Национальный банк Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью принятия Указа "О Национальном банке Республики Казахстан" явилось более полное отражение роли Национального банка в осуществлении денежно-кредитной политики и адаптация закона к международным стандартам. Отсутствие законодательно установленного механизма подотчетности Нацбанка перед Президентом Казахстана и Высшими представительными органами республики порождало проблемы в правоприменительной практике, в связи с чем в Указе "О Национальном банке Республики Казахстан" четко и подробно изложен порядок взаимодействия Национального банка с Президентом и Парламентом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА 5
2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ЕГО СТРУКТУРА 11
3. ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Национальный банк РК.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      После распада СССР и обретения Казахстаном  в 1991 г. статуса суверенного государства возникла необходимость реформирования банковской системы республики, создания ее правовой основы, принятия новых законодательных актов, регулирующих банковскую деятельность. Данным обстоятельством было продиктовано принятие 13 апреля 1993 г. Закона Республики Казахстан "О Национальном банке Республики Казахстан" и 14 апреля 1993 г. Закона Республики Казахстан "О банках в Республике Казахстан". Принятие указанных нормативных актов закрепило двухуровневую банковскую систему и определило порядок взаимоотношений Национального банка Республики Казахстан с банками второго уровня. Кроме того, это способствовало созданию в Казахстане большого количества банков второго уровня, что отвечало на первоначальном этапе экономических реформ требованиям развития рыночных отношений и формирования благоприятной конкурентной макроэкономической среды. В дальнейшем, в связи с усилением в государстве роли центральных органов исполнительной власти в лице Президента и Правительства, требований по выводу страны из глубокого экономического кризиса и приобретением важного атрибута суверенности - введением 15 ноября 1993г. национальной валюты - казахстанского тенге, а также введением в действие с 01 марта 1995 г. Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), возникла необходимость и было принято новое банковское законодательство. 30 марта 1995 г. был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О Национальном банке Республики Казахстан", а 31 августа 1995 г. - Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".

      Основной  целью принятия Указа "О Национальном банке Республики Казахстан" явилось  более полное отражение роли Национального  банка в осуществлении денежно-кредитной  политики и адаптация закона к международным стандартам. Отсутствие законодательно установленного механизма подотчетности Нацбанка перед Президентом Казахстана и Высшими представительными органами республики порождало проблемы в правоприменительной практике, в связи с чем в Указе "О Национальном банке Республики Казахстан" четко и подробно изложен порядок взаимодействия Национального банка с Президентом и Парламентом. В частности, определена подотчетность Нацбанка только Президенту Республики Казахстан, с согласия и по поручению которого может осуществляться проверка деятельности Национального банка.

      Цель  работы рассмотрение Национального  банка РК и его функций не только с экономической точки зрения, но правовое положение банка в  Республике Казахстан.

 

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА

 

      Главным звеном банковской системы любого государства  является центральный банк страны. В различных государствах такие  банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.

      Банк (от итал. Banko – стол) – это кредитная  организация, которая имеет исключительное право привлекать денежные средства юридических и физических лиц  и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять расчетные, комиссионно – посреднические и иные операции[самсонова, 200].

       Исторически существовали два пути образования  центральных банков. Одни из них  стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано (в середине XIX – начале XX вв.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции – в 1848 г., Банк Испании – в 1874 г.

       В эпоху государственно – монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию центральных банков ускорили экономический кризис 1929 – 1933 гг. и вторая мировая война, усилившие тенденции государственно – монополистического регулирования экономики. В 1938 г. был национализирован Банк Канады, в 1942 г. – Банк Японии, в 1946 г. – Банк Англии и Банк Франции.

      Другие  банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.

      После второй мировой войны были созданы  государственный эмиссионные институты  в ФРГ – Бундесбанк (1957 г.) и  Австрии – Резервный банк Австрии (1960 г.).

    С точки зрения собственности на капитал  центральные банки подразделяются на:

  • Государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании, ФРГ, Франции, России, Дании и Нидерландах, Казахстане;
  • Акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков-членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям;
  • Смешанные: в Японии (55% - в собственности государства и 45% частных лиц) и в Швейцарии (57% - в собственности кантонов и 43% частных лиц).

      Некоторые центральные банки были сразу  образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались  как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции).

