Перспективы и пути развития платёжной системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Эффективные платёжные системы, являясь одной из основных составляющих финансовой системы любого государства, играют решающую роль в его экономическом развитии.
Актуальность выбранной темы состоит в том, чтопредставляя собой сложный механизм, включающий комплекс аппаратных и программных средств, платёжная система является своеобразным связующим звеном между населением, хозяйствующими субъектами, банками и Национальным банком.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………5
1. Теоретические основы функционирования платёжной системы ………..7
1.1 Платёжная система: сущность, задачи, принципы……..........................7
1.2 Виды платёжных систем…………………………………………………9
1.3 Платёжная система Республики Беларусь и её элементы.....................11
2. Анализ функционирования автоматизированной системы межбанковских расчётов (АС МБР) как ключевого компонента платёжной системы Республики Беларусь……………………………………………………17
3. Перспективы и пути развития платёжной системы Республики Беларусь ………………………………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………….30
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 99.55 Кб (Скачать)

Следует отметить, что 1 час работы АС МБР обходится Национальному банку примерно в 3,5 млн. руб.

Расчётные услуги Национального банка по электронному переводу денежных средств через систему BISS предоставляются банкам-резидентам и банкам-нерезидентам Республики Беларусь, небанковским кредитно-финансовым организациям. 1 мая 2012 года введены в действие установленные размеры платы для участников системы BISS (таблица 2.5).

 

Таблица 2.5 – Размеры платы за исполнение одной платёжной инструкции в системе BISS в составе электронного платёжного документа

 

 

Расчётная услуга

 

 

Размер платы (без НДС), рублей

Размер платы с учётом дифференцированных коэффициентов (без НДС), рублей

1-й 

интер

вал времени

2-й 

интер

вал времени

3-й интер

вал времени

4-й интер

вал времени

5-й интер

вал времени

Исполнение одной платёжной инструкции

 

780

 

468

 

780

 

1 560

 

3 900

 

7 800


Примечание - Источник: [13]

Проанализировав таблицу, можно сделать вывод о том, что большая доля платёжных документов поступает в систему BISS до 16.00 в связи с меньшими затратами участников системы за исполнение одной платёжной инструкции. Если до 16.00 исполнение одной платёжной инструкции составляет 1560 рублей, то после 16.00 этот показатель гораздо выше.

В рамках надзора за системой BISS осуществляется мониторинг работоспособности ее программно-технических комплексов, сбойных ситуаций в функционировании автоматизированных систем банков, а также изменений регламента работы системы, проводятся надзорные мероприятия с её участниками и оценка операционного риска (таблица 2.6).

Таблица 2.6 - Заявки банков на оперативное изменение регламента работы системы BISS, связанные с техническими причинами, за 2009—2011 гг.

Заявки банков по техническим причинам

2009 г.

2010 г.

2011 г. (январь-сентябрь)

кол-во

уд.вес,%

кол-во

уд.вес,%

кол-во

уд.вес,%

Всего:

сбои (отказы) ПТК;

сбои каналов связи;

отсутствие электроэнергии

37

 

25

 

10

 

2

   100

 

   67,6

 

   27,0

 

    5,4

22

 

17

 

   4

 

   1

    100

 

    77,3

 

    18,2

 

     4,5

17

 

15

 

 -

 

 2

     100

 

    88,2

 

-

 

    11,8


Примечание - Источник: [18].

На протяжении нескольких последних лет просматривается тенденция постепенного снижения количества продлений работы системы BISS по техническим причинам. Так количество заявок банков по техническим причинам в 2010 году снизилось на 15 и составило 22 по сравнению с 2009 годом, где их количество составляло 37. В январе-сентябре 2011 года количество заявок составило 17, из которых 15 по причине сбоев ПТК и 2 в связи с отсутствием электроэнергии.

