Региональный рынок розничных банковских услуг: тенденции и факторы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:51, автореферат

Краткое описание

Цель диссертационного исследования заключается в развитии теоретических основ функционирования рынка розничных банковских услуг и разработке методического обеспечения формирования конкурентной стратегии банка на региональном рынке розничных услуг. Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты становления и развития розничного рынка банковских продуктов и услуг в России и уточнить его определение;
- выявить факторы, оказывающие влияние на развитие розничных банковских продуктов и услуг в России;
- изучить зарубежный опыт по организации и продвижению на рынок розничных банковских услуг;
- установить современные тенденции развития регионального рынка розничных банковских услуг, проанализировать и оценить конкурентные преимущества региональных коммерческих банков в оказании основных их видов;
- определить и обосновать типы маркетинговых стратегий банка на рынке розничных услуг с целью обеспечения им конкурентных преимуществ;
- обосновать рекомендации по формированию стратегии банка по продвижению розничных банковских услуг на региональный рынок.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОГО РЫНКА БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ
1.1. Особенности современного рынка банковских продуктов и услуг, его становление и развитие в России.
1.2. Факторы, влияющие на развитие розничного рынка банковских услуг.
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА РЫНКЕ РОЗНИЧНЫХ УСЛУГ
2.1. Депозитно-кредитные розничные услуги региональных российских банков.
2.2. Электронные банковские услуги населения на основе пластиковых карт.
2.3. Зарубежный опыт организации розничного банковского бизнеса
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ
3.1. Методы целевой маркетинговой стратегии на рынке розничных банковских услуг.
3.2. Стратегия совмещенных продаж как форма реализации розничных банковских услуг.
3.3. Организация сбыта банковских услуг.

Файлы: 1 файл

Региональный рынок розничных банковских услуг.docx

— 62.97 Кб (Скачать)

Разделение розничных  банковских операций на какие-либо группы сильно зависит от целей классификации. Вот несколько различных подходов:

• маркетинговый подход - классифицирует услуги с точки  зрения технологии продаж и продвижения.

• технологический подход - группирует услуги по операционным технологиям  и возможностям автоматизации 

• организационный подход - выводит на первый план возможности  объединить ведение операций в рамках той или иной внутрибанковской структуры.

Подчеркнем, что ни один из вышеуказанных подходов не является приоритетным или наиболее «правильным». Любая классификация - это, в конечном итоге, лишь форма представления  информации, наиболее удобная для  решения практических задач. При  этом, классифицируя, мы даем определенные характеристики услугам и операциям, позволяющие на практике сориентироваться в текущем управлении бизнесом и  эффективно решать управленческие задачи. Перейдем непосредственно к операциям  розничным.

Розничные операции - это  в первую очередь операции по обслуживанию физических лиц, но не только. Ведь любая  организация также состоит из физических лиц и многие компании, так или иначе, ведут финансовые операции со своими сотрудниками - физическими лицами. В этой связи будем различать четыре группы розничных операций (которые в основном отражают технологический подход):

1. Операции по обслуживанию  клиентов - физических лиц, не. связанные  с обслуживанием банком какой-либо  организации. Например, это обмен  валюты или открытие вклада  для клиента, обратившего внимание  на услуги банка из-за территориальной  близости к месту жительства  или работы. Возможно, внимание было  привлечено рекламой услуг или  тарифными ставками.

2. Корпоративно - розничные  операции, то есть обслуживание  финансового взаимодействия физических  лиц с компаниями, которые, например, являются клиентами банка, или  имеют какие-либо отдельные договоренности  с банком. Приведем несколько  примеров: оплаты квартир-новостроек  частными лицами в пользу компании-застройщика;  оплата клиентами авиакомпании  тарифа за сверхнормативный багаж  в аэропорту; оплата коммунальных  услуг; выплата зарплаты и командировочных  сумм сотрудникам. 

3. Условно-розничные операции.

Имеются в виду те виды банковских операций, которые:

Во-первых, осуществляются не только физическими, но и юридическими лицами в связи с их коммерческой деятельностью, но по технологии их исполнения банком идентичны операциям с  физическими лицами.

Во-вторых, относятся исключительно  к корпоративному сектору, но по технологии близки к розничным продуктам  банка.

К ним относятся: операции приема чеков на инкассо от физических и от юридических лиц и последующая  их оплата фактически они являются идентичными и выполняются и/или  координируются, как правило, одним  и тем же подразделением по операциям  с чеками; выпуск и обслуживание корпоративных банковских карт ведется  тем же подразделением, которое выпускает  банковские карты для физических лиц: подразделение, координирующее работу валютообменных пунктов, ведет дилинговые операции по наличным сделкам на межбанковском  рынке; эквайринг банковских карт, по сути, является частью расчетно-кассового  обслуживания, но в силу ряда технологических  причин относится к компетенции  подразделений по банковским картам, т.е. розничным подразделениям.

