Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:51, автореферат
Цель диссертационного исследования заключается в развитии теоретических основ функционирования рынка розничных банковских услуг и разработке методического обеспечения формирования конкурентной стратегии банка на региональном рынке розничных услуг. Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты становления и развития розничного рынка банковских продуктов и услуг в России и уточнить его определение;
- выявить факторы, оказывающие влияние на развитие розничных банковских продуктов и услуг в России;
- изучить зарубежный опыт по организации и продвижению на рынок розничных банковских услуг;
- установить современные тенденции развития регионального рынка розничных банковских услуг, проанализировать и оценить конкурентные преимущества региональных коммерческих банков в оказании основных их видов;
- определить и обосновать типы маркетинговых стратегий банка на рынке розничных услуг с целью обеспечения им конкурентных преимуществ;
- обосновать рекомендации по формированию стратегии банка по продвижению розничных банковских услуг на региональный рынок.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОГО РЫНКА БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ
1.1. Особенности современного рынка банковских продуктов и услуг, его становление и развитие в России.
1.2. Факторы, влияющие на развитие розничного рынка банковских услуг.
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА РЫНКЕ РОЗНИЧНЫХ УСЛУГ
2.1. Депозитно-кредитные розничные услуги региональных российских банков.
2.2. Электронные банковские услуги населения на основе пластиковых карт.
2.3. Зарубежный опыт организации розничного банковского бизнеса
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ
3.1. Методы целевой маркетинговой стратегии на рынке розничных банковских услуг.
3.2. Стратегия совмещенных продаж как форма реализации розничных банковских услуг.
3.3. Организация сбыта банковских услуг.
Региональный рынок розничных банковских услуг: тенденции и факторы развития
Автореферат
Диссертация
Артикул: 278579
Год:
2007
Автор:
Гладкова, Светлана Борисовна
Ученая cтепень:
кандидат экономических наук
Место защиты диссертации:
Белгород
Код cпециальности ВАК:
08.00.10
Специальность:
Финансы, денежное обращение и кредит
Количество cтраниц:
164
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
1.1. Особенности современного
рынка банковских продуктов и
услуг, его становление и
1.2. Факторы, влияющие на
развитие розничного рынка
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА РЫНКЕ РОЗНИЧНЫХ УСЛУГ
2.1. Депозитно-кредитные розничные
услуги региональных
2.2. Электронные банковские услуги населения на основе пластиковых карт.
2.3. Зарубежный опыт организации
розничного банковского
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОДВИЖЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ
3.1. Методы целевой маркетинговой стратегии на рынке розничных банковских услуг.
3.2. Стратегия совмещенных продаж как форма реализации розничных банковских услуг.
3.3. Организация сбыта банковских услуг.
Введение:
Актуальность темы исследования.
Развитие рыночных отношений и формирование
двухуровневой банковской системы
способствовали внесению существенных
изменений в отечественную
В современных условиях кредитные организации разрабатывают и предлагают на рынке все большее количество продуктов и услуг населению. Оказание розничных банковских услуг населению становится перспективной сферой деятельности банков, особенно в регионах, где рынок освоен слабо, а потенциал платежеспособности населения растет. Розничные банковские услуги - один из наиболее выгодных для банков видов бизнеса. Привлекательность розничных услуг обусловлена тем, что корпоративные клиенты уже охвачены банковскими услугами. К тому же, и конкуренция в этом сегменте рынка сложилась достаточно жесткая. Депозитные операции с населением способствуют постоянному притоку ресурсов, а его кредитование обеспечивает банку достаточно высокий уровень доходов и диверсификацию кредитных рисков за счет дифференциации кредитных услуг по срокам и клиентам.
Развитие розничного рынка,
более чем других сегментов рынка
банковских услуг, зависит от географических,
этнических, экономических и политических
факторов, которые существенно отличается
по регионам Российской Федерации. Большее
различие определяют необходимость
более тщательного изучения факторов
и тенденций развития отдельных
региональных рынков и учета их особенностей
при разработке мер государственного
регулирования розничных
В связи с этим изучение
тенденций развития розничного рынка
банковских услуг на региональном уровне,
а также разработка перспективных
направлений продвижения услуг
розничного характера до конечных их
потребителей с учетом изменений
в предпочтениях последних
Степень разработанности и изученности проблемы. Различные теоретические аспекты по исследуемой нами проблеме изучались многими зарубежными и отечественными учеными. Среди западных ученых следует особо выделить А. Смита, Д. Риккардо, А. Курно, Ф. Эджуорта, У.С. Джевонса,^ М. Портера, Ф. Котлера, П. Роуза, А Томсона Р. и др. В отечественной' экономической науке проблемам развития розничных банковских услуг и их продвижению на рынок посвящены труды Г.Н. Белоглазовой, С.А. Гурьянова,;, А.Н. Иванова, Е.Ф. Жукова, А.Н. Иванова, А.А. Казимагомедова, Г.Г. Коробовой, Ю.И. Коробова, О.И. Лаврушина, В.Д. Маркова, А.В. Романова,;. И.О. Спицына, Я.О. Спицына, В.М. Усоскина, Э.А. Уткина, В.А. Черненко и др.
Несмотря на наличие большого количества опубликованных работ в них все же, на наш взгляд, не дано точного и вместе с тем исчерпывающего определения рынка розничных банковских услуг. Кроме того, не проводился и сравнительный анализ состояния розничного банковского бизнеса на региональном и федеральном уровнях в России, а соответственно не уделялось должного внимания концепции развития и продвижения розничных услуг на региональный розничный рынок.