Проанализировав состояние платёжной системы Республики Беларусь, можно сделать вывод, что в отчётном периоде в АС МБР происходил рост платёжного оборота. В январе-ноябре 2012 года проведено 60 991.6 тысячи платежей на сумму 3 232 079.2 млрд. рублей и это больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 5,8% по количеству и на 57,9 % по сумме.  Коэффициент доступности клиентов к АС МБР в отчётном периоде превысил норматив (не ниже 99,5 дневного фонда рабочего времени) и составил 100%, что говорит об эффективной работе платёжной системы. На протяжении нескольких последних лет просматривается тенденция постепенного снижения количества продлений работы системы BISS по техническим причинам. Анализ финансово-экономических показателей АС МБР свидетельствует о том, что за период с 2009 по 2012 год АС МБР сработала с прибылью. Однако можно отметить, что наряду с положительными сторонами можно выделить и недостатки: снижение рентабельности, что говорит о росте расходов и уменьшении прибыли; увеличение аннулированных платежей; не обеспечен полный переход на безбумажный электронный документооборот между органами государственного управления и Национальным банком в части ведения нормативно-справочной информации, используемой в АС МБР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ПЛАТЁЖНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Платежная система является неотъемлемой частью финансовой инфраструктуры рыночной экономики, и ее состояние имеет ключевое значение для денежно-кредитного регулирования, обеспечения эффективного платежного обслуживания финансовой системы государства и реального сектора экономики.

Перспективы развития АС МБР определены Концепцией развития платежной системы Республики Беларусь на 2010—2015 годы (утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.02.2010 № 29) и Стратегией развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011—2015 годы (одобрена постановлением Правления Национального банка от 03.03.2011 № 73).

Национальный банк в перспективе останется собственником АС МБР и как регулятор платежной системы страны продолжит работу по совершенствованию ее правовой базы, разработке и применению стандартов и процедур осуществления платежных операций, выполнению функций расчетного банка и кредитора последней инстанции, формированию ценовой политики на расчетные услуги Национального банка, организации риск-ориентированного надзора за платежной системой с применением современных методик и инструментария.

Приоритетные  задачи  заключаются  в  определении  общей  стратегии управления рисками в системе BISS, разработке и внедрении комплексной системы  анализа (оценки)  рисков  и  управления  ими.  Составной  частью данной  системы  является  разработка  каталога  угроз  в  аспекте операционного  риска  в  целях  его  идентификации,  оценки,  управления  и надзора за ним [15, с. 25].

Чтобы обеспечить непрерывное функционирование платёжной системы в форс-мажорных обстоятельствах, необходимо реализовать концепцию создания автономного вычислительного центра.

Необходимо продолжить работу по оптимизации и совершенствованию системы BISS с целью снижения затрат на ее эксплуатацию и сопровождение по совершенствованию  ценовой  политики  на  расчетные  услуги Национального   банка,  направленной  на  обеспечение  равномерности распределения платежного потока в течение операционного дня системы, покрытие  издержек  на  ее  функционирование  доходами  и  получение прибыли.

Совершенствование нормативно-правовой базы платежной системы Республики Беларусь в 2010—2015 гг. будет направлено на урегулирование всех аспектов функционирования АС МБР и порядка взаимодействия между ее функциональными системами, дальнейшее совершенствование электронного документооборота и расширение типов электронных платежных документов в платежной системе, а также совершенствование механизма взаимодействия со смежными системами.

Развитие инфраструктуры АС МБР будет направлено на достижение эффективности платежной системы при условии снижения всех видов рисков. При этом формирование архитектуры АС МБР должно осуществляться по пути согласованного развития отдельных функциональных систем (система BISS,СПФИ и АС ЦА МБР), конечной целью которого является достижение высокого уровня сервисных услуг.

Проводимая Национальным банком ценовая политика будет оставаться максимально прозрачной, обоснованной, приемлемой для участников  системы BISS, ориентированной на расширение сферы применения электронного документооборота в межбанковских расчетах, а также направленной на дальнейшее повышение качества оказываемых расчетных услуг.

Для обеспечения равномерности распределения платежного потока в течение  операционного  дня  системы BISS  будет  продолжено систематическое  проведение  анализа  структуры  потока  платежей  в системе BISS,  на  базе  которого  будут  приниматься  решения  о необходимости  изменения  уровня  дифференциации  коэффициентов  к установленным размерам платы за расчетные услуги.

Использование инструментов ценовой политики будет способствовать и повышению ответственности банков при управлении собственными платежными потоками.

