Современное состояние рынка банковских карт

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение основ организации и практической реализации операций коммерческих банков с пластиковыми картами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

- ознакомиться с механизмом обращения пластиковых карт;

- рассмотреть современные особенности и тенденции развития банковских карт;

- провести краткий анализ деятельности с пластиковыми картами.

Оглавление

Введение………………………………………………….3
Глава I. Сущность, значение и основные понятия, касающиеся функционирования банковских пластиковых карт….……………………………………………………4
1.1 История возникновения пластиковых карт……………………………………..4
1.2 Пластиковая карта как платёжный инструмент………………………………...9
1.3 Виды пластиковых карт………………………………………………………….13
Глава II. Механизм обращения банковских пластиковых карт…………………...20
2.1. Основные операции с банковскими пластиковыми картами………………....20
2.2. Платёжная система и её участники…….…………………………………………………………………23
2.3. Технологические особенности функционирования расчетной системы с использованием банковских пластиковых карт …………………………….27
Глава III. Современное состояние рынка банковских карт ..........................30

3.1 Современные продукты обращения банковских пластиковых карт…………..30

3.2 Состояние российского рынка банковских карт………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………..36

Список использованной литературы.......……………………………………………38

Файлы: 1 файл

курс .росс.docx

— 77.74 Кб (Скачать)

III 
. Современное состояние рынка банковских карт. 
 
3.1 Современные продукты обращения банковских пластиковых карт. 
 
В настоящее время коммерческие банки активно работают с физическими и юридическими лицами, предлагая современные технологии на основе пластикового, электронного бизнеса. Многие россияне являются владельцами банковских карт, и если раньше наличие банковской карты у человека считалось признаком роскоши, то сегодня это признак современности. Карта востребована как руководителями предприятий, сотрудниками этих предприятий, так студентами и пенсионерами. Помимо стандартных безналичных операций, позволяющих оплачивать покупки в магазинах- партнерах банка, появилась новая услуга, а именно кредитование через карты в пределах овердрафта (краткосрочного кредита, позволяющего расплачиваться картой даже в том случае, если личные средства на карточном счете исчерпаны). Лимит овердрафта по счету банковской карты позволяет снимать наличные, совершать покупки и оплачивать услуги, но уже используя денежные средства банка.[8] 
 
Появилась возможность у держателей карт платежной системы Visa Int. или Mastercard Int. любого банка оплачивать услуги мобильной связи различных операторов, а также спутниковое телевидение. Следуя указаниям простого и удобного меню, вы в считанные секунды произведете оплату, которая поступает в адрес поставщика услуг в режиме реального времени. Причем пополнить вы можете не только свой счет, но также счета друзей, родственников или просто знакомых.  
 
Анализ привлекательности этой услуги, проведенный Управлением банковских карт Сбербанка России, показал, что оборот по оплате услуг через банкоматы Сибирского банка с каждым месяцем растёт. Это обусловлено широким распространением сети банкоматов Сбербанка России и их общедоступным месторасположением. А если нет поблизости банкомата, то клиентам предоставляется новая услуга - «Мобильный банк»! Вы оплатите все эти услуги, всего лишь отправив SMS с сотового телефона. Предоставление держателям международных карт Сбербанка России возможности контроля за состоянием своего счета посредством мобильного телефона. После каждой транзакции по карте (например, при расчете в магазине) ее держатель получает на свой телефон короткое SMS-coобщение, содержащее исчерпывающую информацию: где, сколько и когда потрачены деньги, а также остаток на счете. Теперь клиент может с точностью до копейки знать свой баланс в любую минуту времени, в любой точке мира в зоне действия его сотового телефона. Услуга позволяет моментально заблокировать карту в случае ее утраты. Также «Мобильный банк» предупредит о предстоящем перевыпуске карты и известит о поступлении денежных средств на карточный счет клиента. 
 
Формат SMS очень прост: достаточно сохранить в своем телефоне два-три шаблона и постоянно ими пользоваться. Для полной автоматизации услуги можно скачать на сайте Сбербанка России (www.sbrf.ru) специальное приложение, после установки, которого все операции «Мобильного банка» появятся в меню вашего телефона. 
 
