Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 10:15, шпаргалка
1. Понятие и предмет банковского права
Банковская система выступает в качестве приводного механизма национальной
экономики – она обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств физических и
юридических лиц и их межрегиональное и межотраслевое перераспределение;
внутринациональные и международные расчетные отношения между различными хозяйствующими субъектами
практики положения.
4. Норма банковского права, структура нормы
Норма банковского права – это санкционированное государством общеобязательное,
социально определенное правило поведения, направленное на регулирование общественных
отношений в сфере регулирования и осуществления банковской деятельности, закрепляющее
права и обязанности субъектов соответствующих банковских правоотношений и
являющееся критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного.
Норма права – одно из основополагающих понятий для всех разновидностей
нормативных концепций права, которые понимают, признают и определяют право как
систему, состоящую из норм.
В системе российского права нормы банковского права занимают важное место. В
первую очередь это связано с тем, что нормы банковского права регулируют широкий
круг общественных отношений, имеющих существенное значение для эффективного функционирования
национальной экономики. Значительное место занимают нормы о порядке банковского
контроля со стороны ЦБ РФ, об ответственности за совершение правонарушений в
банковской сфере.
Основные особенности норм банковского права, они:
1) регулируют широкий круг общественных отношений, состоящий из двух взаимосвязанных
сегментов: отношений, имеющих существенное значение для функционирования кредитно-денежной
системы государства и эффективного развития экономики (отношения в сфере
регулирования государством банковской системы); отношений, имеющих непосредственное
существенное значение для эффективного осуществления хозяйствующими субъектами
своей предпринимательской деятельности, причем как банковской деятельности, так
и иной предпринимательской деятельности, при которой банки и иные кредитные
организации выступают в качестве «проводников» платежей (отношения в сфере
регулирования порядка осуществления банковской деятельности);
2) определяют границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения физических
(пользователей банковских услуг) и юридических лиц (кредитных организаций и их
клиентов), порядок деятельности органов государственной власти, органов местного
самоуправления и их должностных лиц, а также органов государства в сфере
банковского дела и банковской системы;
3) устанавливают правовой режим взаимоотношений участников банковских правоотношений,
определяют права и обязанности кредитных организаций и их клиентов, а также
гарантии их реализации;
4) не только упорядочивают, закрепляют и защищают новые общественные отношения,
возникающие в сфере банковского дела и банковской системы в условиях продолжающейся
экономической реформы, но и вытесняют из сферы государственного управления
банковской системой (банковского администрирования) неправовые отношения и
явления, не отвечающие современному уровню развития права, задачам соблюдения
баланса частных и публичных интересов.
Элементами структуры нормы банковского права выступают: гипотеза; диспозиция;
санкция.
Гипотеза: содержание самого устанавливаемого нормой банковского права правила поведения;
фактические условия реализации этой нормы, либо обстоятельства, при наличии
которых надо или можно действовать определенным образом.
Диспозиция– стержневой элемент банковско-правовой нормы, которая формулирует
содержание самого предписываемого, дозволяемого или рекомендуемого данной нормой
права правила поведения.
Санкция– составная часть нормы банковского права в которой указывается на правовые
последствия – поощрительные (благоприятные последствия) или карательные (неблагоприятные
последствия) меры. Последствия наступают в случае ненадлежащего соблюдения, либо
нарушения нормы.
5. Виды норм банковского права, их реализация
В зависимости от своего назначения нормы банковского права делятся на:
1) регулятивно-
предоставляющие субъектам банковских правоотношений определенные права и
возлагающие на них обязанности и предписания, в целом регулирующие отношения в
сфере банковской деятельности;
2) охранительные, направленные на обеспечение эффективности функционирования
банковской системы страны, системной устойчивости кредитных организаций. Для
этого нормами банковского права такого вида устанавливаются и регламентируются
меры защиты прав и законных интересов субъектов банковских правоотношений (например,
меры юридической ответственности за нарушение банковского законодательства и
нормативных правовых актов ЦБ РФ). Охранительные банковско-правовые нормы направлены
на охрану публичного порядка в сфере банковской деятельности.
По содержанию банковско-правовые нормы различаются на:
1) нормы, закрепляющие правовой статус участников банковских правоотношений;
2) нормы, определяющие порядок создания, регистрации, лицензирования, функционирования,
реорганизации и ликвидации кредитных организаций;
3) нормы, определяющие формы и методы осуществления ЦБ РФ регулирования
банковской системы РФ, в том числе порядок взаимодействия с коммерческими
банками;
4) нормы, устанавливающие ответственность за совершение правонарушений в банковской
сфере, и т. д.
