Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 09:21, курсовая работа
Со времен появления первых банков кредитно-денежное и финансовое хозяйство многих стран находится в постоянном процессе структурных изменений. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово-кредитных институтов.
Целью данной работы является раскрытие функций и операций Национального банка РК.
Ужесточение денежно-кредитной
политики предполагает изменение направления
влияния официальных ставок Национального
Банка Республики Казахстан на рыночные
ставки по кредитам. Если в предыдущие
годы меры Национального Банка Республики
Казахстан были направлены на решение
задачи по активизации деятельности
банков по кредитованию экономики, в
том числе и по снижению ставок,
то в условиях необходимости недопущения
«перегрева экономики» вопрос снижения
ставок уже не ставится как самоцель.
Уровень ставок в
экономике должен формироваться
на рыночной основе адекватно тем
рискам и факторам, которые складываются
исходя из реальной ситуации. При этом
должна быть пересмотрена практика установления
предельных ставок вознаграждения по
вновь привлекаемым вкладам (депозитам)
физических лиц, возврат которых
гарантируется Фондом гарантирования
(страхования) вкладов физических лиц.
Накопительные пенсионные
фонды, активы которых неуклонно
растут, в условиях нехватки долгосрочных
инструментов для инвестирования, вкладывают
значительную часть активов в
краткосрочные ноты Национального
Банка Республики Казахстан, снижая
тем самым влияние денежно-
Для повышения эффективности
процесса принимаемых решений
Для усиления регулирующих
свойств официальной ставки рефинансирования,
Национальный Банк Республики Казахстан
планирует внедрить в практику периодический
(ежеквартальный) пересмотр и установление
официальной ставки рефинансирования.
Опыт центральных банков развитых стран
показывает целесообразность такой
практики. Национальный Банк Республики
Казахстан, периодически пересматривая
официальную ставку рефинансирования
в зависимости от общего состояния
денежного рынка, спроса и предложения
по займам, уровня инфляции и инфляционных
ожиданий, тем самым дает финансовому
рынку актуализированные
Кроме того, Национальный
Банк Республики Казахстан будет
фокусировать свои усилия на согласовании
ставок по различным видам инструментов
денежно-кредитной политики и повышению
регулирующей роли краткосрочных ставок.
С целью повышения точности прогнозов
по инфляции Национальный Банк Республики
Казахстан продолжит работы по разработке
модели трансмиссионного механизма. Будут
расширяться операции открытого рынка,
приняты меры по увеличению собственного
портфеля ценных бумаг и развитию новых
финансовых инструментов.
В условиях сохраняющегося
избытка ликвидности задача по регулированию
инфляции увеличивает расходы
В области валютной
политики Национальный Банк Республики
Казахстан намерен сохранить
режим плавающего обменного курса
без определения какого-либо долговременного
установленного коридора.
На валютном рынке
Национальный Банк Республики Казахстан
намерен занимать так называемую
«пассивную позицию», которая подразумевает
сокращение присутствия Национального
Банка Республики Казахстан на валютном
рынке. Действия Национального Банка
Республики Казахстан будут направлены
только на ослабление последствий кратковременных
и спекулятивных колебаний
Колебания курса
будут обуславливаться
В области валютного
регулирования и валютного
В настоящее время
в соответствии с концепцией нового
законопроекта Национальный Банк Республики
Казахстан начинает подготовку проектов
подзаконных нормативных
Предполагается, что
с 1 января 2007 года будет полностью
отменено лицензирование валютных операций,
а также будет установлено
требование репатриации валютной выручки
в зависимости от сроков, определенных
во внешнеторговых контрактах, что
значительно упростит порядок осуществления
валютных операций и сократит издержки
участников внешнеэкономической
Ожидается сокращение
административного
Одним из обязательных
условий полной либерализации валютного
режима является наличие системы, ограничивающей
и отслеживающей операции, которые
имеют признаки их нелегитимности.
