Национальный банк Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Со времен появления первых банков кредитно-денежное и финансовое хозяйство многих стран находится в постоянном процессе структурных изменений. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово-кредитных институтов.
Целью данной работы является раскрытие функций и операций Национального банка РК.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.61 Кб (Скачать)

Помимо разбивки методов банковского регулирования  на прямые и косвенные различают  также общие и селективные  способы осуществления денежно-кредитной  политики Национального банка. Общие  методы, являясь преимущественно  косвенными, касаются кредитного рынка  в целом. Селективные направлены на конкретные виды кредита. Их назначение связано с расширением частных  задач (скажем, ограничение выдачи некоторым  банкам ссуд или выдачи отдельных  видов последних). 

Селективные методы относятся к прямым способам регулирования  деятельности коммерческих банков, а  основное внимание при рассмотрении указанного выше второго направления  экономического воздействия Национального  банка имеет смысл уделить  общим методам. Наиболее популярные из них: 

- учетная (дисконтная) политика; 

- операции на открытом  рынке; 

- изменение норм  обязательных резервов банков. 

Эти методы используются и в практике деятельности Нацбанка. 

Среди регулирования  денежно-кредитной сферы Национальным банком особое место принадлежит  учетной ставке, которая является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (и в зависимости от его состояния  может меняться в течение года). В условиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определённую направленность движению кредита по горизонтали (банк-заёмщик) и по вертикали (Нацбанк - коммерческий банк). Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным  Нацбанком кредитам, увеличивая или  сокращая предложение кредитных  ресурсов, регулирует тем самым и  спрос на них. 

Исходя из учетной  ставки определяются ставки, взимаемые  коммерческими банками по своим  ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых  вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, т.е. политика «дорогих денег» ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду  в Национальном банке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых  в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика «дешевых денег», наоборот, выступает  фактором развёртывания кредитных  операций и ускорения темпов экономического развития. 

Регулирующие мероприятия  Национального банка сегодня  связаны с централизованным кредитом, который стал ключевым рычагом воздействия  Национального банка на денежную массу и экономику в целом. 

К общим методам  денежно-кредитного регулирования  относятся и операции Нацбанка на открытом рынке. Речь идет о покупке  и продаже по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе  государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных  вложений и ликвидности коммерческих банков. 

Операции Национального  банка на открытом рынке оказывают  прямое воздействие на объём свободных  ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя  на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это  воздействие осуществляется посредством  изменения Национальным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. 

Важный инструмент регулирования макроэкономических пропорций путем воздействия  на объём свободных ресурсов банков - минимальные или обязательные резервные  требования Национального банка. Повышение (снижение) норм обязательных резервов сокращает (расширяет) кредитный потенциал  коммерческих банков, а значит, их способность  вести активные операции. Выполнение резервных требований Нац.банка  означает для коммерческих банков замораживание  средств, отрицательно сказывающееся  на их деятельности в условиях высокой  инфляции. 

Для сдерживания  темпов роста инфляции Национальным Банком Республики Казахстан в 2004 году предпринимались меры по усилению регулирующих воздействий официальных ставок. В частности, для повышения экономической  роли ставки рефинансирования с 2004 года переучет векселей производится в соответствии с официальной ставкой рефинансирования при одновременном развитии самой  системы вексельного обращения. 

Политика последовательного  снижения официальных ставок, характерная  для предыдущих лет, в условиях неснижения инфляции сменилась политикой их стабилизации и повышения. Поддерживались на уровне конца 2003 года: официальная  ставка рефинансирования (7%), норматив минимальных резервных требований (6%). Официальная ставка по операциям  репо в течение 2004 года имела разнонаправленную  динамику. В августе ее уровень  был снижен с 4,5% до 3,5% при одновременном  расширении коридора допустимых отклонений с +/ - 150 базисных пунктов до +/ - 200 базисных пунктов, а с октября по декабрь  данная ставка была постепенно повышена до 4,25% при сохранении коридора допустимых отклонений в +/ - 200 базисных пунктов. Официальная  ставка по займам «овернайт» увеличилась  с 8,0% до 8,5%. 

Главной особенностью принципа инфляционного таргетирования является его «направленность в  будущее», а именно, принятие параметров денежной политики на ближайшие годы с учетом прогноза их влияния на инфляцию в средне- и долгосрочном периоде. 

Термин «таргетирование» происходит от английского target - мишень, цель. Проводимая центральным банком денежная политика имеет иерархию целей. Высшая конечная цель денежной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. В то время как текущая политика ориентируется на тактические и промежуточные цели. 

Высшие задачи, промежуточные  и тактические цели образуют иерархическую  структуру, где на каждом определенном уровне происходит корректировка соответствующей  цели для обеспечения выполнения задачи более высокого порядка. Таким  образом, на современном этапе развития контролю со стороны центрального банка  должен подлежать ряд параметров экономической системы (тактические  цели) - показатели, характеризующие  объем денежной массы, общий объем  предоставленных кредитов; структура  и тенденции изменений уровней  номинального и реального объема производства; изменения различных  индексов цен; ряд показателей развития мировой экономики - внешнеторговый платежный баланс, обменный курс доллара  и т.д.

2.2 Активные и пассивные  операции 
 

Перечисленные выше функции центрального банка проявляются  в его операциях, которые делятся  на пассивные - операции по созданию ресурсов банка и активные - операции по их размещению. 

