Роль Банка России в управлении государственным внутренним долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.

Оглавление

Введение……………………………………………........…………............……..3
Государственный долг
1.1 Понятие и значение государственного долга.................................................6
2. Внутренний государственный долг
2.1 Состояние внутреннего государственного долга……………...….….……13
2.2 Реструктуризация государственного долга..................................................14
2.3 Государственные и муниципальные гарантии……………………….....…16
2.4 Государственная долговая книга …………………………………………..18
3. Управление внутренним государственным долгом
3.1 Принципы управления государственным долгом…....................................20
3.2 Государственные ценные бумаги как инструмент управления государственным долгом………………..............................................................22
3.3 Стабилизационные фонд и его роль в управлении государственным долгом………………………………....................................................................25
3.4 Роль банков в регулировании государственного долга………………….27
Заключение………………..…………………………............……………….….28
Список литературы……………………………………...........………………...31
Приложения……………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word - копия.docx

— 69.57 Кб (Скачать)

     Общая сумма предоставленных государственных  гарантий Российской Федерации для  обеспечения обязательств в валюте Российской Федерации включается в  состав государственного внутреннего  долга Российской Федерации как  вид долгового обязательства. Федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год утверждаются государственные гарантии Российской Федерации, выдаваемые отдельному субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1 000 000 минимальных размеров оплаты труда.

     Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются  Правительством Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации  либо иной уполномоченный орган представляет Правительство Российской Федерации  на всех переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и заключает соответствующие  соглашения от имени Правительства  Российской Федерации.

     В случае предоставления государственной  гарантии Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти обязаны провести проверку финансового  состояния получателя государственной  гарантии Российской Федерации.

2.4 Государственная долговая книга. 

     В Российской Федерации действует  единая система учета и регистрации  государственных заимствований  Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования  регистрируют свои заимствования в  Министерстве финансов Российской Федерации.

     Министерство  финансов Российской Федерации ведет  государственные книги внутреннего  и внешнего долга Российской Федерации (Государственная долговая книга  Российской Федерации).

     Информация  о долговых обязательствах вносится соответствующими уполномоченными  органами в Государственную долговую книгу Российской Федерации, государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

     В Государственную долговую книгу  Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в  том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также  другая информация. Состав, порядок  и сроки представления информации устанавливаются Правительством Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Управление  государственным  долгом. 

     3.1.Принципы  управления государственным  долгом.

          В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

     - безусловность - обеспечение точного  и своевременного выполнения  обязательств государства перед  инвесторами и кредиторами без  выставления дополнительных условий;

     - единство учета - учет в процессе  управления государственным долгом  всех видов ценных бумаг, эмитированных  федеральными органами власти, органами  власти субъектов федерации и  органами местного самоуправления;

     - единство долговой политики - обеспечение  единого подхода в политике  управления государственным долгом  со стороны федерального центра  по отношению к субъектам федерации  и муниципальным образованиям;

     - согласованность - обеспечение максимально  возможной гармонизации интересов  кредиторов и государства-заемщика;

     - снижение рисков  выполнение всех  необходимых действий, позволяющих  снизить как риски кредитора,  так и риски инвестора;

     - оптимальность - создание такой  структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств  по ним было сопряжено с  минимальным риском, а также оказывало  наименьшее отрицательное влияние  на экономику страны;

     - гласность - предоставление достоверной,  своевременной и полной информации  о параметрах займов всем заинтересованным  в ней пользователям.

     Управление  государственным долгом, как и  всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции  управления могут быть конкретизированы применительно к государственному долгу. Понятие управления государственным  долгом может рассматриваться в  широком и узком смысле.

     Управление  государственным в широком смысле предполагает:

     - формирование политики в отношении  государственного долга;

     - определение основных показателей  и предельных значений государственной  задолженности;

     - определение основных направлений  воздействия на микро- и макроэкономические  показатели;

     - определение приоритетных направлений  использования привлеченных ресурсов  и т.д.

