Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 04:28, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение формирования и использования оборотных средств. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: изучить состав и структуру оборотных средств хозяйства, исследовать источники формирования оборотных средств и их кругооборот, и определить пути повышения эффективности их использования, изучить теоретический материал по управлению оборотным капиталом, проанализировать их состояние на данном предприятии.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 3
1 Управление оборотным капиталом 7
1.1 Оборотный капитал как объект управления 7
1.2. Политика и механизм управления оборотным капиталом 12
1.3 Содержание производственно-коммерческого цикла предприятия 15
1.4 Источники формирования оборотных средств предприятия 23
2 Анализ эффективности использования оборотного капитала 28
2.1 Общая характеристика предприятия 28
2.2 Структура предприятия, организация управления 31
2.3 Анализ финансового состояния предприятия 34
2.3.1 Предварительный просмотр баланса 34
2.3.2 Оценка ликвидности баланса 38
2.3.3 Характеристика имущества предприятия 40
2.3.4 Характеристика источников средств 50
2.3.5 Анализ собственных средств 51
2.4 Оценка финансовой устойчивости 61
2.5 Оценка платежеспособности 66
2.6 Анализ и оценка восстановления платежеспособности 68
3 Пути улучшения управления оборотным капиталом 71
3.1 Повышение уровня управления оборотным капиталом 71
3.2 Особенности управления оборотным капиталом в сельскохозяйственном производстве 78
3.3 Эффективность использования оборотных средств и выявление резервов ускорения их оборачиваемости 88
3.4 Анализ рентабельности 92
4 Заключение 102
5 Список литературы 109
6 Приложение
Введение
Оборачиваемость можно определить по всем оборотным средствам или по отдельным элементам. Для этого необходимо сопоставить показатели объема реализации и величины активов.
1.Наиболее обобщающим показателем оборачиваемости является коэффициент оборота активов (К о. а.).
К о.а. = Объем реализации
Среднее значение активов
Коэффициент оборота активов (деловой активности) показывает величину отдачи реализации на каждый рубель вложенных средств и характеризует эффективность их использования. Этот показатель во многом зависит от специфики деятельности коммерческой организации, т.е. профиля, структуры активов и уровня амортизационных отчислений.
Так, например, высокая оборачиваемость характерна для предприятий с относительно небольшими активами (торгово – закупочные фирмы, консалтинговые и рекламные агентства) или с сильно амортизированными активами. Организация с высокой долей основных активов и низким уровнем амортизации будут иметь низкий коэффициент оборота активов (новые фондоемкие предприятия).
Для промышленных организаций наиболее приемлемым уровнем является 2,5.
2. Более широкое применение имеет коэффициент оборачиваемости текущих активов
К о.т.а. = Объем реализации
Средняя продолжительность оборота определяется как частное от деления продолжительности оборота (360 – год, 90 – квартал, 30 – месяц) на число оборотов (коэффициент).
3. Оборачиваемость товарных запасов может быть определена двумя способами:
К о.з. = Себестоимость реализации
Среднее значение запасов
Или:
К о.з. = Объем реализации продукции
Среднее значение запасов
Кризисные явления в экономике могут привести у образованию сверхнормативных запасов по следующим причинам:
Завоз избыточных (ненужных) товарно – материальных ценностей;
Наличие аннулированных заказов со стороны обанкротившихся покупателей;
Рост остатков готовой продукции в результате снижения покупательской способности денег и населения.
Все отмеченные причины ведут к сокращению числа оборотов и замедлению оборачиваемости запасов. Однако в условиях экономического кризиса иногда и ускорение оборачиваемости запасов может скрывать ряд негативных явлений:
Недопоставка товарно –материальных ценностей из-за нарушения хозяйственных связей;
Использование готовой продукции (работ, услуг) как средства платежа (бартерные расчеты);
Увеличение объема реализации в следствии инфляционных процессов.
4. Скорость превращения дебиторской задолженности в денежные средства определяется через коэффициент оборота счетов к получению:
К д.з. = Объем реализации продукции
Дебиторская задолженность(средняя)
Необходимо отметить, что для дебиторской задолженности оборотом (объемом реализации) при оценке и анализе оборачиваемости является реализация продукции (работ услуг) по безналичному расчету. Сравнительно чаще практическое применение находит показатель общего объема реализации, т.к. его можно получить из данных обязательной отчетности. В определенной степени это снижает достоверность и аналитичность указанного показателя.
Нормативом оборачиваемости дебиторской задолженности является 4,9 оборота или, приблизительно, 5, что соответствует 73 дням. Для экономически развитых стран продолжительность оборота может достигать 20 дней, что, безусловно, является недосягаемым в условиях нестабильности экономики РФ. И это связано не только с дефицитом денежных средств и неплатежеспособностью участников рыночных отношений, но и нарушением расчетной дисциплины в банковской системе и непоследовательностью экономических реформ в РФ.
