распоряжении банка имеется дополнительный метод анализа кредитоспособности на основе информации по расчетному (текущему) счету заемщика. Из данной информации можно получить данные по двум показателям:

  • дебетовому и кредитовому обороту по счетам;
  • остаткам по счетам.

В условиях снижения доходности по основным финансовым инструментам, когда нормы прибыли на межбанковском рынке низки, в то время как обращающиеся суммы велики, потеря одной суммы может сделать на долгое время убыточным все направление, а то и весь банк. В связи с этим особое внимание следует уделять управлению риском невозврата кредитов или несвоевременного выполнения своих обязательств банками-контрагентами.

Как правило, расчет лимитов осуществляется по результатам полученного в  ходе анализа финансового состояния  банков-контрагентов рейтинга. Чем  лучше финансовое состояние (рейтинг) какого-либо банка-контрагента, тем  большую сумму кредита он сможет получить.

У каждого банка существует своя методика расчета лимитов. Но почти  все они состоят из одних и  тех же основных этапов.

Так, на первом этапе определения  кредитоспособности банка-контрагента  выявляются эмпирические факторы, которые однозначно указывают на невозможность принятия Банком на себя риска этого контрагента при прочих равных условиях.

Такими факторами могут  являться:

  • наличие негативных связей между руководителями банков;
  • отрицательное заключение службы безопасности;
  • информация о закрытии на данный банк лимитов со стороны большого количества других банков;
  • информация о санкциях, наложенных на данный банк со стороны государственных надзорных органов;
  • существенные изменения в руководящих органах и (или) акционерах (пайщиках) банка [11, с. 75].

Поскольку каждый такой  фактор может оказать существенное воздействие на возможности банка-контрагента  выполнять свои обязательства по сделкам, заключенным с Банком, наличие  хотя бы одного из них указывает  на невозможность принятия риска данного контрагента.

При недостаточности  или отсутствии ярко выраженных негативных факторов следующим этапом является анализ финансового состояния заемщика по имеющимся формам финансовой отчетности.

Основными критериями на данном этапе являются:

  • заключение о финансовом состоянии банка-контрагента, составленное на основе финансовой отчетности;
  • дополнительная информация о банке-контрагенте (например, учредители, реальные владельцы банка, руководящие органы банка, ФПГ, в которые входит банк, стратегия банка, связь с государственными структурами, крупнейшие заемщики банка, уровень менеджмента, степень открытости и др.);
  • наличие и характер кредитной истории данного банка;
  • сложившийся уровень взаимоотношений с данным банком;
  • характер связей между руководителями анализируемого банка и банком, проводящим анализ;
  • характер связей между сотрудниками вышеуказанных банков;
  • максимальный лимит на одного заемщика-банка-контрагента, существующий в банке, проводящем анализ (максимальный лимит на одного заемщика-контрагента определяется и утверждается в рамках ресурсной политики банка) [12, с. 24].

Для анализа банка-контрагента  используются формы финансовой отчетности, составленные на несколько последних  отчетных дат (как правило, на 3-6 последних  отчетных дат).

Сначала проводится структурный анализ, который включает в себя рассмотрение аналитических балансов и ведомостей для оценки реальной величины активов банка, обязательств, капитала, дисконтирования активов и пассивов на суммы иммобилизованных и потерянных активов и искусственных величин, построения матрицы фондирования.

На основании аналитического баланса проводится экспресс-анализ структуры баланса банка-контрагента.

Анализируются субъективные и объективные факторы, которые  формируют качество отношений данного контрагента с банком, проводящим анализ (положительная кредитная история; наличие и величина оборотов по корреспондентскому счету ЛОРО в банке).

Необходимо отдельно отметить, что многие банки прибегают  к ограничению размера лимита по размеру банка. Это вызвано тем, что небольшой банк может иметь достаточно высокий рейтинг кредитоспособности (например, при высоком качестве управления активами и пассивами, устойчивой и дифференцированной ресурсной базе, сбалансированной ликвидности, высоком качестве активов и пр.), однако объемы установленных на банк лимитов должны быть сопоставимы с объемами проводимых банком операций. Аналогичный подход применяется также при кредитовании других групп заемщиков.

Помимо установления лимитов и проведения анализа  кредитоспособности заемщиков для минимизации кредитного риска широко используются методы перевода риска на третье лицо. С этой целью оформляются договоры поручительства третьих лиц за заемщиков банка.

