Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:22, курсовая работа
Продажа товаров в кредит стала обычным способом ведения дел для промышленных компаний, предложения кредитных услуг является орудием конкуренции при привлечении клиентов. Из-за этой тенденции к увеличению покупки в кредит все более острой становится дилемма твердой или свободной кредитной политики. Излишне твердые условия могут отпугнуть покупателей, а очень свободные – способствовать не только большому объему продажи товара, но и минимальному обратному притоку капитала из-за неуплаты долгов в срок и больших расходов, связанных c “вышибанием” долга.
Введение……………………………………………………………………………..3
Обзор литературы………………………………………………………………….5
1. Экономическая характеристика коммерческого кредита и его роль в экономике……………………………………………………………………………7
1.1.Понятие и предоставление коммерческого кредита…………………….7
1.2.Роль коммерческого кредита в экономике………………………………..12
1.3.Функции и границы коммерческого кредита……………………………..16
2. Виды коммерческого кредита…………………………………………………..21
2.1.Достоинства коммерческого кредита……………………………………...23
3. Проблемы развития коммерческого кредита в Республике Беларусь……….25
Заключение…………………………………………………………………………33
Список использованных источников …………………………………………..35
Все эти условия вписываются в соглашение в соответствии с Гражданским кодексом РБ. Например, если товар продается с отсрочкой или рассрочкой платежа, тогда с того момента как товар передается покупателю, сам товар является залогом для обеспечения оплаты. Получается, что покупатель считается также еще и залогодателем, потому что он пользуется уже не собственными средствами и продуктами.
А в свою очередь автор Лаврушина О.И., в современной коммерческой и финансово-хозяйственной практике выделяет следующие основные виды коммерческого кредита:
- вексельный способ;
- открытый счет;
- скидка при условии оплаты в определенный срок;
- сезонный кредит;
- консигнация.
Вексельный способ - это документ, который покупатель предоставляет продавцу, в этом документе покупатель подтверждает свою задолженность за предоставленные товары или услуги. Таким образом, покупатель уже будет оплачивать свою задолженность перед продавцом именно по данному векселю. Только после того, как у продавца на руках оказывается вексель по задолженности, он может предъявить требования покупателю на оплату оказанных услуг или переданных товаров.
Открытым счетом пользуются
практически все крупные
Скидка же на товар при
осуществлении своевременной
Сезонный кредит обычно применяется в производстве игрушек, сувениров и других изделий массового потребления. Этот способ разрешает розничным торговцам покупать товары в течени6е всего года с целью организации необходимых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи. Например, производители игрушек разрешают торговцам закупать игрушки за несколько месяцев до Рождества, а платить за товар - в январе-феврале. Главное преимущество - возможность выпуска продукции без дополнительных расходов на складирование, хранение и т.д.
В случае если мы имеем дело с консигнацией. Она представляет собой способ торговли в кредит, при котором розничный торговец получает товары без обязательства их оплаты. Часто об этой торговле говорят как о передаче товаров на реализацию. Если товары будут проданы, то будет осуществлен и платеж производителю, а если нет, то розничный торговец может вернуть товар производителю без выплаты неустойки. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить.
Как уже отмечалось, применение
коммерческого кредита требует
наличия у продавца достаточного
резервного капитала на случай замедления
поступлений от должников. Поэтому
в современном хозяйстве
Делая вывод можно сказать, что любой из указанных видов кредита и соответствующих им способов торговли авторов Тарасова В.И и Лаврушиной О.И. может быть наиболее эффективным в конкретных рыночных условиях. Выбор наиболее эффективного способа – главная задача кредитной политики каждой компании.
2.1.Достоинства коммерческого кредита
Коммерческий кредит имеет
строго ограниченное направление. Так,
он может предоставляться
а) от способности кредитора предоставлять ссуду в товарной форме и наличия у него массы товарных ресурсов;
б) достаточности у кредитора денежных средств для авансирования фондов в очередной кругооборот;
в) возможности получения в банке ссуды под векселя;
г) от уровня кредитоспособности заемщика.
Коммерческий кредит всегда имеет краткосрочный характер. На объем коммерческого кредита и его динамику влияют:
а) экономическое развитие государства;
б) наличие свободных кредитных ресурсов в банках;
в) развитие других форм кредита. [16]
Коммерческий кредит взаимосвязан с прямым и косвенным банковским кредитованием. Так, прямое банковское кредитование расширяет способность поставщика к предоставлению коммерческого кредита и сокращает потребность покупателя в коммерческом кредите.
Коммерческий кредит имеет ряд положительных сторон:
- для предприятия-поставщика кредитная сделка переплетается с моментом продажи продукции (оказания услуг) и не только ускоряет реализацию, но и приносит дополнительный доход в форме процента, включаемого в стоимость проданных товаров или оказанных услуг;
-заемщику часто выгоднее прибегать к товарной форме кредита, чем получить денежный кредит (например, банковский) для немедленной оплаты материальных ценностей. В момент получения коммерческого кредита у заемщика отпадает необходимость авансирования денег в очередной кругооборот фондов. Это ведет к временной экономии денежных средств для расчетов с поставщиком. Соответственно, завершение у заемщика кругооборота фондов и появление свободных денежных средств позволит ему погасить коммерческий кредит в денежной форме.
