Совершенствование кредитной политики банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:18, дипломная работа

Краткое описание

Предметом исследования – кредитование населения (на примере ипотечного кредитования).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы кредитования населения
2) изучить оценку финансовой устойчивости коммерческого банка
3) рассмотреть систему показателей, используемых для анализа кредитования (основу составит ипотечное кредитование)
4) провести анализ структуры и динамики активов и пассивов АКБ «МБРР» (ОАО)
5) провести анализ потоков денежных средств АКБ «МБРР» (ОАО)

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические основы кредитования коммерческих банков 6
1.1 Рынок потребительского кредитования в России 6
1.2 Ипотечное кредитование 8
1.3 Факторы устойчивого функционирования коммерческих банков 17
2 Анализ финансовой устойчивости АКБ «МБРР» (ОАО) 30
2.1 Экономическая характеристика АКБ «МБРР» (ОАО) 30
2.2 Анализ финансовой устойчивости АКБ «МБРР» (ОАО) 37
2.3 Рекомендации по совершенствованию анализа финансовой устойчивости 48
3 Разработка методов увеличения прибыльности коммерческого банка 50
4 Программное обеспечение в АКБ «МБРР» (ОАО) 62
5 Правовое обеспечение в области организации работы АКБ «МБРР» (ОАО) 69
Заключение 79
Список использованных источников 81

Файлы: 1 файл

Дипломная работа_Мотелика(проверенная).doc

— 6.66 Мб (Скачать)

Попытаемся систематизировать основные нормативно-правовые документы, входящие в систему законодательных и нормативных документов и имеющие непосредственное отношение к вопросам организации внутреннего контроля в коммерческом банке.

Исследование вопросов правового обеспечения внутреннего контроля представляется необходимым начать с рассмотрения правил (стандартов) аудиторской деятельности, призванных в определенной степени регулировать правовые основы и нормативно-технические стороны осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации. Правила (стандарты) аудиторской деятельности разработаны для регламентации аудиторской деятельности и соответствуют Временным правилам аудиторской деятельности в РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263. Указанные стандарты применяются при осуществлении аудиторских проверок всех экономических субъектов, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также органов государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления.

Рисунок 5.2 - Важнейшие источники информационного обеспечения внутреннего контроля в коммерческом банке

Выполнение большинства перечисленных требований может быть обеспечено лишь при наличии развитых информационных систем. Для этого важно постоянно расширять доступ к внешним источникам информации, используя все средства телекоммуникационных сетей, а также объединять внутренние источники информации едиными системами организации данных, например стандартами представления сведений и перечнем показателей, едиными системами передачи, позволяющими оптимизировать информационные потоки, санкционировать доступ сотрудников к тем или иным данным.

Круг источников внешней и внутренней информации для обеспечения внутреннего контроля в коммерческих банках исключительно широк, данные представлены на рисунке 5.2, при этом все источники информации делятся на внутренние и внешние.

Важнейшими внешними источниками информации для целей внутреннего контроля в коммерческих банках являются документы, принимаемые: высшими органами законодательной власти (Государственной Думой РФ, Советом Федерации); высшими органами исполнительной власти страны (в частности, Президентскими структурами управления, Правительством, федеральными органами субъектов РФ); Банком России, являющимся основным регулирующим и надзорным органом банковской системы, другими государственными контрольными органами (ГНИ, ГТК и др.); коммерческими банками, банковскими союзами и ассоциациями (например, Ассоциацией российских коммерческих банков), общественными саморегулируемыми организациями (ФКЦБ, НАУРАГ, НАУФОР и др.); внешнеэкономическим комплексом РФ, определяющим внешнюю экономическую политику России; международными финансовыми институтами, такими как МВФ, ЕБРР, Лондонским и Парижским клубами международных кредиторов.

В числе внешних источников информации необходимо назвать такой неисчерпаемый и доступный источник информации, как многочисленные научные публикации, доклады научных симпозиумов и конференций, а также различные информационно-аналитические материалы, содержащиеся в специальных информационных сборниках (в частности, «Бюллетень банковской статистики», «Вестник Банка России», «Текущие тенденции в денежно-кредитной сфере», «Бюллетень Ассоциации российских банков», «Банковский бюллетень» и др.). Кроме того, информацию о деятельности потенциальных клиентов банка и его конкурентах можно найти в многочисленных средствах массовой информации: в газетах, журналах, передачах телевидения и радио (например, «Финансовая газета», «Интерфакс АиФ» и др.). Полезная информация может быть также получена путем личных контактов с клиентами, обмена информацией с руководством и служащими других банков и организаций.