      В современных условиях в большинстве  стран центральные банки по своей  сути являются государственными, даже в тех случаях, когда формально  не принадлежат государству. Например, государству принадлежит лишь часть  капитала Швейцарского национального банка, 55% капитала Банка Японии, 50% капитала Национального банка Бельгии.

      Доля  собственности государства в  капитале центрального банка является важнейшим фактором, определяющим его  место в экономике страны, которое  в значительной степени зависит от национальных традиций и особенностей развития банковской системы.

      Наиболее  независимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный  банк, хотя в США капитал федеральных  резервных банков принадлежит банкам – членам ФРС, а в ФРГ – государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций. Например, центральный банк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов.

      Вторым  фактором, определяющим независимость  центрального банка от государства, является процедура назначения или  выбора руководства банка. По этому  признаку центральные банки можно  сгруппировать по странам.

      Первая  группа – страны, в которых руководящие органы центрального банка (Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, Россия, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония, Казахстан.

      Ко  второй группе принадлежит Италия, где Президент центрального банка  назначается советом управляющих  Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен  Советом Министров и утвержден  Президентом страны.

      К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о назначении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком.

      В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее  установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства.

      Третьим фактором, отражающим независимость  центрального банка, является степень  подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

      Например, в ФРГ цели и область функционирования центрального банка определены Конституцией, которая формулирует основную задачу Немецкого федерального банка как обеспечение стабильности национальной валюты. Кроме того, Законом о Немецком федеральном банке 1957 г. перед ним поставлены следующие основные задачи: регулирование денежного обращения и кредитного обеспечения экономики, осуществление платежного оборота. Причем в этом Законе подчеркивается, что Банк поддерживает экономическую политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению покупательной силы денег.

      В таких странах, как США, Швеция, Италия, в законодательстве задачи центрального банка сформулированы лишь в общих чертах.

      Банк  Англии представляет собой исключение, так как его задачи не зафиксированы  ни в законодательном порядке, ни предписаниями казначейства. Эти  задачи базируются на национальных традициях  в этой области, основанных на исторических документах.

      Четвертым фактором независимости центрального банка является законодательно установленное  право государственных органов  на их вмешательство в денежно-кредитную  политику.

      Наиболее  низкой степенью независимости в  этом плане обладают центральные банки Франции  и Италии. Определение направления денежно-кредитной политики в этих странах в законодательном порядке передано правительству. Центральный банк является лишь консультантом и должен выполнять решения правительства.

      В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законодательно установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка.

      В Австрии и Дании законодательно не предусмотрено вмешательство  государства в денежно-кредитную политику, но центральный банк обязан координировать свою политику с экономической политикой правительства.

      И, наконец, центральные банки ФРГ  и Швейцарии по этому признаку являются наиболее независимыми, так  как в законодательстве этих стран  отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной резервной системы США Немецкий федеральный банк не подотчетен парламенту.

      Пятый фактор независимости центрального банка – наличие законодательного ограничения кредитования правительства.

      По  этому признаку независимыми являются центральные банки Австрии, Нидерландов  и ФРГ.

      Меньшая степень независимости предоставляется  во Франции и в Японии, где объем  кредитования правительства утверждается парламентом страны и предусмотрен законодательством.

      Третью  группу стран составляют Дания, Италия, Швеция и Швейцария, в которых  формально не существует ограничения  объема кредитования правительства. Это  свидетельствует о большей степени  зависимости центрального банка по этому признаку от государства.

      В Великобритании и США распределение  кредитов государству осуществляется при участии центрального банка  на открытом рынке.

      Таким образом, все эти пять факторов независимости  центрального банка свидетельствуют  о месте его в экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария регулирования, о степени зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе страны.

      Независимо  от того, принадлежит или нет капитал ЦБ государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи. Правительство заинтересовано в надежности ЦБ в силу особой роли последнего в проведении экономической политики правительства. Поэтому особое внимание при характеристике Центрального банка уделяют зависимости/независимости его от органов государственной власти.

2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК  РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН   И ЕГО СТРУКТУРА

 

    Республика  Казахстан имеет двухуровневую  банковскую систему.

    Национальный  банк Республики Казахстан (Национальный банк Казахстана) является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан.

Информация о работе Национальный банк Республики Казахстан