Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 10:15, шпаргалка
1. Понятие и предмет банковского права
Банковская система выступает в качестве приводного механизма национальной
экономики – она обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств физических и
юридических лиц и их межрегиональное и межотраслевое перераспределение;
внутринациональные и международные расчетные отношения между различными хозяйствующими субъектами
5) выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и
граждан-предпринимателей по мотивированному запросу.
Специальные налоговые правонарушения именуют иначе налоговыми правонарушениями
банков. Банки (кредитные организации) – особые субъекты налогового
правонарушения, поскольку: с одной стороны, кредитные организации – такие же
налогоплательщики, как и другие юридические лица; с другой – в национальном
хозяйстве страны они выполняют роль финансовых посредников и осуществляют
расчеты между хозяйствующими субъектами.
Поэтому НК РФ возлагает на них кроме общих для всех налогоплательщиков
обязанностей по уплате законно установленных налогов и специальные обязанности.
Банк должен:
1) открывать клиентам банковский счет только после предъявления ими свидетельства
о постановке на налоговый учет;
2) в срок исполнять поручения своих клиентов (налогоплательщиков и плательщиков
сборов) о перечислении сумм налога или сбора в бюджет;
3) по решению налоговых органов приостанавливать операции по счетам своего
клиента (налогоплательщика или налогового агента);
4) в течение одного операционного дня исполнить инкассовое поручение (распоряжение)
налогового органа о списании со счета (при достаточности средств на соответствующем
счете) клиента банка – недобросовестного налогоплательщика суммы налога (включая
пеню).
Ответственность за неисполнение этих обязанностей установлена отдельно и закреплена
в гл. 18 НК РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством
о налогах и сборах, и ответственность за их совершение». Предусмотрено пять
видов налоговых правонарушений этих субъектов:
1) нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику;
2) нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;
3) неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по
счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
4) неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени;
5) непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности
налогоплательщиков – клиентов банка.
37. Ответственность кредитных организаций по отдельным видам правонарушений
Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу
предусмотрена ст. 129.1 НК РФ. Данное правонарушение относят к общим налоговым
правонарушениям, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. Те же деяния, совершенные
повторно в течение календарного года наказываются штрафом в 5 тыс. руб.
Объект правонарушений – публичный порядок в сфере осуществления налоговыми
органами налогового контроля. Субъектами правонарушений выступают лица, участвующие
в мероприятиях налогового контроля в качестве свидетелей.
Объективная сторона правонарушения заключается в непредставлении необходимых для
проведения налогового контроля сведений. Субъективной стороной является умысел
или неосторожность.
Ответственность за нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику
предусмотрена ст. 132 НК РФ. Данное правонарушение относят к специальным
налоговым правонарушениям кредитных организаций, взыскание штрафа в размере 10
тыс. руб.
Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета
организацией или индивидуальным предпринимателем наказывается штрафом в размере
20 тыс. руб.
Объект правонарушений – публичный порядок в сфере налогообложения.
Субъектами правонарушений выступают кредитные организации.
Объективная сторона правонарушения заключается в действии (открытии счета в
нарушение установленного порядка) или в бездействии (непредставлении налоговым
органам сведений). Субъективной стороной, как правило, является умысел.
Ответственность за неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а
также пени предусмотрена ст. 135 НК РФ Правонарушение относят к специальным налоговым
правонарушениям кредитных организаций, взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования
ЦБ РФ, но не более 0,2 % за каждый день просрочки.
Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на
счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении
которых в соответствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового
органа, наказывается штрафом в размере 30 % не поступившей в результате незаконных
действий банка суммы.
Объект правонарушения – финансовые интересы государства, субъектов РФ и муниципальных образований, публичный порядок в сфере налогообложения.
Субъект правонарушения – кредитная организация. Объективная сторона правонарушения
состоит в бездействии (неправомерном неисполнении банком в установленный законодательством
срок решений налогового органа) либо действии (создание ситуации отсутствия
денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового
агента). Субъективная сторона этого правонарушения, как правило, выражается в прямом
умысле.
Ответственность за непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка предусмотрена ст. 135.1 НК РФ.
Правонарушение относят к специальным налоговым правонарушениям кредитных организаций наказывается штрафом в размере 10 тыс. руб. Непредставление банками по
мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам
организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок карается штрафом в размере 20 тыс.
