Коммерческие банки: их сущность и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование особенностей развития и функционирования коммерческих банков как важнейшего элемента банковской системы Республики Беларусь.
Задачами исследования являются:
- характеристика сущности коммерческих банков, их функций и операций;
- изучение понятий ликвидности и платежеспособности банка, а также факторов, влияющих на их уровень, и путей обеспечения;
- анализ современного состояния коммерческих банков Республики Беларусь, проблем и перспектив их функционирования.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………. 3
1 Коммерческие банки, их функции и основные виды операций,
совершаемые ими ………………………………………………………… 5
1.1 Понятие коммерческих банков, их классификация, функции и
операции ………………………………………………………………. 5
1.2 Виды процентных ставок и виды прибыли коммерческих банков и
источники их роста …………………………………………………....15
1.3 Платежеспособность банка ………………………………………….. 21
2 Современное состояние коммерческих банков РБ и рейтинг их
надежности ……………………………………………………………….. 26
Заключение …………………………………………………………………. 47
Список использованных источников ……………………………………... 50
Приложение А. Сведения о банках, действующих на территории Республики
Беларусь, по состоянию на 01.11.2010 г. ………………... 52
Приложение Б. Динамика ставок кредитно-депозитного рынка в 2007-
2010 гг. ……………………………………………………. 54
Приложение В. Индивидуальные международные рейтинги банков
Республики Беларусь …………………………………….. 55

Файлы: 1 файл

коммерческие банки.doc

— 620.50 Кб (Скачать)

Правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь. Действия законов распространяется на кредитные учреждения, расположенные на территории Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой.

В соответствии со ст. 132 Конституции Республики Беларусь, банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Национальный банк Республики Беларусь определяет основные направления совершенствования платежной системы страны; устанавливает правила, формы, сроки и стандарты при проведении наличных и безналичных расчетов и ответственность за их нарушение; ведет ведомственный архив данных для статистической обработки и подтверждения информации о деятельности и операциях, осуществляемых при проведении межбанковских расчетов [2, с. 34].

В Республике Беларусь могут создаваться в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального банка универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.

Большинство банков Республики Беларусь являются универсальными кредитными учреждениями, осуществляющими широкий круг банковских операций в интересах отечественных и зарубежных клиентов. Коммерческие банки проводят активные и пассивные операции за счет собственных и заемных средств, хранят свободные денежные средства на счетах в Национальном банке, самостоятельно определяют порядок привлечения и использования денежных средств. Операции по продаже и покупке ресурсов могут производиться как в Беларуси, так и за ее пределами. Сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь по состоянию на 1 ноября 2010 г., представлены в Приложении А.

Как видно из Приложения А, в Республике Беларусь в настоящее время функционирует 31 коммерческий банк, а также 226 филиалов. Наиболее крупными являются ОАО «Белагропромбанк», который представлен 79 филиалами, а также ОАО «СБ «Беларусбанк», представленный 60 филиалами.

Стратегическими целями развития банковской системы Республики Беларусь являются повышение устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора, рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватно растущим потребностям экономики и населения. Развитие банковской системы предполагает расширение состава и объема, улучшение качества банковских услуг, повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, населения республики, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональные, мировую банковскую и финансовую системы [14, с. 3].

Формирование и развитие денежно-кредитного обращения в Беларуси осуществлялось в контексте «нешоковой терапии» и направлялось на повышение финансово-экономической стабильности, достижение нормальных темпов инфляции и девальвации. Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования, Национальный банк привлекает следующие инструменты: ставки учетного процента; нормы обязательных резервов кредитных учреждений; операции на открытом рынке; регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений.

В 1992 г. проводилась относительно жесткая денежная политика, что проявлялось в замедлении роста денежной массы и снижении темпов инфляции. Негативным следствием такой политики явился рост взаимной задолженности предприятий. Предприятия  оказались не в состоянии ни покрыть свои расходы, ни получить правительственные кредиты. Кризис неплатежей стал причиной отказа от жесткой кредитной политики. Кредитная политика смягчилась, кредиты стали более доступными для предприятий, а накопленные долги предприятий были погашены в основном за счет денежной эмиссии и выделения новых кредитов.

