Роль Банка России в управлении государственным внутренним долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.

Оглавление

Введение……………………………………………........…………............……..3
Государственный долг
1.1 Понятие и значение государственного долга.................................................6
2. Внутренний государственный долг
2.1 Состояние внутреннего государственного долга……………...….….……13
2.2 Реструктуризация государственного долга..................................................14
2.3 Государственные и муниципальные гарантии……………………….....…16
2.4 Государственная долговая книга …………………………………………..18
3. Управление внутренним государственным долгом
3.1 Принципы управления государственным долгом…....................................20
3.2 Государственные ценные бумаги как инструмент управления государственным долгом………………..............................................................22
3.3 Стабилизационные фонд и его роль в управлении государственным долгом………………………………....................................................................25
3.4 Роль банков в регулировании государственного долга………………….27
Заключение………………..…………………………............……………….….28
Список литературы……………………………………...........………………...31
Приложения……………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word - копия.docx

— 69.57 Кб (Скачать)

     Стабилизационный  фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний  поступлений от экспорта сырьевых товаров.

     Согласно  предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его  средства могут размещаться в  долговые обязательства иностранных  государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

     Средства  фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета  при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем  средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования  средств Фонда определяется федеральным  законом о федеральном бюджете  на соответствующий финансовый год. На 30 января 2008г. совокупный объем средств Стабилизационного фонда составляет 3 851,80 млрд. рублей.

     В 2005 году средства Стабилизационного  фонда превысили 500 млрд. рублей, и  их часть была направлена на выплату  внешнего долга Российской Федерации  и покрытие дефицита Пенсионного  Фонда Российской Федерации (30 млрд. рублей было направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации)7. 
 
 
 
 

3.4 Роль банков в регулировании государственного долга 

     Стабилизация  экономики невозможна без эффективно действующей, разветвленной сети надежных банков, деятельность которых не идет в разрез с интересами государства. Только, в отличие от командной  экономики управление банками осуществляется не директивно, а посредством законодательства о банковской деятельности.

     На  сегодняшний момент основными задачами ЦБ являются регулирование денежного  обращения, обеспечение устойчивости рубля, единая денежно-кредитная политика, организация расчетов и кассового  обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков, внешнеэкономическая деятельность, установление норм обязательного резервирования, учетной ставки. ЦБР является кредитором последней инстанции. Среди банков составляющих второй уровень банковской системы существуют и специализированные: муниципальные, ипотечные, земельные, инвестиционные.

     Особое  место в банковской системе России занимают Внешэкономбанк - он обслуживает  внешний долг РФ и Банк реконструкции  и развития - занимается финансированием  правительственных программ с использованием бюджетных ресурсов. Кроме того, существуют специальные кредитные  институты: кредитные союзы, кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации, инвестиционные фонды. Их основное отличие  от банков состоит в том, что они  выполняют ограниченное число банковских операций. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий  и граждан, трастовые операции.

      

Заключение. 

     Как известно, посредством государственных  заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые  для финансирования общегосударственных  потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его  долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной  собственности, а также новых  заимствований.

     Бюджетная, долговая и валютная политика государства  неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический  рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в  целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению  воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки  возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность  на финансовых рынках в отношении  инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это  особенно касается стран, развивающих  и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут  воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно  отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.

     К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным  долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего  и внешнего долга, границы внешних  заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств; источники  внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

     В связи с этим также следует  учитывать, что система управления государственным долгом по своей  политико-экономической сути должна включать определение цели и обоснованность государственных заимствований, минимизацию  стоимости долга для заемщика, эффективное использование, учет и  контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов. Это предполагает формирование единой системы управления государственным долгом, включая учет займов субъектов Федерации, внешней задолженности банков и других корпоративных заимствований. С введением в действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств. Информация о долговых обязательствах Российской Федерации, выпуске ценных бумаг субъектов и муниципальных образований вносится в Государственную долговую книгу Федерации, государственную долговую книгу ее субъекта или муниципальную долговую книгу в трёхдневный срок с момента возникновения обязательства.

