Национальный банк Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью принятия Указа "О Национальном банке Республики Казахстан" явилось более полное отражение роли Национального банка в осуществлении денежно-кредитной политики и адаптация закона к международным стандартам. Отсутствие законодательно установленного механизма подотчетности Нацбанка перед Президентом Казахстана и Высшими представительными органами республики порождало проблемы в правоприменительной практике, в связи с чем в Указе "О Национальном банке Республики Казахстан" четко и подробно изложен порядок взаимодействия Национального банка с Президентом и Парламентом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА 5
2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ЕГО СТРУКТУРА 11
3. ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Национальный банк РК.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

    ж) осуществляет регулирование ставок вознаграждения (интереса) по кредитам в Республике Казахстан.

    В случаях невозможности контроля за инфляционными процессами в Республике Казахстан методами денежно-кредитного регулирования Национальный банк Казахстана вправе ограничивать объемы кредитов и банковские ставки вознаграждения (интереса) по ним;

    з) определяет порядок, систему и форму  осуществления платежей и переводов  денег в Республике Казахстан, организует функционирование платежной системы, обеспечивающей своевременное и бесперебойное проведение переводов денег между банками в казахстанских тенге, устанавливает минимальные требования по обеспечению банками надежности, безопасности используемых ими автоматизированных систем и защиты банковской информации;

    и) осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль в Республике Казахстан и вправе проводить  все виды валютных операций; [Законом РК от 24 декабря 1996 г. N 54-1 "О валютном регулировании" Нацбанк РК является основным органом валютного регулирования.]

    к) издает обязательные для исполнения всеми банками и их клиентами  нормативные правовые акты по вопросам банковской деятельности, учета, платежей и переводов денег, осуществления  валютных операций в пределах полномочий, определенных законодательством, а также осуществляет надзор за их соблюдением;

    л) по согласованию с Министерством  финансов Республики Казахстан и  другими уполномоченными государственными органами устанавливает стандарты  бухгалтерского учета, перечень, формы, сроки представления бухгалтерской, статистической и иной отчетности банками для обеспечения контрольных и надзорных функций;

    м) в целях упорядочения платежей и  переводов денег вправе устанавливать  по согласованию с Правительством Республики Казахстан очередность платежей по банковским счетам, осуществляемых банками и всеми хозяйствующими субъектами, если иное не предусмотрено законодательными актами;

    н) вправе участвовать в создании и  деятельности организаций, способствующих осуществлению Национальным банком Казахстана возложенных на него функций и (или) являющихся частью инфраструктуры финансового рынка;

    о) устанавливает правила учета, хранения, перевозки и инкассации наличных банкнот и монет, участвует в  обеспечении перевозки, хранении и инкассации банкнот и монет, создает резервные государственные фонды банкнот и монет;

    п) составляет и регулярно публикует  сводный баланс банков Республики Казахстан  и собственный баланс;

    р) формирует отчетный платежный баланс страны и участвует в разработке краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозных оценок показателей платежного баланса, осуществляет регистрацию и мониторинг договоров по негосударственным внешним займам, не имеющим государственных гарантий и формирует оценку валового внешнего долга страны;

    с) имеет право изъятия денег  с банковских счетов клиентов и банков без их согласия при наличии документов, подтверждающих подделку платежных  документов, и при установлении факта  ошибочности их зачисления, изъятия  сумм предоставленных кредитов и начисленного вознаграждения (интереса) с банковских счетов заемщика без его согласия, в случае нарушения им условий кредитного договора, а также сумм переучтенных векселей с банковских счетов индоссанта, в случае отказа в платеже по данному векселю, на основании протеста в неплатеже;

    т) участвует в осуществлении подготовки кадров для системы банков в Республике Казахстан;

    у) обслуживает единый казначейский счет Министерства финансов Республики Казахстан;

    - выдает согласие на открытие и ведет специальный учет открываемых банками расчетно-кассовых отделов (сберегательных касс) - территориально обособленных подразделений, не обладающих статусом юридического лица и не являющихся представительствами или филиалами, осуществляющих отдельные виды банковских операций вне места нахождения банков, а также открываемых ломбардами приемных пунктов, расположенных вне места нахождения ломбардов;

  • осуществляет переучет векселей в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка Казахстана;

ф) осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с законодательством Республики Казахстан. [Об основных задачах и функциях также см. положение "О национальном банке РК".]

      В законе о национальном банке большое  значение отводится информационно-исследовательской функции банка: предполагается, что банк обязан публиковать свои решения в специальном приложении к одной из центральных газет. Например, Австрийский национальный банк наделен значительными правами в плане доступа к информации. Он вправе требовать справки о деятельности отдельных кредитных институтов, предписывать сроки и форму отчетности коммерческих банков. На базе этих данных центральный банк проводит анонимный статистический анализ и при необходимости представляет информацию в высшие инстанции государственной власти и международные организации.

Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную  информацию о ситуации в денежно-кредитной  сфере, может оперативно реагировать  на глобальные и локальные экономические  процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, с тем чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.

     Анализ  функций и практики деятельности позволяет сделать вывод, что  правовой статус Национального Банка  складывается из двух составляющих — государственно-властной (публично-правовой) и гражданско-правовой.

     Публично-правовая составляющая статуса Центрального банка реализуется через функции регулирования деятельности денежно-кредитной и банковской системы, лицензирования банковской деятельности, установления экономических нормативов, нормотворчества, контроля и надзора за соблюдением банковского законодательства. Правоотношения между Национальным банком и коммерческими банками при реализации указанных функций строятся на принципах власти и подчинения. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон, они носят ярко выраженный вертикальный характер. Но эта вертикальность основана не на организационной, а на функциональной подчиненности (регулировании денежно-кредитной и банковской системы и т.д.).

     Так, Национальный банк, в соответствии с главой 7 Закона о нем, по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Поэтому нельзя согласиться с утверждением, что об элементах вертикальных правоотношений можно говорить только применительно к внутренним подразделениям самого банка, т.е. относительно правоотношений, складывающихся между филиалами — территориальными управлениями, расчетно-кассовыми центрами, органами управления Национальным банком.

    Важной  публично-правовой функцией Центрального банка является осуществление денежной эмиссии и организация денежного обращения. В соответствии с Конституцией  РК денежная эмиссия, т.е. выпуск в обращение наличных денег, осуществляется исключительно Национальным банком РК. Официальной денежной единицей (валютой) Республики Казахстан является тенге, состоящий из 100 тиын. Формой выражения денежной единицы являются банкноты (банковские билеты) и монеты Банка Казахстана, представляющие собой единственное законное средство платежа на территории РК. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка  и обеспечиваются всеми его активами. На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Не устанавливается и официальное золотое содержание денежных единиц.

    В целях организации налично-денежного  обращения в РК Банку предоставлены  такие государственно-властные полномочия, как прогнозирование и организация  производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.

    Таким образом, с точки зрения публичного назначения и обладания государственно-властными  полномочиями Национальный Банк можно  охарактеризовать как орган государства по управлению денежно-кредитной сферой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Более 300 лет назад, сначала в Англии, потом в других странах организовались эмиссионные центры. Главной задачей  считался выпуск денег. К концу 20 века эта функция осталась главной, но вместе с ней можно выделить пять основных функций банка первого уровня:

  • выдает лицензии коммерческим банкам на право банковской деятельности– разрешительная функция;
  • осуществляет контроль за деятельностью банков второго уровня – контрольная;
  • прекращает деятельность и отзывает лицензию у коммерческих банков – запретительная;
  • регулирующая – осуществляет эмиссию банкнот;
  • устанавливает денежно – кредитную политику;

    Главная задача банка первого уровня обеспечить стабильность денежного обращения  в стране. Для этого необходимо сбалансированное соотношение всех видов денег.

    Количество  денег регулируется Центральным  банком. Из макроэкономики известно что  большое количество денег обесценивает их, и цена на них начинает снижаться, товары дорожают. Но тогда стоимость  кредита снижается, а из – за инфляции производство останавливается.

    Но  также известно что малое количество денег тоже плохо, это останавливает  товарооборот, так как недостаточное  количество денежной массы приводит к задолженности по заработной плате.

    Задача  банка первого уровня найти оптимальное  соотношение товарной и денежной массы. Эти банки выдают под % денежные средства коммерческим банкам, они являются одним из источников поступления ресурсов в коммерческие банки.

    Роль  Национального банка очень важна  для экономики. Это центр финансовой системы, от него зависит финансирование, кредитование, денежная политика (монетаризм). Национальный банк это главный инструмент фискальной политики, он может осуществлять политику «дорогих» - «дешевых» денег.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Конституция РК. От 30 августа 1995г.
  2. Указ Президента, имеющий силу закона, от 31 августа 1995 г. N 2444 "О банках и банковской деятельности".
  3. Указ Президента Республики Казахстан от 11 августа 1999 года N 188 «О структуре Нацбанка РК»
  4. Положение "О национальном банке РК"
  5. Постановление Правления Нацбанка РК от 29 февраля 1996 г. N 50
  6. Закон РК от 24 декабря 1996 г. N 54-1 "О валютном регулировании"
  1. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции; М., «Юнити», 1997г.
  1. Речмен Д.Д. Деньги. Денежно – кредитная политика. Ташкент – 1996г. 

Информация о работе Национальный банк Республики Казахстан