5. Оборачиваемость собственного капитала характеризует объем реализации продукции (работ, услуг), приходящийся на 1 рубель собственного капитала. При этом из величины собственного средств должны быть исключены статьи: убытки; собственные акции, выкупленные у акционеров и задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал:
К о.с.к. = Объем реализации продукции
Среднее значение собственного капитала
Экономическая интерпретация показателя оборачиваемости собственного капитала свидетельствует об отдаче вложенных средств собственников коммерческой организации.
В практике аналитической работы могут быть использованы и другие показатели, характеризующие оборачиваемость отдельных элементов оборотных средств.
Скорость оборачиваемости оборотных средств исчисляется с помощью показателей:
- длительность одного оборота, в днях;
- количества оборотов за один отчетный период, в днях;
- величины оборотных средств, содержащихся в единице реализованной продукции, руб.
Длительность одного оборота (О) рассчитывается по формуле:
О= Со*Д, где Со –остатки оборотных средств на конец
Т отчетного периода, руб;
Д- число дней в отчетном периоде;
Т- объем товарной продукции по себестоимости, в руб.
Количество оборотов в отчетном периоде выражается показателем коэффициента оборачиваемости (Ко), который рассчитывается следующим образом: Ко=Т
Со.
Показатель величины оборотных средств, приходиться на единицу реализованной продукции выражается через коэффициент загрузки оборотных средств (К3), и рассчитывается по формуле
К3=Со.
Т
Таким образом, при помощи сравнения данных показателей на начало, и конец года определяется:- изменение длительности одного оборота. Увеличение длительности одного оборота показывает, что плановый объем продукции производится с вовлечением большей суммы оборотных средств по плану.
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1. Рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);
2. Рентабельность производственных фондов;
3. Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).
1.Рентабельность продукции.
Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации ( без НДС);
2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
3. Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
4. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.
Расчёт данных показателей по звероводческому хозяйству «Тигровое» представлен в таблице 10.
Таблица 10 - Показатели рентабельности продукции звероводческого хозяйства «Тигровое» Тыс. руб.
Показатели |
Расчет |
2002 |
2003 |
2004 |
Отклонения + /- | |||
2003от 2002 | 2004от 2004 | |||||||
1.Выручка от реализации товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). | стр.010 | 7 459 444 | 5 649 432 | 7 504 492 | -1 810 012 | 1 855 060 | ||
2. Прибыль от реализации. | стр.050 | 1 622 552 | 201 530 | 199 504 | -1 421 022 | -2 026 | ||
3. Балансовая прибыль. | стр.140 | 1 737 320 | 10 860 | 73 234 | -1 726 460 | 62 374 | ||
4. Чистая прибыль. | с.140-150 | 1 142 091 | 8 1014 | 60 647 | -1 133 990 | 52 546 | ||
Расчетные показатели (%) | ||||||||
1. Рентабельность всей реализованной продукции. | стр.050 стр.010 | 21,7 | 3,6 | 2,6 | -18,1 | -1 | ||
2. Общая рентабельность. | стр.140 стр.010 | 23,3 | 0,19 | 0,97 | -23,11 | 0,78 | ||
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли. | с.140-150 стр.010 | 15,3 | 0,14 | 0,8 | -15,16 | 0,66 |
На основе данных таблицы построим диаграмму.
Рисунок 5. Изменение показателей рентабельности продукции за 2002-2004г.
На основе расчётов можно сделать следующие выводы.
Показатель общей рентабельности за отчетный период вырос с 1,19 в 2003 до 0,97 в 2004 году, то есть увеличился в 5 раз. Это говорит о том, что в 2004 году каждый рубль реализации приносил в среднем около 1 копейки балансовой прибыли. Надо отметить резкое снижение данного показателя по сравнению с 2002 годом, когда он составлял 23,3% и упал за 2003 год до 0,19 (т.е. на 23,11%).
Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также вырос в 2004году с 0,14 на начало года до 0,8 на конец отчетного периода. Это говорит о том, что спрос на продукцию несколько возрос. Таким образом, в 2004 году на 1 руб. реализованной продукции предприятие имело лишь 0,8 копеек чистой прибыли.
Рентабельность всей реализованной продукции снизилась за отчетный период на 1% и составила к концу 2004 года 2,6%. Это значит, что в конце отчетного периода каждый рубль реализации стал приносить на 1 копейку меньше прибыли от реализации.
Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции очень низкие.
В 2003г. вследствие снижения спроса на продукцию из-за неплатежеспособности большинства потребителей, а также вследствие получения убытков от внереализационных операций показатели рентабельности продукции существенно снизились.
2.Рентабельность вложений предприятия.
Рентабельность вложений предприятия- это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.
Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:
1.Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.
2.Рентабельность вложений по чистой прибыли;
3.Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.
4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.
5.Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.
Необходимая информация для расчёта представлена в таблице 11
Таблица 11 Показатели для расчёта рентабельности.
Информация о работе Пути совершенствования управления оборотным капиталом