     Политика  в отношении государственного долга  и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а  оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

     Управление  государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

     - рефинансирование - погашение части  государственного долга за вновь привлеченных средств;

     - конверсия - изменение доходности  займа;

     - консолидация - превращение части  имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

     -новация  - соглашения между государством-заемщиком  и кредиторами по замене обстояте6льств  в рамках одного и того же  кредитного договора;

     - унификация - решение государства  об объединении нескольких ранее  выпущенных займов;

     - отсрочка - консолидация при одновременном  отказе государства от выплаты  дохода по займам;

     - дефолт - отказ государства от  уплаты государственного долга. 

     3.2 Государственные  ценные бумаги  как инструмент  управления государственным  долгом. 

     Основной  формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся  тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и  организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета  путем выпуска и реализации государственных  ценных бумаг.

     Государственными  ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают  государство, орган государственной  власти и управления.

     В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные  ценные бумаги подразделяются на рыночные и не рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке.

     Не  рыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.

     В зависимости от срока обращения  государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

     Кроме того, ценные бумаги разделяются на наличные документированные) и безналичные, в том числе существующие в  виде записей на счетах; по способу  выплаты доходов.

     Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по государственным   ценным бумагам, в их числе:

     - установление фиксированного процентного  платежа;

     - применение ступенчатой процентной  ставки;

     - использование плавающей ставки  процентного дохода;

     - индексирование номинальной стоимости  ценных бумаг;

     - реализация долговых обязательств  со скидкой (дисконтом) против  их нарицательной цены;

     - проведение выигрышных займов.

     В мировой практике чаще всего используются следующие показатели доходности: текущая  доходность, полная доходность.

     Показатель  полной доходности используется для  измерения общей ценности облигаций  для инвестора простая и эффективная  доходность к погашению. Эффективная  доходность к погашению учитывает  сложные проценты. Расчет осуществляется методом итерационного подбора. В данном случае на доходность влияют следующие факторы:

     - первоначальная цена, уплаченная  за облигацию;

     - частота выплат дохода по купону;

     - дата погашения облигации;

     - основная сумма, которая должна  быть выплачена на дату погашения;

     - реализуемость на рынке(спрос и предложение);

     - кредитный риск.

     Данная  доходность легко рассчитывается на специальных калькуляторах или  компьютерах.

     Перед государством же стоит важнейшая  задача: с одной стороны, заинтересовать потенциальных инвесторов высокой  доходностью и ликвидностью государственных  ценных бумаг; с другой стороны, снижать  затраты, связанные с обслуживанием  государственного долга, так как  затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению  долговых обязательств осуществляются за счет государственного бюджета.

     Краткая характеристика отдельных видов  государственных ценных бумаг5:

     ГКО — Государственные краткосрочные облигации — именная бескупонная государственная ценная бумага, выпускается в бездокументальной форме. выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России.

     ОФЗ — облигации федерального займа — первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации.

     ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа. Доступны для для физических и юридических лиц. Цель — привлечь свободные денежные средства населения для покрытия дефицита бюджета.

     КО — казначейские обязательства. Цель их выпуска — безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям поставщикам по государственным заказам, сокращение не платежей в бюджет и т.д.

     ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, выпущены для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами.

     3.3 Стабилизационный  фонд и его роль  в управлении государственным  долгом. 

     Стабилизационный  фонд Российской Федерации - часть средств  федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над  базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и  использованию в целях обеспечения  сбалансированности федерального бюджета  при снижении цены на нефть ниже базовой. Под ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки "Юралс", определяемая в порядке, предусмотренном  для установления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую. Под базовой  ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки "Юралс", эквивалентная 197,1 доллара США за одну тонну, которая  была установлена 1 января 2006 года. (27 долларов США за один баррель)6.

     Источниками формирования Стабилизационного фонда  являются: дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем  за счет превышения цены на нефть над  базовой ценой; остатки средств  федерального бюджета на начало соответствующего финансового года в порядке, включая  доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.

Информация о работе Роль Банка России в управлении государственным внутренним долгом