Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 10:15, шпаргалка
1. Понятие и предмет банковского права
Банковская система выступает в качестве приводного механизма национальной
экономики – она обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств физических и
юридических лиц и их межрегиональное и межотраслевое перераспределение;
внутринациональные и международные расчетные отношения между различными хозяйствующими субъектами
и обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике и номы международного
права и международные договора РФ.
7. Акты Банка России
Банк России издает подзаконные акты двух видов:
1) нормативные правовые акты, являющиеся источниками банковского права;
2) ненормативные правовые акты, источниками права не являющиеся.
Правила подготовки правовых актов ЦБ РФ устанавливаются Положением «О порядке
подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» от 15.09.97 № 02-395.
По вопросам, отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает следующие виды обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц нормативных правовых актов: указания; положения; инструкции.
Особенности актов ЦБ РФ.
1) носят подзаконный характер и не могут противоречить актам большей юридической
силы;
2) регулируют особенности порядка осуществления кредитными организациями банковской
деятельности в рамках управления ЦБ РФ банковской системой;
3) обязательны для исполнения широким кругом лиц (федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления, всех юридических и физических лиц). В полном объеме направляются
в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации;
4) вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования
в официальном издании ЦБ РФ – «Вестнике Банка России», за исключением случаев,
установленных Советом директоров;
5) не имеют обратной силы;
6) в большинстве своем должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в
порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной власти;
7) не подлежат государственной регистрации в Минюсте России нормативные правовые
акты ЦБ РФ, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю;
изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных
нормативов для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные
ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для ЦБ РФ; порядок обеспечения
функционирования системы ЦБ РФ; иные нормативные акты ЦБ РФ, которые в
соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной
власти, не подлежат регистрации в Минюсте России.
По общему правилу нормативные правовые акты ЦБ РФ могут быть обжалованы в суд в
порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных
органов государственной власти.
В соответствии с Положением ЦБ РФ от 18.07.2000 № 115-П «О порядке подготовки и
вступления в силу официальных разъяснений Банка России», ЦБ РФ также вправе
принимать официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и
иных нормативных правовых актов. Такие разъяснения не являются нормативными
правовыми актами, однако «обязательны для применения субъектами, на которых распространяет
свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное
разъяснение ЦБ РФ».
Принятие подзаконных ненормативных правовых актов возможно и в других формах. В
настоящее время ненормативными правовыми актами, издаваемыми ЦБ РФ, являются:
разъяснения; письма; телеграммы.
Подзаконные ненормативные правовые акты ЦБ РФ характеризуются следующими
отличительными чертами: они, как правило, обязательны для исполнения лишь для
тех, лиц, кому непосредственно адресованы; не являются нормативными,
следовательно, не создают новых норм права и не могут изменять или дополнять
положения нормативных правовых актов; направлены на разрешение и разъяснение
конкретных узких аспектов банковской деятельности.
8. Действие актов банковского законодательства во времени, в пространстве и по
кругу лиц
Большое практическое значение имеет вопрос о пределах действия акта банковского
законодательства во времени. Для того чтобы определить временные рамки действия
акта законодательства, нужно выяснить, когда он начал действовать и когда его
действие прекратилось или должно прекратиться. Для разрешения данного вопроса на
практике необходимо установить следующие обстоятельства:
1) момент вступления акта банковского законодательства в силу;
2) пределы действия этого акта после вступления в силу; момент прекращения
действия акта банковского законодательства.
Акты банковского законодательства начинают действовать на основе общего правила
(через 10 дней после опубликования или немедленно), либо со специально названного
в этом акте, или в ином законе, срока.
Введенный в действие акт банкового законодательства обладает юридической силой
вплоть до его отмены. Существует три варианта пределов действия такого акта во
времени:
1) перспективное действие, когда действие акта распространяется на юридические
факты и отношения, возникшие после вступления его в силу;
2) немедленное действие – действие акта распространяется на вновь возникшие и
ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления такого акта в силу;
3) действие с обратной силой – действие акта распространяется на вновь возникшие
отношения и на правоотношения, которые возникли до его вступления в силу, но с
более ранней даты.
По общему правилу, в соответствии с положениями ст. 54 Конституции РФ закон,
устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Смысл
этого требования состоит в том, что изменения, вносимые в законодательство, не должны
отрицательно влиять на устойчивость отношений между субъектами права, не должны
подрывать уверенность граждан и юридических лиц в стабильности их правового и
экономического положения, в устойчивости публичного правопорядка.