Пассивные операции: 

1. Эмиссия банкнот  - является главным источником  ресурсов (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск  банкнот полностью фидуциарный,  т.е. не обеспечен золотом. Золотое  обеспечение банкнот отменено, хотя  в некоторых странах формально  продолжают действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной  эмиссии. Повсеместно отменено  официальное золотое содержание  денежных единиц. 

Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и  увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия  банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими  банковскими обязательствами; при  кредитовании государства - государственными долговременными обязательствами, а при покупке золота и иностранной  валюты - соответственно золотом и  иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы ЦБ. В этом, в частности, проявляется  взаимосвязь пассивных и активных операций банка. Размеры пассивной  операции ЦБ «эмиссия банкнот» зависят  от его активных операций: ссуд банкам, казначейству (министерству финансов), покупки иностранной валюты и  золота. 

2. Прием средств  коммерческих банков. 

Коммерческие банки  и казначейства могут помещать часть  своих пассивов на счетах открытых в ЦБ, в этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия  ЦБ. Источником ресурсов центрального банка служат вклады коммерческих банков и их обязательные резервы, зачисляемые  на специальные счета, а также  вклады казначейства (средства госбюджета). Обычно не более 4% пассива приходится на долю собственного капитала банка. 

Активным операции ЦБ: учетно-ссудные операции, банковские инвестиции; а также операции с  золотом и иностранной валютой. 

Учетно-ссудные операции представлены двумя видами: 

а) ссудные операции - к ним относят ссуды коммерческим банкам и государству под залог  коммерческих векселей, казначейских векселей, государственных облигаций  и других ценных бумаг; 

б) учетные операции - покупка ЦБ векселей у государства  и банков. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так  как при этом происходит вторичный  учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Разница между  суммой, которую центральный банк платит коммерческому банку при  покупке векселя, и суммой, которая  будет получена с должника по векселю  при наступлении срока его  погашения, образует доход банка. 

Ставка, по которой  центральный банк предоставляет  ссуды коммерческим банкам и переучитывает  их векселя, называется официальной  учетной ставкой, или учетной  ставкой центрального банка. 

Банковские инвестиции - это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции ЦБ состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка ЦБ государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства. Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, в этих странах  практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах). В портфеле ЦБ находится лишь незначительная часть  государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком на рынке ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государства  выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные  учреждения, компании, население. Важной, а нередко главной целью покупки  центральным банком государственных  ценных бумаг является регулирование  ликвидности банковской системы  и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной  политики. Государственный долг России почти целиком образовался в  результате прямого кредитования государства  центральным банком. 

Операции на открытом рынке - наиболее важный инструмент воздействия  на массу денег повышенной эффективности. 

Под операциями на открытом рынке понимается покупка и продажа  национальным банком государственных  облигаций, и других ценных бумаг. В  развитых странах государственные  облигации считаются одним из самых надёжных активов, и хотя по ним выплачивается меньший процент, чем, например, по облигациям частного сектора, они приобретаются очёнь  охотно. 

Операции на открытом рынке считаются наиболее эффективным  и к тому же, предсказуемым по результатам, инструментом денежной политики. 

Однако, в Казахстане, где фондовый рынок находится  в стадии формирования применение этого  инструмента затруднено, потому, что  объём частной торговли государственными ценными бумагами, мягко говоря, недостаточны. Рынок государственных  долговых обязательств чрезвычайно  узок, темпы инфляции часто непредсказуемы и поэтому население не всегда имеет возможность и реальные долговые обязательства государства. Но, тем не менее, операции на открытом рынке проводятся. 

Когда Национальный банк покупает ценные бумаги у коммерческого  банка, он тем самым увеличивает  резервы последнего, «впрыскивая» в  банковскую систему дополнительные деньги повышенной эффективности. Коммерческий банк, в результате получает новые  возможности выдавать кредиты и  ссуды, мультипликативно расширяя денежную массу. 

Если Национальный банк продаёт ценные бумаги, то процесс  принимает обратную направленность - денежная масса уменьшается. 

Вторым инструментом воздействия Национального банка  Республики Казахстан на предложение  денег является изменение учетной (дисконтной) ставки (или ставки рефинансирования). По этой ставке Нац.банк выдаёт кредиты  коммерческим банкам через так называемое дисконтное окно. Коммерческие банки  используют возможность получения  кредита для различных целей. Во-первых, для корректировки уровня наличных денежных резервов, когда  они не достигают требуемого нормами  регулирования Национальным банком уровня. Во-вторых, для получения  в своё распоряжение средств, которые  коммерческий банк может одолжить клиентам, что принесёт ему прибыль. В этом случае коммерческие банки сравнивают условия заимствования через  дисконтное окно с условиями получения средств из альтернативных источников и выбирают наиболее выгодный для себя вариант. 

Дисконтные операции приводят к изменению предложения  денег высокой эффективности. Кредит через дисконтное окно увеличивает  денежную базу на величину займа. Однако не все банки могут воспользоваться  дисконтным окном: с точки зрения Национального банка причины  обращения за займами могут оказаться  неприемлемыми. 

Информация о работе Национальный банк Республики Казахстан