Широко применяются  способы поглощения риска. Согласно Инструкции НБ РК банки формируют резервы на возможные потери по ссудам. Кроме того, при кредитовании физических и юридических лиц часто оформляется в залог имущество заемщика или третьего лица, стоимость которого покрывает основной долг и проценты за весь срок пользования кредитом.

Управление риском ликвидности.

Существует два основных метода управления ликвидностью:

1) управление активами  банка;

2) управление объемом  и структурой пассивов.

В настоящее время  первый метод используется в основном  мелкими банками.

Использование данного метода предполагает:

  • установление зависимости структуры активов по суммам и срокам от структуры пассивов. Погашение обязательств перед кредиторами осуществляется за счет регулирования сроков активов;
  • поддержание на определенном уровне объема высоколиквидных активов.

Второй метод используется в основном крупными и средними банками, имеющими сильные позиции на денежных рынках. При использовании данного  метода уровень высоколиквидных  активов сводится к минимуму.

При управлении пассивами  банк ориентируется на:

  • устойчивость депозитной базы, позволяющей уменьшить отток денежных средств из банка. Устойчивость депозитной базы обеспечивается культурой обслуживания, расширением предоставляемых услуг, повышением доверия клиентов к банку;
  • диверсификацию инструментов привлечения денежных средств;
  • расширение числа участников денежного рынка, уверенных в финансовой устойчивости банка, что позволяет привлекать дополнительные денежные ресурсы в случае недостатка ликвидных средств.

В процессе управления риском ликвидности устанавливаются следующие лимиты ликвидности: лимит текущей ликвидности и лимит перспективной ликвидности. Первый лимит устанавливается в виде абсолютной суммы – предельного размера дефицита ликвидности (превышения обязательств над активами). Второй – в виде относительного показателя: предельного коэффициента дефицита ликвидности, представляющего собой соотношение дефицита ликвидности нарастающим итогом и активов банка.

В качестве лимита текущей  ликвидности обычно устанавливают  предельную сумму дефицита ликвидности на срок до 1 месяца. Поддержание лимита обеспечивается расчетом объема неработающих активов (корреспондентский счет и касса), которые должны обеспечивать расчеты по средствам «до востребования» и срочным средствам. Расчет объема неработающих активов осуществляется по формуле:

Объем неработающих активов = колеблющаяся часть средств «до  востребования» + доля срочных средств, компенсирующая риск их внепланового изъятия.

Лимит перспективной  ликвидности представляет собой  агрегированный показатель – предельный коэффициент дефицита ликвидности. Он рассчитывается по формуле:

(Дефицит ликвидности  / чистая валюта баланса банка)  х 100%.

Расчет дефицита ликвидности  производится путем суммирования дефицитов  ликвидности по всем срочным группам, включая группы до 1 месяца (используемые для расчета текущей ликвидности). При этом избыток ликвидности по более коротким группам покрывает дефицит по более длинным группам, но не наоборот. Лимит устанавливается в процентах. Способ поддержания лимита – изменение политики в области привлечения и размещения. Например, пролонгация, либо востребование кредитов, привлечение и возврат депозитов.

Стратегия банка в  области управления активами и пассивами  напрямую влияет на планирование риска  ликвидности и соответствующих лимитов. Размер лимита определяется политикой банка в области ликвидности – консервативной или агрессивной. В первом случае дефицит текущей ликвидности отсутствует и лимит равен 0. Во втором случае (если дефицит планируется погасить за счет привлечения средств на рынке межбанковского кредитования (МБК) или реализации высоколиквидных активов) он должен быть равен объему возможного привлечения средств на рынке МБК и объему средств от продажи высоколиквидных активов. Тот же принцип используется при установлении нормативов перспективной ликвидности.

Консерватизм политики банка предполагает отсутствие разрыва  между активами и пассивами в  рамках одной срочной группы или  размещение на сроки более короткие, чем сроки привлеченных пассивов. При этом лимит перспективной ликвидности будет близок к 0. Агрессивная политика предполагает увеличение лимита перспективной ликвидности, то есть увеличение рамок, в которых сроки активов могут превышать сроки пассивов. По мнению специалистов, верхний предел отклонений должен быть таким, чтобы к моменту достижения срочной группы «до 1 месяца» разрыв входил в рамки лимита текущей ликвидности.

Информация о работе Управление банковскими рисками в РК