Для выполнения основных показателей по обеспечению эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы на предстоящий год планируются работы по:

  • совершенствованию технологии разработки и применения новых форматов электронных платежных документов с целью расширения электронного документооборота;
  • модернизации средств электронной цифровой подписи и системы управления ключевой информацией с  целью  внедрения  в  АС  МБР элементов  Банковской  инфраструктуры  открытых  ключей  и  в последующем  Государственной  системы  управления  открытыми ключами;
  • разработке  и  внедрению  в  АС  МБР  современных  электронных средств  сквозной  идентификации (например,  на  основе  чип-карточек)  в рамках  создания  системы  идентификации  и  аутентификации пользователей программно-технических комплексов АС МБР;
  • совершенствованию системы управления программно-техническими комплексами АС МБР в части развития дополнительных элементов безопасности;
  • разработке  и  реализации  комплексной  программы  анализа  и мониторинга  информационной  безопасности  АС  МБР  для  каждой  из категорий  информации;
  • созданию системы централизованного копирования и архивирования АС МБР;
  • созданию полноценной системы тестирования АС МБР, позволяющей минимизировать риски возникновения ошибок в работе программного обеспечения за счет проведения испытаний на качественно новом уровне;
  • поддержке коэффициента доступности АС МБР для банков на уровне не ниже 99,5% дневного фонда рабочего времени [15, с. 28-30].

Особое внимание Национального банка будет уделено развитию системы резервирования и восстановления процесса межбанковских расчетов, включая построение удаленного резервного центра с учетом постоянного развития технологий в области электронной обработки информации. Неотъемлемой  частью  резервирования  и восстановления процесса межбанковских расчетов является модернизация системотехнической  платформы  АС  МБР,  направленная  на  обновление программных и технических средств или их замену в случае прекращения поддержки производителем.

В 2012—2014 гг. потребуется проведение модернизации центрального вычислительного комплекса с целью достижения высоких эксплуатационных характеристик по обработке всего межбанковского платежного потока и обеспечения работы АС МБР до 2021 г.

Модернизации должен предшествовать этап разработки технико-экономического обоснования с подробным анализом стоимости внедрения и владения вариантами модернизированного центрального вычислительного комплекса на базе различных системно-технических платформ [18, с. 20].

Совершенствование надзора за системой BISS направлено на разработку и использование методик идентификации, оценки и контроля за операционным риском. В рамках реализации надзорной функции Национальным банком будет проводиться периодическая оценка соответствия системы BISS.

Как  средство  поддержки  процесса оценки  операционного  риска  в  АС МБР  будет  разработан  каталог  угроз, содержащий описание всех угроз, меры по их нейтрализации и снижению возможного  ущерба.  В  каталоге  будут  определены  основные  подходы  к оценке  критичности  объектов  угроз  АС МБР,  результатом  которой является  установление  степени  значимости  каждого  критичного  ресурса АС МБР при проведении межбанковских расчетов.

Сейчас Комитет по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (город Базель, Швейцария) разрабатывает новые стандарты для инфраструктуры финансовых рынков — Принципы для инфраструктур финансового рынка. После выпуска эти принципы (конец 2012 г.) будут рассмотрены на предмет применения оценки системы BISS в 2013 году [13, с. 15].

Для  обеспечения  надежного  функционирования  платежной системы  большое  внимание  будет  уделено  подготовке  персонала, повышению  квалификации  технических  специалистов,  обеспечивающих функционирование  и  развитие  программно-технической  инфраструктуры АС  МБР,  изучению  международного  опыта.  Специалисты  будут направляться  на  специализированные  курсы  в  центральные  банки зарубежных  стран,  различные  семинары  и  конференции,  проводимые международными  финансовыми  организациями.  Главным  управлением платежной  системы  Национального  банка  будет  также  осуществляться обмен  опытом  в  ходе  проведения  семинаров  и  стажировок  с  участием специалистов из стран ЕврАзЭС и СНГ.

Совершенствование  нормативной  правовой  базы,  разработка инновационных  технологий  и  инструментов,  определение  будущей стратегии  развития  платежной  системы  требуют  проведения  научно-исследовательских  работ.  Необходимо  более  активно  стимулировать  эти работы  и  готовить  собственные  научные  кадры  из  числа  перспективных сотрудников, умеющих ставить и решать нестандартные задачи.

В  целях  выявления  тенденций  развития  платежной  системы, изучения  международного  опыта  и  определения  возможностей  по  его практическому  применению  Национальным  банком  будет  продолжено сотрудничество  с  Международным  валютным  фондом,  Всемирным банком,  Комитетом  по  платежным  и  расчетным  системам  Банка международных расчетов, центральными банками зарубежных государств. 

Информация о работе Перспективы и пути развития платёжной системы Республики Беларусь