Тенденции в современной банковской сфере таковы, что для банка не идти в ногу со временем и игнорировать современные технологии – верный путь к падению интереса к банку со стороны клиентов в будущем. Чтобы в перспективе банк оставался конкурентноспособным, уже сегодня ему нужно развивать как можно более широкий спектр услуг. И в этой связи очень привлекательным для банков является интернет-банкинг: во-первых, реализованные в большинстве интернет-систем функциональные возможности позволяют банку предоставлять клиентам целый ряд дополнительных сервисов, во-вторых, у банков появилась реальная возможность и частным клиентам предложить услугу по удаленному управлению счетом через интернет. Оценить прибыльность интернет-банкинга довольно сложно: сегодня интернет-банкинг является, прежде всего, инструментом быстрого обслуживания клиентов, способом, придающим банковским продуктам привлекательность для клиентов. Интернет-банкинг сам по себе приносит в основном косвенную прибыль - увеличение остатков на счетах, увеличение клиентской базы и т.д. Прямые же доходы банка ограничиваются лишь абонентской платой и платой за подключение клиентов к услуге. При неясной перспективе окупаемости – стоимость предлагаемых на рынке систем достаточно высока. Банкам предлагается достаточно выгодный с точки зрения экономической целесообразности вариант – развитие нового направления деятельности при минимальных инвестициях. А именно - использование готовой информационно-технологической инфраструктурой для предоставления своим клиентам услуг интернет-банкинга. Банку не нужно приобретать систему во владение: достаточно установить аппаратное обеспечение и приобрести системное ПО.  
 
Частный клиент, в отличии от корпоративного, только-только начинает осваивать банковскую среду несколько шире, чем просто хранилище финансовых средств. Безналичный платеж, выписки, внутрибанковский перевод, оплата коммунальных услуг – потребуется какое-то время, чтобы клиент привык к тому, что все эти операции можно выполнять через Интернет. Большинству людей, независимо от того, сколько они зарабатывают и как распоряжаются своим доходом, приходится оплачивать массу услуг, регулярно затрачивая на это личное время. При помощи интернет-банкинга Faktura.ru возможно упростить для клиентов эту обременительную процедуру: не ходить ежемесячно в кассы по приему платежей, не стоять в  очередях и не корпеть над заполнением квитанций, а, в любое удобное время, войдя в систему Faktura.ru просто заполнить платежное поручение. 
 
Используя Интернет-банкинг Faktura.ru, возможно быстро, легко и в любое удобное для любого человека время: 
 
·        отправлять в банк платежные поручения 
 
·        контролировать текущее состояние счета 
 
·        платить за коммунальные и прочие услуги при помощи сервиса FakturaPay 
 
·        управлять лимитами платежных карт и SimMP 
 
·        перечислять средства между своими счетами в банке 
 
·        покупать и продавать безналичную валюту. 
 
В продвижении Интернет-банкинга Faktura.ru для корпоративных клиентов существуют пока определенные трудности. Причиной тому не достаточно хорошая работа магистральных каналов Интернет, что вызывает низкую скорость работы системы. 
 
Одним из направлений Интернет–банкинга является универсальная платежная система, называемая «Интернет–кошелек». Система электронных «кошельков», позволяющая осуществлять мгновенный расчет виртуальными деньгам, которые в свою очередь могут стать вполне реальными после обналичивания в соответствующих сервис центрах. Удобство системы заключается в скорости осуществления денежных операций. Система считается очень защищенной и надежно заблокированной от вторжения извне. При регистрации в системы вы устанавливаете на свой компьютер специально разработанную программу, так называемый «Интернет- кошелек».  
 
Пополнить кошелек можно с помощью пластиковой карты VISA Classik, Euroсard/MasterCard Mass, VISA Gold и Euroсard/Master Gold, Сбербанк- Maestro и Сбербанк – VISA Electron за считанные секунды возможно пополнить свой кошелек любой суммой по той же схеме как если бы пополнялся счет мобильного телефона. При осуществлении платежей и обналичивании средств снимается комиссия. 
 
Из всех известных систем "интернет денег" лидирующее место по популярности занимает, конечно, система web money. Подавляющее большинство пользователей выбирают именно ее за ее неповторимое удобство использование и надежность сохранности средств. Учетная система WebMoney Transfer обеспечивает проведение расчетов в реальном времени посредством учетных единиц — титульных знаков WebMoney (WM). Управление движением титульных знаков осуществляется пользователями с помощью клиентской программы WM Keeper. Системой поддерживается несколько типов титульных знаков, обеспеченных различными активами и хранящихся на соответствующих электронных кошельках. Гарантом по WMR-операциям является ООО "ВМР", компания, представляющая WebMoney Transfer на территории России. Кроме Web Money широко известна система Яндекс.Деньги, она также имеет большое число приверженцев. 
 