Следует обратиться и к  маркетинговой стороне исследования. Любая услуга, в том числе банковская удовлетворяет какие-то потребности  клиентов, за которые они готовы платить. На самом деле потребности  физических лиц в финансовых услугах  не отличаются большим разнообразием. Скорее банки, являясь регуляторами денежного обращения и, одновременно, распределительной системой экономики, всеми силами пытаются внедрить новые  инструменты привлечения средств  частных клиентов. На поверку же почти все новшества сводятся к предоставлению старых как мир  услуг на основе новых технологий, которые иногда приводят к качественному  прорыву и наполнению старых услуг  особым содержанием.1

Таким образом, перечислив виды розничного бизнеса, классифицированные на основе выделения групп финансовых услуг, необходимых потребителям - физическим лицам, можно будет сделать вывод  о том, что же представляет собой  розничный рынок банковских услуг, который можно сгруппировать следующим образом выделив операции в:

1) сберегательные;

2) кредитные; 

3) расчетные и кассовые;

4) прочие 

1. Сберегательный бизнес. Имеются в виду услуги по  накоплению, сбережению и хранению  денежных средств в различных  валютах на счетах физических  лиц. Либо операции с долговыми  инструментами с физическими  лицами, например, со сберегательными  сертификатами. Конечно, депозитными  услугами пользуются и юридические  лица, но мотивация и отношение  к размещаемым ресурсам совершенно  иное, поэтому это несколько иной  вид бизнеса. 

Сберегательный бизнес при  внимательном рассмотрении не является однородным. Можно выделить достаточно четко обособленные группы клиентского  интереса к отдельным сторонам вклада денег под проценты. Во-первых, это  потребности в средствах накопления. Клиент, накапливающий средства, например, на квартиру будет заинтересован  во вкладе с возможностью

1 Возьмем, например, такой  расчетный инструмент как сетевые  электронные деньги. С одной стороны,  расчет между частными лицами  в электронных деньгах несет  в себе явные признаки расчета  наличными. С другой стороны  есть ряд признаков безналичного  перевода через банковскую систему.  В- третьих, есть признаки расчетов  чеками. Вместе эти характеристики  образуют, по сути, новую расчетную  услугу, до эпохи интернета не  осуществимую в принципе.

Есть и обратные примеры. В качестве контрпримера можно привести внедрение банками платежных  карт на основе микропроцессоров. Маркетологами -теоретиками уже более 10 лет усиленно эксплуатируется тезис о том, что чиповая карта очень полезна  ее держателем с точки зрения формирования индивидуальных платежных характеристик. Иными словами, карточка сама будет  знать о том, где нужно получить скидку, где надо учесть «заработанные» дисконтные очки, будет содержать  в себе еще много индивидуальной информации, не обязательно платежного свойства. Но, увы, потребители не торопятся  по этой причине становиться в  очередь за «новинкой». Дело в том, что никакой новой банковской услуги чиповая карта не предоставляет. Лишь слегка добавляет ценности уже  существующему инструменту. пополнения и капитализацией процентов. Во-вторых, потребности в сохранении средств  при отсутствии определенных целей  по их использованию. Для таких клиентов важен размер процентной ставки. Они  готовы размещать средства на длительный срок при условии повышения ставки. В-третьих, потребности в получении  ренты. Такие потребности часто  присущи пенсионерам, которых интересует процентная ставка, регулярность выплат, и также качество обслуживания эта  категория клиентов рассматривает  банк как одно из неформальных мест общения.

2. Кредитование. Прежде всего,  потребительское и ипотечное  кредитование, а также нецелевое  розничное кредитование физических  лиц. Отметим, что ипотечное  кредитование может осуществляться  и для заемщиков - юридических  лиц. 

Выдача кредитов физическим лицам представляет собой сложную  маркетинговую и технологическую  задачу. Самый удобный способ классификации  кредитов заключается в их группировке  по целям предоставления. Такой подход годен для классификации схем предоставления, мониторинга рисков и способов истребования кредитов. й 

3. Расчеты и кассовые  операции. Все виды расчетов для  физических лиц, как с открытием,  так и без открытия счетов. Продажа, выкуп и инкассо дорожных  и коммерческих чеков, иных  расчетных инструментов для физических  и юридических лиц. 

4. Прочие операции включают:

Валютный обмен. Услуги по наличным и безналичным конверсионным  операциям для физических лиц.

Хранение ценностей и  документов. Предоставление в аренду сейфов, ответственное хранение ценностей  и всевозможные сопутствующие услуги, например, пересчет и проверка банкнот, доставка наличности и т.д.