руб. Объектправонарушения – публичный порядок в сфере налогообложения.
Субъект правонарушения – кредитная организация. Объективная сторона правонарушения
состоит в бездействии – неправомерном неисполнении банком в установленный
законодательством срок требований налогового органа. Объективная сторона –
прямой умысел.
И другие правонарушения (ст. ст. 134, 135 НК РФ).
38. Банковская тайна. Бухгалтерский учет, отчетность, аудит, антимонопольная
деятельность кредитных организаций
Общие правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и
статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями
устанавливаются ЦБ РФ с учетом международной банковской практики. В настоящее время
порядок ведения бухгалтерского учета в российских кредитных организациях,
установлен «Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,
расположенных на территории РФ» от 05.12.2002 № 205-П.
Отчетность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской
организацией, имеющей в соответствии с законодательством РФ лицензию на
осуществление таких проверок.
В тоже время, отчетность банковских групп и банковских холдингов подлежит ежегодной
проверке аудиторской организацией, осуществляющей аудиторскую проверку кредитных
организаций не менее двух лет.
По результатам проверки аудиторская организация обязана составить заключение о
результатах аудиторской проверки, содержащее сведения:
1) о достоверности финансовой отчетности кредитной организации;
2) выполнении ею обязательных нормативов, установленных ЦБ РФ;
3) качестве управления кредитной организацией;
4) состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными
законами и уставом кредитной организации. Аудиторское заключение направляется в
ЦБ РФ в трехмесячный срок со дня представления в ЦБ РФ годовых отчетов кредитной
организации, банковских групп и банковских холдингов.
После аудиторского подтверждения достоверности годового отчета кредитной организации,
он представляется в ЦБ РФ.
В дальнейшем в форме и сроки, которые устанавливаются ЦБ РФ, кредитная
организация публикует годовой отчет в открытой печати.
Правовой режим банковской тайны установлен банковским законодательством и ГК РФ.
Содержание режима банковской тайны – кредитная организация гарантирует
непредставление (неразглашение) третьим лицам информации о банковском счете и
банковском вкладе; об операциях по счету; о клиентах банка, банках-корреспондентах
и т. д. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только
самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам
такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке,
предусмотренных законодательством.
В случае неправомерного разглашения кредитной организацией сведений, составляющих
банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка
возмещения причиненных такими неправомерными действиями убытков. Государственная
политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на рынке
финансовых услуг реализуется следующими федеральными органами:
1) на рынке ценных бумаг – федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими регулирование на рынке ценных бумаг;
2) на рынке банковских услуг – ЦБ РФ;
3) на рынке страховых услуг – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
регулирование на рынке страховых услуг;
4) на рынке иных финансовых услуг – федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими регулирование на рынке этих финансовых услуг.
Основные задачи ЦБ РФ как антимонопольного органа, осуществляющего регулирование
на рынке финансовых услуг:
1) содействие развитию конкуренции на рынке финансовых услуг;
2) предупреждение, ограничение и пресечение недобросовестной конкуренции и пресечение
злоупотреблений, связанных с доминирующим положением финансовой организации на
рынке финансовых услуг;
3) осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства
на рынке финансовых услуг.
39. Банковский вклад (депозит)
По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (кредитная организация),
принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее
денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты
на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Стороной договора
является кредитная организация (банк). Право на привлечение денежных средств во
вклады имеют кредитные организации, обладающие соответствующим разрешением (лицензией
ЦБ РФ), выданным в порядке, установленном в соответствии с законом и вкладчик, в
качестве которого имеет право выступать любое юридическое или физическое лицо.
Вклады могут вноситься как в наличной, так и в безналичной формах.
Договор банковского вклада:
1) реальный, поскольку для его заключения необходима передача вклада банку;
2) односторонне обязывающий, так как вкладчик приобретает право требования к
банку о возврате суммы вклада и процентов по нему, и в то же время каких-либо
обязанностей перед банком у него не возникает;
3) признается публичным, если вкладчиком по договору выступает физическое лицо.
Кредитная организация не вправе отказать гражданину в заключении договора банковского
вклада, а также не вправе устанавливать неодинаковые условия договора для разных