     Для того чтобы более четко обозначить направления совершенствования  процесса управления государственным  долгом, следует иметь в виду, что на рынке государственного внутреннего долга за последние годы произошли позитивные перемены: проведена новация по государственным ценным бумагам, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Все это в определенной степени восстановило доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, привело к увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых.

     На  основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. В связи с этим на передний план снова выдвигается  проблема государственного долга.

     Происходит  сокращение внешнего долга за счет уточнения коммерческой задолженности, уменьшения объема роста долга вследствие неблагоприятных для России изменений  валютных курсов и сокращения объема ожидаемых кредитов по линии международных  финансовых организаций. Но внутренний долг за счет этого растет (за счет облигаций  федерального займа).

     В общем можно сказать, что положение  нашей страны сложно, но не безнадежно. Оживление экономики вселяет  надежду. Значительно улучшилась динамика поступления доходов в бюджет, снизилась задолженность по выплатам заработной платы, погашены задолженности  по выплате пенсий. Но все равно  вопрос государственного долга остается открытым, он требует решения и  стабильного оживления экономики  не на короткий период, а куда более  длительный.

     Список  литературы 

     
  1. Воронин, Ю., Кабашкин, В. Управление государственным долгом. // Экономист. – 2009 - №1. С. 58-67.
  2. Матвеева, Т.Ю. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. – М.: Дрофа, 2005. – 442 с.
  3. Сайт Министерства Финансов http://www1.minfin.ru.
  4. Сайт «Ресурсы Университетской информационной системы РОССИЯ» http://www.cir.ru.
  5. Федеральный закон РФ от 24.07.2007 «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
  6. Шабалин, А. Динамика государственного и корпоративного долга // Экономист. – 2006 - №4. С. 50-57.
  7. Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – 896 с.
  8. Экономический журнал ВШЭ. – 2006 - №3
  9. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Т.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2000. – 714 с.
  10. Экономическая теория: учебное пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков [и др.]; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: КНОРУС, 2011. – 464 с.
  11. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  12. Бутакова О.В., Швецов Ю.Т., «Функциональная направленность системы бюджетного регулирования», Финансы, № 10, 2007., с. 9.
  13. Чичелёв М.Э. «Эффективность в бюджетном процессе», Финансы, №1, 2007.
  14. Под редакцией Мацкуляка И.Д. «Государственные и муниципальные финансы», Москва, РАГС, 2010.-488с.
  15. Воронин Ю. С. Управление государственным долгом Экономист.-2006-№1-С.58-67.
  16. Под редакцией доктора экономических наук, профеcсора А.М. Ковалевой, «Финансы», Москва, «Финансы и статистика», 2005.-383с.
  17. Приложения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение  № 1

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации

млн. рублей
  По состоянию  
на 01.10.2011
 
Объем государственного внутреннего долга  Российской Федерации - всего, 3 995 038,077
в том числе:  
государственные гарантии Российской Федерации в  валюте Российской Федерации 446 184,352
Государственный внутренний долг Российской  
Федерации, выраженный в государственных  
ценных бумагах (млн. руб.) 
на 1 октября 2011 года
3 542 073,124
Планируемые аукционы по размещению государственных  ценных бумаг Российской Федерации
Дата  проведения 
аукциона
Государственная ценная бумага Российской Федерации  Объем выпуска,  
млн. руб.
28.09.2011 ОФЗ-ПД № 25079RMFS 10 000,00
05.10.2011 ОФЗ-ПД № 26206RMFS 10 000,00
12.10.2011 ОФЗ-ПД № 26205RMFS 10 000,00
19.10.2011 ОФЗ-ПД № 25079RMFS 10 000,00
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 2 

  Газета "Коммерсантъ", №191 (4732), 12.10.2011

 

Информация о работе Роль Банка России в управлении государственным внутренним долгом