Обслуживание с использованием банковских пластиковых карт. Данный вид услуг для банковского  рынка достаточно новый, но его можно  отнести ко всем выше перечисленным  услугам. Так как данная услуга может  присутствовать во всех видах банковских операций.

В результате можно сделать  вывод, что, розничный рынок банковских услуг включает в себя набор сберегательных, кредитных, расчетных, кассовых и прочих услуги, предоставляемых кредитной  организацией для физических лиц. депозитные вклады расчетные кредиты кредитны пластиковые карты кассовые ценные бумаги электронные ин.валюта прочие

Рис.1.Составные элементы розничного банковского рынка 

В результате развития концепции  маркетинга розничных банковских продуктов  и услуг сформировалась определенная категория потребителей, под которые, коммерческие банки стали производить  продукты и оказывать услуги, например, «молодая семья», «студенты», «пенсионеры», «частные фермерские хозяйства», что  дало возможность сформировать банковские продукты именно для этих групп населения.

1.2. Факторы, влияющие на  развитие розничного рынка банковских  услуг 

Развитие есть процесс  закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более  совершенное; переход от старого  качественного состояния к новому, от простого к сложному [94]. Банковская услуга, выступая элементом банковского  рынка, находится под воздействием многочисленных факторов, влияющих на рынок в целом. В этой связи  считаем целесообразным, рассмотреть  в совокупности факторы, влияющие как  на развитие рынка розничных банковских услуг, так и непосредственно  на сами банковские продукты и услуги.

На основе изучения экономической  литературы мы выделили следующие факторы, влияющие на развитие рынка розничных  банковских услуг: экономическая ситуация, доходы населения, социально-демографические  тенденции, развитие информационных технологий, психологические факторы, правовое регулирование, наличие банковской инфраструктуры, уровень конкуренция, уровень экономической образованности. Влияние данных факторов многоплановое.

Экономическая ситуация в  стране оказывает существенное влияние  на возможности банков и поведение  потребителей. Так, инфляция конца 70-х  годов и глубокий экономический  слад в начале 80-х годов в США  привели к сокращению реальных доходов  многих потребителей и существенному  уменьшению дискреционного дохода (суммы, остающейся после приобретения предметов  первой необходимости и уплаты налогов).

- экономическая ситуация  в стране 

- уровень доходов населения 

- уровень экономического  образования в стране 

- социально демографические  тенденции законодательная и  нормативная база 

- наличие развитой банковской  инфраструктуры и конкуренции 

Рис.2. Факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских услуг 

России в 90-х годах проведение экономических реформ также сопровождалось высокой инфляцией, кризисом в экономике, снижением реальных доходов населения  и личного потребления.

Вместе с тем следует  отметить, что рассмотренные нами факторы оказывают неодинаковое влияние на различные сегменты рынка  розничных банковских услуг, которые  вследствие этого развиты неравномерно. Наиболее развитыми являются рынки  депозитных услуг и потребительского кредитования. Депозитные и кредитные  услуги являются наиболее востребованными  в настоящее время и в будущем, на наш взгляд, в будущем составят основу продуктового ассортимента. С  учетом этого основное внимание во второй главе уделяется исследованию рынков депозитных и кредитных услуг  населению оказываемых банку, а  также практики их предоставления.

Как показывают данные таблицы 2, снижение реальных доходов населения  ведет к снижению личного потребления  и сокращению розничной продажи  товаров и услуг. Так, снижение реальных доходов населения в результате кризиса в 1998 году почти на 16% и  в 1999 году на 12% привело к сокращению личного потребления и объема розничных продаж на 3,2 и 5,8% соответственно. А с 2000 года наблюдается рост реальных доходов населения, что создает  условия для роста личного  потребления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Изучение проблем, обозначенных целью и задачами исследования, позволило  нам сделать определенные выводы. Анализ точек зрения ученых экономистов  в отношении понятий, характеризующих  банковскую деятельность, позволил нам  сделать вывод об отсутствии единого  подхода к определению розничных  банковских услуг. Выступая финансовым посредником, банк в рыночных условиях существует, пока есть спрос на его  услуги. В связи с этим, к услугам  относятся не только комиссионные, но и депозитные, кредитные, расчетные, кассовые и другие, реализуемые на рынке и осуществляемые для клиентов операции.

Наличие спроса и предложения  на различные банковские услуги привело  к формированию рынка розничных  банковских услуг, который рассматривается  в качестве сегмента рынка банковских услуг. Основными участниками данного  сегмента выступают банки и население.

В настоящее время рынок  розничных банковских услуг динамично  развивается, растет число участников. Активную деятельность на рынке кредитования населения развернули чешский Хоум Кредит энд Финанс Банк, Ситибанк (США), Дельта Банк (США), Райффайзенгбанк (Германия).

Информация о работе Региональный рынок розничных банковских услуг: тенденции и факторы развития