Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 10:15, шпаргалка
1. Понятие и предмет банковского права
Банковская система выступает в качестве приводного механизма национальной
экономики – она обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств физических и
юридических лиц и их межрегиональное и межотраслевое перераспределение;
внутринациональные и международные расчетные отношения между различными хозяйствующими субъектами
Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии
допускается:
1) несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя, главного
бухгалтера и его заместителей, квалификационным требованиям (отсутствие высшего
юридического или экономического образования, совершение в течении года до регистрации
административного правонарушения в области торговли и финансов, несоответствие
деловой репутации указанных кандидатов соответствующим требованиям и др.);
2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации
или неисполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами
субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года;
3) несоответствие документов, поданных в ЦБ РФ для государственной регистрации кредитной
организации и получения лицензии на осуществление банковских операций,
требованиям ФЗ и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов ЦБ РФ;
4) несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета
директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям, установленным
федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами
ЦБ РФ, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики.
Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче
ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям
кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано.
Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии
на осуществление банковских операций, непринятие ЦБ РФ в установленный срок соответствующего
решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
31. Особенности создания кредитной организации с иностранными инвестициями или
филиала иностранного банка
В соответствии с законом кроме российских кредитных организаций, на территории
РФ могут осуществлять банковскую деятельность кредитные организации с
иностранными инвестициями и филиалы иностранных банков.
Под иностранными банками понимаются банки, признаваемые таковыми по законодательству
иностранного государства, на территории которого они зарегистрированы.
Основным отличием порядка государственной регистрации и выдачи лицензии кредитной
организации с иностранным участием или филиалу иностранного банка для ведения
банковской деятельности на территории РФ от порядка создания российской кредитной
организации является необходимость подачи на регистрацию помимо общеобязательного
перечня документов, других дополнительных документов. Иностранное юридическое лицо
– учредитель дополнительно представляет:
1) решение о его участии в создании кредитной организации на территории РФ или
об открытии филиала банка;
2) документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три
предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;
3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания
на участие в создании кредитной организации на территории РФ или на открытие
филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству
страны его местопребывания. Учредитель – иностранное физическое лицо
представляет подтверждение первоклассным (согласно международной практике)
иностранным банком платежеспособности этого лица.
Дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с
иностранными инвестициями или филиалов иностранных банков:
1) размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе РФ –
устанавливается федеральным законом по предложению Правительства РФ,
согласованному с ЦБ РФ. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного
капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций
с иностранными инвестиция ми, и капитала филиалов иностранных банков к
совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на
территории РФ;
2) кредитная организация обязана получить предварительное разрешение ЦБ РФ на
увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение
(в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники
кредитной организации – резиденты – на отчуждение принадлежащих им акций (долей)
кредитной организации в пользу нерезидентов. ЦБ РФ имеет право наложить запрет
на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов
и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного
действия является превышение квоты участия иностранного капитала в банковской системе
РФ. Заявление о намерении увеличить уставный капитал кредитной организации за
счет средств нерезидентов и об отчуждении акций (долей) в пользу нерезидентов
рассматривается ЦБ РФ в двухмесячный срок со дня подачи заявления. Результатом его
рассмотрения является разрешение ЦБ РФ на проведение укачанной в заявлении операции
или мотивированный отказ в письменной форме. В случае, если ЦБ РФ не сообщил о
принятом решении в течение установленного срока, указанная операция считается
разрешенной;
ЦБ РФ вправе по согласованию с Правительством РФ устанавливать для кредитных
организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков
ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных
государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских
банков применяются ограничения в их создании и деятельности.
32. Бизнес-план кредитной организации
Одним из документов, предоставляемых учредителями в ЦБ РФ при создании новой
кредитной организации, является ее бизнес-план.
Бизнес-план – это документ на ближайшие два календарных года, содержащий
предполагаемую программу действий кредитной организации, включая параметры (показатели)
и ожидаемые результаты деятельности, и позволяющий ЦБ РФ оценить:
1) способность кредитной организации обеспечить финансовую стабильность, выполнять
пруденциальные нормы деятельности и обязательные резервные требования, соблюдать
требования законодательства по обеспечению интересов кредиторов и вкладчиков;
2) способность кредитной организации к долговременному существованию как
прибыльной коммерческой организации;
3) адекватность системы управления кредитной организации принимаемым рискам.