В настоящий момент на рассмотрении
Правительства Республики Казахстан
находится законопроект, включающий
комплекс мер по построению системы
противодействия легализации (отмыванию)
денег, полученных незаконным путем. Он
предусматривает построение эффективной
системы по борьбе с отмыванием денег
с участием и с учетом интересов
всех заинтересованных сторон, в том
числе и банков, поскольку их информационные
потоки являются фундаментом создаваемой
системы.
нацбанк денежный кредитный
политика
Таблица 1. - Основные
показатели денежно-кредитной политики
на 2005-2007 годы (базовый вариант)
2004
2005
2006
2007
Инфляция (в среднем за период), %
6,9
4,9-6,5
4,8-6,2
4,1-5,5
Ставка рефинансирования (на конец периода), %
7,0
7,0
6,5
6,0
Валовые золотовалютные резервы Национального Банка Республики Казахстан, млрд. долл. США
9,3
11,7
13,1
14,7
изменение в %
87,0
26,3
11,5
12,1
Денежная база, млрд. тенге
578
803
1022
1 248
изменение в %
82,3
39,0
27,3
22,1
Денежная масса, млрд. тенге
1 635
2 123
2 760
3 470
изменение в %
68,2
29,9
30,0
25,7
Депозиты резидентов, млрд. тенге
1 255
1 590
2 093
2 677
изменение в %
71,2
26,6
31,6
27,9
Кредиты банков экономике, млрд. тенге
1 484
1 960
2 520
3 132
изменение в %
51,7
32,0
28,6
24,3
Средневзвешенная ставка вознаграждения по срочным тенговым депозитам физических лиц, %
9,3
8,3-10,3
8,0-10,0
7,5-9,5
Средневзвешенная ставка вознаграждения по выданным тенговым кредитам юридическим лицам, %
13,7
13,2-15,2
12,7-14,7
12,2-14,2
В целях своевременного
принятия мер по профилактике «перегрева
экономики» Национальный Банк Республики
Казахстан будет отслеживать
ситуацию по притоку иностранной
валюты в страну и в случае необходимости
рассмотрит возможность принятия мер
по снижению возникающих рисков.
В области обеспечения
функционирования платежных систем
будут предприняты дальнейшие меры
по обеспечению эффективного и надежного
функционирования платежных систем,
осуществлению надзора и
Общие требования к функционированию национальной системы платежных карточек предусмотрены разработанным Национальным Банком Республики Казахстан в 2004 году проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности государственных органов, осуществляющих регулирование финансового рынка».
Заключение
Национальный Банк,
как центральный банк страны формирует
и реализует государственную
денежно-кредитную политику, которая
способствует созданию благоприятных
макроэкономических условий для
экономического развития страны и ее
интеграции в мировую экономику.
Основной задачей Национального
Банка является обеспечение внутренней
и внешней устойчивости национальной
валюты Республики Казахстан. На Национальный
Банк также возлагается защита интересов
кредиторов и клиентов банков, организаций,
осуществляющих отдельные виды банковских
операций, страховых организаций
и накопительных пенсионных фондов
путем принятия соответствующих
нормативных правовых актов.
Кроме того, Национальный
Банк:
осуществляет
валютное регулирование и
является единственным
эмитентом банкнот и монет
на территории Республики
является финансовым
агентом Правительства
участвует в
обслуживании государственного
долга Правительства
организует бесперебойную
работу платежной системы;
осуществляет
иные функции, полномочия и
права в соответствии с
Обладая такими средствами,
как пересмотр резервной нормы,
изменение учетной ставки и операции
на открытом рынке, Центральный Банк
может оказывать определяющее воздействие
на денежное предложение, а через
его посредство - на реальный национальный
продукт, занятость и индекс цен.
Денежная политика - чрезвычайно мощный,
а потому необыкновенно опасный
инструмент. С ее помощью можно
выйти из глубочайшего кризиса, но не
исключена и печальная
Инструменты денежной
политики во многом определяют валютные
курсы, влияя тем самым на эффективность
внешнеторговых операций по экспорту
и импорту. Их можно использовать
не только для изменения основных
внутренних макроэкономических переменных,
но и для управления внешнеторговым
балансом.