Достоинствами коммерческого кредита являются:
а) оперативность в предоставлении средств в товарной форме и техническая простота оформления;
б) расширяет и облегчает реализацию товара, способствуя, в конечном счете, ускорению кругооборота капитала
в) мобилизация свободных товарных ресурсов и их перераспределение;
г) расширение возможностей предприятий в маневрировании оборотными средствами, а также способствование ускорению оборачиваемости оборотных средств;
д) возможность оказать финансовую поддержку предприятий друг другу;
е) содействие развитию ссудного рынка;
ж)улучшение качества кредитно-расчетного обслуживания на основе расширения видов услуг и возможности большего выбора клиентом наиболее удобных форм кредитных отношений. [14]
Подводя итог нужно отметить, что достоинствами коммерческого кредита является прежде всего оперативность, простота в оформлении, мобилизация.
Он помогает мобилизировать свободные товарные ресурсы и осуществить их перераспределение. При использовании коммерческого кредитования у предприятий возникает возможность оказать финансовую помощь друг другу, так как у покупателя остаются денежные средства для расчетов со своими кредиторами и появляется продукция для реализации. Коммерческий кредит сокращает потребность в банковском кредите, в результате чего снижается объем денежной массы в целом, а именно безналичной денежной массы.
3. Необходимость
и проблемы развития
Коммерческий кредит сыграл положительную роль в практике хозяйственного развития РБ. Он использовался в переходные периоды развития экономики. Так, этот кредит сыграл положительную роль в восстановлении народного хозяйства после гражданской войны и интервенции. При отсутствии полноценной кредитной системы и недостатке кредитных ресурсов коммерческий кредит обеспечивал поддержание непрерывности кругооборота и оборота средств в промышленности и торговле. Он широко применялся не только в сделках частных предприятий, но и при продаже продукции государственного сектора.
Кредит выступает в двух главных формах: коммерческого и банковского, которые различаются по составу участников, объекта ссуд, динамике, величине процента и сферы функционирования. [7]
Коммерческим кредитом называют
кредит, предоставляемый одним
В период домонополистического капитализма коммерческий кредит являлся основой кредитной системы, обеспечивая непрерывность процесса воспроизводства и реализации товаров. В настоящее время фирмы активно используют эту форму реализации своей продукции - продажу с отсрочкой платежа, что говорит об ограниченности платежеспособности мелких и средних фирм, о росте стоимости товаров, о кредитных ограничениях. Отсрочку платежа используют не только мелкие, но и крупные фирмы, выступая и как кредиторы, и как заемщики.
Нужно отметить, что коммерческий кредит имеет ограниченные возможности, так как его можно получить не у всякого кредитодателя, а лишь у того, кто производит сам товар. Он ограничен по размерам (временным свободным капиталом), имеет краткосрочный характер, а заемщик часто нуждается в долгосрочном кредите.
Ограниченность коммерческого кредита преодолевается банковским. Банковский кредит предоставляется денежным капиталом, банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями предпринимателям и другим заемщикам в виде денежной ссуды. Объектом банковского кредита выступает денежный капитал, обособившийся от промышленного. Сделка ссуды здесь отделена от актов купли-продажи. Заемщиком может быть фирма, государство, личный сектор, а кредитором - кредитно-финансовые учреждения. Целью кредитора является получение дохода в виде процента. Кредитодатель предоставляет ссудный капитал заемщику на условиях возвратности, срочности и уплаты процента.[2, с.3-7]
Как было отмечено выше, банковский кредит преодолевает границы коммерческого кредита, так как он не ограничен направлением, сроками и суммами кредитных сделок. Сфера его использования шире: коммерческий кредит обслуживает лишь обращение товаров, банковский кредит - и накопление капитала, превращая в капитал часть денежных доходов и сбережений всех слоев общества.
Замена коммерческого векселя банковским делает кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Банки гарантируют кредитоспособность заемщикам.
Динамика банковского
и коммерческого кредита
Опыт работы коммерческих банков свидетельствует о том, что банки получают более высокий доход, когда функционируют на грани минимально допустимых значений норматива ликвидности то - есть полностью используют свой потенциал С развитием товарно-денежных отношений появляются новые формы кредита, которые способствуют еще большему ускорению обращения капитала, передающие кредиту новые функции, тем самым увеличивая его значение. Одной из новых форм является потребительский кредит, который предоставляется в форме коммерческого кредита (продажа товаров с отсрочкой платежа) и банковского (ссуды на потребительские цели). Его объектом обычно являются товары длительного пользования (мебель, холодильники, автомашины и др.), различные услуги. При этом банки сразу выплачивают магазинам наличные деньги за проданные товары (или услуги), а покупатель постепенно погашает ссуду в банка. Максимальный срок потребительского кредита три года. Потребительский кредит имеет двоякую функцию: с одной стороны, с увеличением товарооборота растет объем кредита, поскольку спрос на товары порождает спрос на кредиты, с другой стороны, рост кредитования населения усиливает платежеспособный спрос. Нужно отметить, что потребительский кредит стал неотъемлемой частью современного общества.