Чтобы стать участником системы Яндекс.Деньги, достаточно иметь счет в банке (или пластиковую карту) и пройти регистрацию в платежной системе Яндекс.Деньги. При этом в платежной системе автоматически будет открыт счет, связанный с Кошельком участника системы. На этот счет клиентом зачисляются любым удобным для него способом деньги, после чего появляется возможность проводить расчеты, получать деньги в свой Кошелек от кого-либо. Электронные деньги с виртуального счета при желании всегда можно обменять на реальные деньги. При совершении покупки при помощи системы Яндекс.Деньги вместе с электронными деньгами передается и договор купли-продажи между участниками сделки. Во время расчетов этот договор автоматически подписывается электронными цифровыми подписями владельцев кошельков, передающих и принимающих деньги согласно этому договору. Таким образом, у покупателя, остается электронный документ, подтверждающий товарные обязательства продавца, с его электронной подпись.  
 
Подводя итоги анализа современных банковских продуктов, относящихся к классу пластиковых карт можно заключить, что в настоящий момент, данный сектор услуг активно развивается и способен в ближайшем будущем предложить достаточно большой набор новых “пластиковых” инструментов. 
3.2 Состояние российского рынка банковских карт. 
Основные показатели рынка банковских пластиковых карт. 
 
  Российский рынок банковских карт, несмотря на кризисные явления в мировой экономике, продолжает демонстрировать рост по всем показателям.  
 
  Количество банковских карт, выпущенных в России, по состоянию на 1 января 2010 года составило 119,019 млн., увеличившись с начала 2009 года более чем на 16 млн. карт.  
 
  По итогам 1 квартала 2010 года совокупный объем эмиссии банковских карт в РФ составил 121,8 млн. ед. 
 
  Всего в 2009 году на территории РФ было совершено более 2,1 млрд. операций на общую сумму более 8,8 трлн. руб. Рост по сравнению с 2008 годом составил 28,8%. 
 
  Объем платежей за товары и услуги при помощи банковских карт в 2009 году увеличился более чем в полтора раза до 802,1 млрд. руб. При этом на снятие средств приходится около 91% сумм, проходящих через банковские карты, тогда как на расчеты по оплате покупок — лишь 9%. 
 
  В 1 квартале 2010 года наблюдалось достаточно традиционное для этого периода снижение объемов эмиссии и оборота по транзакциям по банковским картам. Объем операций по картам, выпущенным российскими банками, уменьшился на 19,5% по сравнению с 4 кварталом 2009 года. Обороты операций по снятию наличных денег снизились на 20,6%, а оплата товаров и услуг по кредиткам на 7,3%. При этом число таких операций в 1 квартале 2010 года увеличилось на 8,5%, что выше показателей за аналогичный период 2009 года, когда был зафиксирован рост на 7,9%. 
 
  Таким образом, исследование, проведенное AnalyticResearchGroup, свидетельствует о том, что негативная обстановка в экономике и банковской сфере не вызвали значительных изменений на рынке банковских карт. 
Тенденции рынка. 
 
  Однако рынок банковских карт не является изолированным, это часть общей финансовой системы и влияние на него кризиса такое же, как и на экономику в целом.  
 
  В РФ традиционно дебетовые карты, выпущенные под «зарплатные» проекты, значительно преобладают над кредитными, и с сокращением рабочих мест рост эмиссии пластиковых карт в конце 2008 - начале 2010 года снизился, но не остановился. Ряд крупных компаний продолжает активный прием новых сотрудников, увеличивая эмиссию зарплатных карт, а значит, этот сегмент будет расти и далее. 
 
  Сегмент кредитных карт РФ также продолжит развиваться, хотя медленнее, чем в последние годы. В условиях кризиса российские банки стали делать акцент не на количество выпущенных кредитных карт или привлечение новых клиентов, а в большей степени на эффективность управления рисками и повышение качества кредитных портфелей. 
 
  Сегодня для рынка характерна тенденция ужесточения требований к клиентам. Те группы заемщиков, которые еще недавно без проблем проходили скорринговую оценку, теперь относятся к категории повышенного риска, что может влиять как на решение о выпуске карты, так и на размер кредитного лимита. Кроме того многие банки ввели увеличенные проценты по карточным продуктам. По оценкам AnalyticResearchGroup, в среднем увеличение ставок по кредитным картам составило 4-8%, и в настоящее время рублевые кредиты предоставляются под 24-30% годовых. Заключение 
 
В настоящее время трудно представить себе банк, не занимающийся операциями с пластиковыми картами. Пластиковые карты являются относительно новым банковским продуктом, но уже успевшим занять свое место среди банковских услуг. Использование высокопроизводительных линий коммуникаций позволило существенно ускорить проведение взаиморасчетов между участникам платежных систем.  
 
       В заключении можно сказать, что рынок банковских услуг претерпевает  серьезные изменения и в последние годы приобрел все черты динамично развивающегося рынка пластиковых карт. 
 