Акт банковского законодательства может быть отменен прямо, когда законодатель
четко определяет дату прекращения действия отмененного акта и косвенно.
Косвенной отменой является принятие нового акта, что означает прекращение
действия старого акта со дня вступления в силу нового.
Разработано три варианта установления пределов прекращения действия актов
банковского законодательства: старый закон «переживает себя», т. е. его отдельные
нормы продолжают регулировать отношения, которые возникли на основе старого
закона, и после даты вступления в силу нового закона; немедленно, с даты утраты
законом силы, он прекращает действие на все отношения, которые ранее регулировал;
акт законодательства досрочно прекращает свое действие, а правоотношения,
которые ранее им регулировались, начинают регулироваться новой нормой, которой
законодателем в установленном порядке была придана обратная сила.
Акты банковского законодательства, принятые федеральными органами власти,
действуют на всей территории РФ. При этом к государственной территории РФ
относятся суша, воды, недра и воздушное пространство. Предписания выраженные в
нормах банковского права, закрепленные в актах банковского законодательства адресованы
широкому кругу лиц, являющихся субъектами банковских правоотношений,
регулируемых российским налоговым правом. При этом такими лицами могут выступать:
граждане РФ; иностранные граждане; лица без гражданства; российские организации;
иностранные организации. Все указанные выше лица, осуществляющие банковскую
деятельности, или участвующие в банковских правоотношениях на территории РФ,
подпадают под сферу действия банковского законодательства РФ (принцип территориальности).
9. Банковская система Российской Федерации
Термин «система» в переводе с греческого (systema) означает «целое, составленное
из частей». С философской точки зрения система– это целостный комплекс
взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно
представляют собой элемент системы более высокого порядка.
Банки принято именовать кредитными органами (организациями) в связи с тем, что
основным направлением их деятельности является именно кредитование. С ним в той
или иной мере связаны все другие направления деятельности банков.
Система банков РФ, их правовое положение и содержание функций существенно
изменились в связи с переходом к рыночной экономике. Банки перестали быть объектом
исключительно государственной собственности.
Банковская система РФ – совокупность определенных взаимосвязанных элементов, в
качестве которых выступают:
1) Центральный банк РФ;
2) российские кредитные организации;
3) филиалы и представительства в РФ иностранных кредитных;
4) организаций;
5) группы кредитных организаций.
В тоже время, многие специалисты включают в состав элементов российской
банковской системы союзы и ассоциации кредитных организаций. При этом отмечается
особое положение Ассоциации российских банков (АРБ).
Банк России занимает особое (главное) место в банковской системе, а его правовое
положение отличается существенными особенностями. Это главный банк РФ, он является
государственной федеральной собственностью. Банковская система с выделением
особого положения Банка России в качестве государственного ведомства типична для
современных экономически развитых государств.
Согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация – это
юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности
на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право
осуществлять банковские операции, предусмотренные названным Законом. Кредитные
организации, в отличие от Банка России, образуются на основе любой формы собственности,
являясь коммерческими организациями. Кредитные организации как составная часть
банковской системы подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.
В настоящее время банковская система РФ согласно закону имеет двухуровневое
построение:
1) верхний уровень – ЦБ РФ;
2) нижний уровень – все остальные участники банковской системы (российские банки
и небанковские кредитные организации, филиалы и представительства в РФ
иностранных кредитных организаций, союзы и ассоциации кредитных организаций. При
этом общепризнанным является тезис о том, что дальнейшее качественное развитие
российской банковской системы не должно затрагивать двухуровневый характер ее
организационного построения.
Отношения между участниками банковской системы развиваются по двум векторам:
1) между ЦБ РФ и иными участниками (в первую очередь кредитными организациями);
2) между кредитными организациями.
Основными принципами построения и функционирования банковской системы РФ
являются: единство банковской системы; двухуровневая структура; рациональное
сочетание государственного регулирования банковской системой и саморегулирования;
независимость ЦБ РФ от других органов власти; ответственность ЦБ РФ за развитие
и эффективное функционирование банковской системы; монопольное положение ЦБ РФ в
осуществлении денежной эмиссии; невмешательство государства в оперативную деятельность