Таким образом, отмеченная актуальность и недостаточная комплексная проработанность рассмотренной проблемы обусловили выбор темы диссертации. Определили объект и предмет настоящего исследования, позволили сформулировать цели и задачи.
Цель диссертационного исследования заключается в развитии теоретических основ функционирования рынка розничных банковских услуг и разработке методического обеспечения формирования конкурентной стратегии банка на региональном рынке розничных услуг. Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- исследовать теоретические
аспекты становления и
- выявить факторы, оказывающие влияние на развитие розничных банковских продуктов и услуг в России;
- изучить зарубежный опыт по организации и продвижению на рынок розничных банковских услуг;
- установить современные
тенденции развития
- определить и обосновать
типы маркетинговых стратегий
банка на рынке розничных
- обосновать рекомендации
по формированию стратегии
Объектом исследования является рынок розничных банковских услуг.
Предметом исследования выступил процесс формирования стратегии продвижения продуктов и услуг на региональный розничный банковский рынок.
Методологическую основу
данного диссертационного исследования
составили принципы диалектической
логики в единстве субъективнообъективного,
историко-генетического и
Теоретической основой диссертационного исследования послужили теории и концепции, сформированные в трудах отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме.
В качестве информационной базы диссертационного исследования были использованы: законодательные и нормативные акты РФ, статистические ежегодники и бюллетени Федеральной и региональной службы государственной статистики, бюллетени банковской статистики Банка России и Белгородской области, научно-методическая литература и материалы научных конференций.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке теоретико-методических положений по формированию конкурентной стратегии банка на рынке розничных банковских услуг. Научная новизна подтверждается следующими научными результатами, выносимыми на защиту:
• предложена классификация розничных банковских услуг, на основе которой конкретизирована характеристика розничного банковского рынка и дано его определение;
• систематизированы факторы, оказывающие влияние на развитие рынка розничных банковских услуг;
• выработаны рекомендации, на основе зарубежного опыта, по продвижению розничных банковских услуг для отечественного регионального рынка;
• выделены современные
тенденции, характеризующие процесс
развития розничных услуг, оказываемых
коммерческими банками в
• сформулированы рекомендации по разработке продуктовой целевой маркетинговой стратегии банка, способствующие росту конкурентоспособности банка на рынке розничных услуг;
• обоснована возможность и необходимость широкого использования при продаже банковских услуг различных форм их совмещенной продажи и даны конкретные рекомендации по формированию пакетов таких услуг;
• предложены эффективные
способы организации сбыта
Практическая значимость
диссертационного исследования состоит
в том, что использование полученных
результатов может
Практические разработки и материалы автора использованы в учебном процессе на кафедре финансов и кредита Белгородского государственного университета при чтении лекций, проведении практических и семинарских занятий по курсам: «Организация деятельности коммерческого банка», «Банковский менеджмент», «Деньги, кредит, банки», а также могут найти применение и в других экономических вузах РФ.
Апробация результатов исследования.
Основные положения работы докладывались
и обсуждались на Международной
научно-практической конференции «Проблемы
экономики и управления» (Белгород,
2005), Международной научно-
По теме диссертационного исследования опубликовано 6 научных работ, общим объемом 2,5 п.л., (1,8 авторских), отражающих ее основные результаты.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка.
Заключение:
Выводы:
Изучение экономической литературы показало нам, что существует многообразие подходов к определению понятия «банковская услуга». Мы рассматриваем банковскую услугу как результат комплекса банковских операций, направленных на удовлетворение потребности клиента, связанных с перемещением финансовых активов или предоставлением финансовой информации несущих определенную выгоду для потребителя.
Розничные банковские услуги
мы определяем как услуги, предоставляемые
населению для удовлетворения личных,
домашних, семейных и других потребностей,
не связанных с
Реализуются розничные банковские услуги на отдельном сегменте банковского рынка. Поэтому считаем целесообразным перейти к рассмотрению рынков розничных банковских услуг.
Российский розничный банковский бизнес, а вместе с ним и рынок розничных банковских услуг выделился из общего банковского рынка услуг относительно недавно, в конце 20 века. Предпосылкой подобного выделения послужил, прежде всего, спрос населения на различные виды банковских продуктов и услуг. Коммерческие банки стали действовать и продвигать свои услуги по принципу от малого к большему, так, например, еще пять лет назад населению были известны порядка двух, трех видов вкладов и столько же кредитов. Сегодня только в средних банках насчитывается порядка 10 видов, в крупных банках, таких как Сбербанк и ВТБ, насчитывается их более 15 видов, т.е. есть спрос, есть и предложение. Кроме того, экспансия зарубежных коммерческих банков на российский рынок, также способствовала созданию своего отечественного рынка, в противовес конкуренции, который стремится отвечать требованиям и покупательной способности граждан России.
Рассматривая терминологию «розничный банковский рынок» необходимо отметить, что деятельность банка по обслуживанию клиентов традиционно разделяется на коммерческий и розничный (неторговый) секторы. Такое деление основывается на различных подходах к ведению дел в указанных областях. Более того, оба вида деятельности способны функционировать сами по себе и часто существуют параллельно в виде отдельных банков с общими собственниками.
Термин «неторговый бизнес»
чаще всего употребляют для
Однако, дело не только в
терминах. Понятие «розничный банковский
бизнес» является весьма расплывчатым
в понимании многих финансистов-практиков
самого широкого круга. Действительно,
понятие не определено ни в нормативной,
ни законодательной базе, а, следовательно,
может пониматься по-разному. Это
неурегулированное
Информация о работе Региональный рынок розничных банковских услуг: тенденции и факторы развития