        На рынке представлено множество типов карточек. Банки-эмитенты активно конкурируют между собой, стремясь привлечь больше клиентов. В результате конкурентной борьбы снижаются стоимость карты и взимаемые комиссионные за пользование ими. Возможен вариант, когда  банки распространяют свои карты в виде подарка. 
 
 Большое значение приобрели льготы держателям карточки: скидки при оплате товаров и услуг, билетов в кассах аэрофлота, туристических путевок и  т.д. 
 
  Современная стратегия поведения банков предполагает предоставление таких стимулов и цен, которые с одной стороны, не разорили бы банк, а с другой - не дали бы возможности клиентам использовать пластиковые карты банков-конкурентов. Цены в ряде случаев устанавливаются с учетом «поведения» держателей. Лучшие клиенты получают самые низкие процентные ставки и самые лучшие типы карт. 
 
Развитие инфраструктуры рынка пластиковых карт России (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате пластиковые карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) отстает от темпов  выпуска банковских карт. В России торговые предприятия не стремятся заключать договора  на прием и обслуживание банковских карт, поскольку их нет  в достаточном количестве у населения, а граждане не заинтересованы в получении карточки, т.к. отсутствует достаточная приемная сеть. 
 
Значительную часть эмиссии пластиковых карт  составляли «зарплатные» карты, вопрос создания разветвленной сети по обслуживанию карт уходил на второе место. Сейчас ситуация изменилась, банки перестали ориентироваться на экстенсивный рост и теперь отдают предпочтение качественно новым продуктам и расширению сети обслуживания банковских карт. 
 
В качестве одной из мер, способной сделать  карточки привлекательными для населения, рассматривается возможность получения денег через банкоматы. Развитие  сети выдачи наличных должно увеличить число держателей карточек, что окажет давление и на торговую сеть, поощряя ее к приему карт. 
 
Из-за особенностей экономической ситуации в стране (инфляция, кризис и прочее) банки выпускают в обращение дебетовые карты. Банки стремятся застраховать себя от возможных потерь и поэтому при выдаче кредитной карты требуют внесения страхового депозита, превышающего лимит кредитования, что ставит под сомнение суть «кредитной сделки» и позволяет говорить о суррогатных российских кредитных картах или, по существу, платежных картах. Чем больше будет покупок по картам, тем быстрее будет развиваться  рынок кредитных карт.  
 
Большинство карточек, эмитируемых в нашей стране, являются магнитными, из-за  относительно низкой себестоимости их производства и обслуживания. Соответственно, банки вкладывают огромные средства в создание инфраструктуры для обслуживания этих карт, что является основным фактором, препятствующим быстрому переходу к электронным картам. Нужны огромные средства для переоборудования существующих систем. Электронные карты позволяют защитить процесс расчетов от мошенничества (проблема особенно актуальна для нашей страны), устранить необходимость авторизации в режиме on-line (которая в условиях  плохой работы телекоммуникационных систем нашей страны часто затруднена). 
 
На российском рынке  продвижение карт встретилось с рядом трудностей: низкий уровень доходов населения, отсутствие культуры потребления, препятствия на законодательном уровне, большой наличный теневой оборот. 
 
При всех новых идеях и технологиях рынок пластиковых карт не будет стремительно развиваться в отрыве от общеэкономической ситуации в стране. Только в динамично растущей экономике возможен стабильный спрос на «инструменты», которые в ней используются. И в этом случае новые технологии позволят достичь значительного прогресса в распространении платежных карт и приведут участников рынка к ожидаемым финансовым результатам. 
Список использованной литературы

  1. Ангелов Ю. «Пластиковые деньги в России»//Банки и Технологии – 2005г. - №2.
  2. Аверченко В.А., Макаров В.Л., Сильвестров С.Н. и др. «О совершенствовании системы безналичного денежного обращения в России»//Бизнес и банки. - 2002.-№11.
  3. Голубович А.Д., Миримская О.М. «Кредитные и другие банковские карточки в системе автоматизированных денежных расчетов»: - М.: Менатеп - Информ, 1991.
  4. Евтюшин А. «Смарт-карточки»: решение или проблема?//Банковские технологии. - 2004. -№1.
  5. Жуков Е.Ф., Максимова Л.М., Маркова О.М. и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова «Банки и банковские операции»: Учебник для вузов/.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.
  6. Крутяков А. «Смарт-карты в безналичных расчетах»:  - 2004.
  7. Лаврушин О.И.. «Банковское дело»: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / – М.: Финансы и статистика, 2002.
  8. Маркелов К. «Конкуренция технологий: пластиковые карточки»:   - Мир ПК. – 2005. - № 10.

Информация о работе Современное состояние рынка банковских карт