По методу воздействия на поведение субъектов различают: запрещающие, обязывающие,
уполномочивающе-
По порядку реализации прав и обязанностей участников банковских правоотношений
различают: материальные нормы (компетенция государственных органов в сфере
регулирования банковского дела); процессуальные нормы (порядок осуществления банковскими
органами своих властных полномочий, а также порядок и процедуры защиты прав
участников банковских правоотношений).
По юридической силе различают: законодательные нормы (содержащиеся в актах
законодательства) и подзаконные (содержащиеся в указах Президента РФ,
постановлениях Правительства РФ, актах ЦБ РФ и т. д.).
Если общая и специальная нормы имеют равную юридическую силу, то при их «конкуренции»
действует специальная норма. Конкуренция возникает в случае, когда конкретные
обстоятельства соответствуют гипотезам разных юридических норм. Тогда специальная
норма рассматривается как исключение из общего правила, установленное для того,
чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало
специальное, а не общее правило.
Реализация норм банковского права – это процесс практического претворения в жизнь
содержащихся в них требований и правил поведения.
Исполнение норм банковского права представляет собой процесс совершения всеми
участниками банковских правоотношений тех действий, которые предписаны в нормах.
Применение норм банковского права осуществляется органами государственной власти
(должностными лицами) и практически выражается в совершении ими тех или иных
юридически значимых действий, бездействие, издании ЦБ РФ индивидуальных правовых
актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм, и т. д.
При использовании норм банковского права участник банковских правоотношений сам
решает, воспользоваться ему или нет каким-либо предусмотренным банковско-правовыми
нормами правом.
Соблюдение норм банковского права пассивно по своей сути и заключается в
воздержании участника банковских правоотношений (кредитной организации) от
нарушения указанных банковско-правовых норм.
6. Источники банковского права
Источники банковского права – это совокупность официально определенных внешних
форм, в которые облекаются нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе
банковской деятельности, то есть формы внешнего содержания банковского права.
Источниками банковского права выступают положения Конституции РФ, регулирующие
банковские правоотношения: непосредственно содержащие банковско-правовые нормы;
имеющие большое значение при установлении общих принципов банковского права;
регламентирующие порядок создания, деятельность, правовой статус Банка России и
кредитных организаций; имеющие большое значение при формировании финансовой
политики РФ; определяющие стратегические направления совершенствования и
развития банковского права и банковской системы РФ; в целом образующие конституционные
основы экономической деятельности в РФ.
В нашей стране законодательство традиционно является главным источником права.
Под законодательством в настоящее время понимается совокупность регулирующих
соответствующую область общественных отношений законов. Подзаконные акты в
состав законодательства не включаются.
Российское банковское законодательство, согласно взглядам многих ученых состоит
из двух частей:
1) специального банковского законодательства;
2) общего банковского законодательства.
Специальное банковское законодательство составляют законы, специально
предназначенные для регулирования банковских правоотношений. К таким законам, в
частности, относятся Федеральные законы:
– от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»;
– от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
– от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Учеными специализирующимися в области банковского права и различными государственными
деятелями предлагается и отстаивается необходимость принятия широкого круга, иных
актов специального банковского законодательства, которые, по мнению их
разработчиков, необходимы для повышения эффективности регулирования банковской
деятельности и функционирования банковской системы.
Общее банковское законодательство включает в себя иные федеральные законы,
регулирующие нормы банковского права. К таким законам, в частности, относятся:
ГК РФ часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ,
часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в части юридической
ответственности за преступления в кредитно-банковской сфере); НК РФ часть первая
от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 19 июля 2000 г. № 117-ФЗ (в части
юридической ответственности кредитных организаций за нарушение законодательства
о налогах и сборах); ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в
части правового статуса кредитных организаций, созданных в организационно-правовой
форме акционерных обществ) и др.
Подзаконные нормативные правовые акты:
а) акты органов общей компетенции: указы Президента РФ (Указ «О мерах по
усилению контроля за использованием средств федерального бюджета»; «Об утверждении
комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров»; «О
совершенствовании работы банковской системы РФ»; «О порядке ввоза в РФ и вывоза
из РФ драгоценных металлов и камней» и др.) и постановления Правительства РФ;
б) акты органов специальной компетенции – ведомственные подзаконные нормативные
правовые акты Банка России, Минфина России, ФТС и др.
Также к источникам относят решения Конституционного Суда РФ; локальные акты
кредитных организаций, акты союзов и ассоциаций кредитных организаций; договоры