ЦБ РФ или территориальное учреждение ЦБ РФ вправе отказать учредителю вновь
создаваемой кредитной организации в государственной регистрации, а также
действующей кредитной организации в расширении ее деятельности, изменении вида,
реорганизации, в случае установления недостоверной, неполной или противоречивой
информации в представленном бизнес-плане и несоответствия содержания бизнес-плана
целям его представления в ЦБ РФ.
Бизнес-план представляется:
1) во-первых, при создании кредитной организации – уполномоченным представителем
учредителей, ходатайствующих о государственной регистрации кредитной организации
и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций;
2) во-вторых, при расширении деятельности кредитной организации путем получения
дополнительных лицензий на осуществление банковских операций – кредитной организацией,
ходатайствующей о выдаче лицензии, расширяющей ее деятельность;
3) в-третьих, при изменении вида кредитной организации (небанковская кредитная
организация – на банк или банк – на небанковскую кредитную организацию) –
кредитной организацией, ходатайствующей об изменении вида;
4) в-четвертых, при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения,
преобразования – представителем кредитных организаций, принявших решение о
реорганизации;
5) в-пятых, при реорганизации кредитных организаций в форме присоединения –
кредитной организацией, к которой происходит присоединение.
Бизнес-план утверждается общим собранием учредителей (участников) кредитной
организации.
Бизнес-план кредитной организации должен содержать: общую информацию о кредитной
организации; цели, задачи, рыночную политику кредитной организации; информацию о
системе управления; данные об учредителях (участниках); информацию об
обеспечении деятельности кредитной организации; иные существенные показатели,
которые, по мнению кредитной организации, необходимы для раскрытия основных
целей бизнес-плана.
Бизнес-план кредитной организации должен соответствовать следующим требованиям
по его оформлению и составу приложений:
1) сведения об утверждении бизнес-плана (дата и номер соответствующего протокола
собрания учредителей (участников), утвердившего бизнес-план, приводятся на
титульном листе бизнес-плана);
2) общая информация о кредитной организации приводится на первом (следующем за
титульным) листе бизнес-плана; расчетный баланс с расшифровкой его отдельных
статей; 3) план доходов, расходов и прибыли с расшифровкой его отдельных статей;
4) прогноз выполнения отдельных обязательных нормативов;
5) прогноз выполнения обязательных резервных требований; допущения, принятые в
бизнес-плане;
6) результаты SWOT-анализа, позволяющего выявить и структурировать сильные и
слабые стороны кредитной организации, а также потенциальные возможности и угрозы.
33. Порядок открытия подразделения и представительства кредитной организации в
РФ
Кредитная организация может открывать на территории РФ обособленные
подразделения представительства, которые не имеют права осуществлять банковские
операции и филиалы.
Также, кредитная организация может также открывать внутренние структурные подразделения
вне местонахождения головной организации и филиала. Такими подразделениями могут
выступать дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные
пункты.
Наименование внутреннего структурного подразделения кредитной организации должно
содержать указание на его статус и принадлежность к конкретной кредитной
организации.
Порядок открытия (закрытия) обособленных подразделений заключается в следующем:
1) решение о внесении изменений и дополнений в устав кредитной организации,
связанных с открытием обособленных подразделений, принимается уполномоченным
органом кредитной организации на очередном (годовом) общем собрании;
2) после этого кредитная организация направляет в территориальное учреждение ЦБ
РФ, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, письмо с приложением
двух экземпляров решения о внесении изменений в учредительные документы и текста
изменений, вносимых в устав кредитной организации, в четырех экземплярах;
3) территориальное учреждение ЦБ РФ в течение 10 календарных дней после
получения в установленном порядке от кредитной организации необходимых документов,
рассматривает их и направляет кредитной организации информацию об отсутствии (наличии)
замечаний;
4) при отсутствии замечаний кредитная организация после получения указанной
информации представляет в территориальное учреждение ЦБ РФ, осуществляющее