Наконец, необходимо сказать несколько слов о таком специфическом источнике информации, как «конфиденциальная информация», которая широко используется в России. Указанный источник помогает получать разнообразную оперативную информацию об изменениях в экономической, политической жизни общества, а также о различных сторонах функционирования клиентов и контрагентов банка, дает возможность лучше понять их реальное финансовое положение, круг их интересов, стоящие за ними силы и многое другое. Подобная информация как банку в целом, так и его отдельным службам может оказать незаменимую помощь в работе, повышает достоверность имеющихся данных, экономит время. Что касается приемов и методов получения указанной информации, то это является темой отдельного специального исследования.

Внутренние источники информации играют огромную роль в информационном обеспечении внутреннего контроля. Среди них, в первую очередь, необходимо выделить: учредительные документы банка; эмиссионные проспекты и отчеты об эмиссии ценных бумаг; а также другие внутренние нормативные документы банка (решения совета директоров (наблюдательного совета), приказы, распоряжения, инструкции, положения и др.), регламентирующие правила и процедуры принятия управленческих решений, совершения сделок и операций, оказания услуг.

В число внутренних источников информации также включаются: данные бухгалтерского учета и отчетности (в том числе официальная и управленческая отчетности); досье клиентов по кредитным, внешнеторговым и другим операциям (содержащие учредительные документы клиентов, их финансовую отчетность, заключенные ими договора и т. п.); внутрифирменные базы данных; справки по результатам проверок, проводимых Банком России и его территориальными подразделениями, ГНИ, другими государственными контрольными органами; материалы проверок деятельности банка, осуществляемых внешними аудиторами и т. п.

В настоящее время информация, которую формируют перечисленные выше источники, организуется в различного рода информационные системы, находящие все более широкое применение в банковском деле. Именно они начинают играть все более важную роль в информационном обеспечении внутреннего контроля в коммерческих банках.

При решении задач информационного обеспечения внутреннего контроля в коммерческом банке также важно использовать системный подход. Под системным подходом к информационному обеспечению внутреннего контроля в коммерческом банке следует понимать наличие совокупности взаимосвязанных элементов, обеспечивающих организацию информации для осуществления эффективного внутреннего контроля.

В числе основных информационных систем обеспечения внутреннего контроля необходимо назвать следующие:

1) внешние информационные системы:

а) система законодательных и нормативных документов;

                    б)информационные системы на базе новых информационных технологий (СВИФТ, СТАРТ, РЕЙТЕР, ИНТЕРНЕТ и др.);

2)внутренние информационные системы:

а) система внутренних нормативных документов банка;

б) система бухгалтерского учета и отчетности;

в) автоматизированная банковская система;

д) система экономической безопасности банка;

е) система управления внутрибанковскими рисками, включающая управление кредитными рисками;

ж) система оценки деятельности банка;

и) маркетинговая информационная система, другие внутренние информационные системы.

Данные представлены на рисунке 5.3.

Рисунок 5.3 - Схема общей системы информационного обеспечения внутреннего контроля

Перечисленные информационные системы получили определенное развитие в теории банковского дела, а также нашли отражение в отдельных законах, нормативных актах Банка России, других нормативных актах. Вместе с тем, есть все основания утверждать, что многие из указанных информационных систем банками используются в недостаточной степени, а некоторые из них не используются вовсе.

Рассмотрим более подробно некоторые из наиболее важных, на наш взгляд, информационных систем, имеющих особое значение для целей внутреннего контроля, а именно: внешние информационные системы на базе новых информационных технологий, систему законодательных и нормативных документов, систему внутренних нормативных документов банка, систему бухгалтерского учета и отчетности и автоматизированную банковскую систему.

Работа банка целиком и полностью связана с законом. Понятие банковской тайны является одним из видов правовых режимов информации, обладающей ограниченным доступом.

Согласно п. 1 ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Одновременно с этим ст. 26 Закона о банках предоставляет право кредитной организации включать в состав банковской тайны иные сведения, если это не противоречит федеральному закону.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1

Статья 26. Банковская тайна

Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

          Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям.

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

За разглашение банковской тайны Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц с их согласия представляется кредитными организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором в соответствии с Федеральным законом «О кредитных историях».

Информация о работе Совершенствование кредитной политики банка