В 1994 г. ужесточение денежной и кредитной политики снова обострило проблему платежей. Ситуация усложнялась тем, что образовавшиеся в 1994 г. неплатежи включали в себя задолженности по зарплате и налогам и были характерны в основном для убыточных отраслей. Вскоре произошло ускорение роста денежной массы и увеличение кредитования промышленности. Темпы инфляции выросли.

Неудачи с попытками стабилизации экономики привели к появлению более «мягкой» линии среди белорусских экономистов. Они предложили уже не полную остановку инфляции в качестве задачи программы стабилизации, а доведение инфляции до некоторого предсказуемого и контролируемого уровня. При сохранении некоторого, не очень большого уровня инфляции, не следует ожидать чрезмерного политического давления, и становятся возможными инвестиции в белорусскую экономику.

Сколько-нибудь успешные попытки использовать  рычаги управления экономическими процессами впервые были предприняты в конце 1994 г. Начиная с октября 1994 г. Национальный банк РБ стал активно изменять процентную учетную ставку. Ежемесячно, к 20-му числу принимается решение о ее уровне. Причем, начиная с декабря 1994 г., данная ставка достигла уровня инфляции (40% в месяц), а затем, хотя и постепенно, снижалась в абсолютной величине, но оказалась выше, чем текущий темп инфляции, т.е. стала положительной. Наличие положительной учетной ставки – важнейшее условие нормального функционирования экономики. Оно означает, что денежные ресурсы вливаются в народное хозяйство не бесплатно (т.е. не происходит инфляционная эмиссия денег), а за реальную плату [9, с. 14].

Удорожание кредитных ресурсов для коммерческих банков привело к повышению стоимости кредитов и способствовало относительному снижению спроса на них. В свою очередь для пополнения текущей потребности в рублевых средствах банки, а также предприятия, стали продавать часть активов в иностранной валюте на Межбанковской валютной бирже, что относительно увеличило предложение валют по сравнению со спросом на них [11, с. 36].

В рамках совершенствования инструментов экономического регулирования была разработана Программа основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, в которой проведение достаточно жесткой денежно-кредитной политики предполагало:

-  улучшение качественных параметров функционирования экономики на основе разработки и реализации программ структурной перестройки и повышения конкурентоспособности белорусской экономики;

- обеспечение привлечения иностранных инвестиций;

- активизацию малого предпринимательства и процессов комплексной реструктуризации, разгосударствления, акционирования и приватизации крупных и средних мероприятий, а также отказа от использования кредитов Национального банка на финансирования дефицита государственного бюджета;

- сокращение численности занятых на производстве и совершенствование механизма распределения доходов [5, с. 55].

Начиная с апреля 2000 г. процентные ставки по рублевым операциям начали превышать темпы роста цен и стали обеспечивать достаточно высокую доходность активов в национальной валюте по сравнению с инвалютными. Однако в долгосрочной перспективе было важно обеспечить не только положительный уровень процентных ставок в реальном выражении, но и их невысокие номинальные значения при низкой инфляции. Это является важным условием для развития реального сектора экономики, повышения инвестиционной активности, достижения достаточной степени предсказуемости финансового рынка. В январе 2001 г. ставка рефинансирования составляла 80% годовых, а в январе 2002 г. – уже 57% (снижение в 1,4 раза), в январе 2003 г. – 38% (снижение еще в 1,5 раза), в январе 2004 г. – 28% (снижение в 1,37 раза), а в январе 2005 г. – 17 % (снижение в 1,65 раза). Кроме того, Национальный банк рекомендовал коммерческим банкам поддерживать ставку по рублевым депозитам на уровне ставки рефинансирования, а разницу между кредитной и депозитной ставками в размере не более 5 п.п. [19, с. 7].

В 2004 г. с учетом фактического и ожидаемого дальнейшего замедления инфляционных процессов, а также ввиду осуществления стабилизации обменного курса белорусского рубля Национальный банк осуществил снижение ставки рефинансирования с 28% до 17% годовых. В 2005-2006 гг. происходило дальнейшее снижение ставки рефинансирования: в 2005 г. – на 6%, в 2006 г. – на 1%. Предпринятые меры процентной политики способствовали снижению всего спектра процентных ставок на финансовом рынке.

С середины 2007 г. наблюдается увеличение ставки рефинансирования, которая к началу 2008 г. снова снизилась до уровня начала 2007 г. (10%). Однако с июля 2008 г. снова наблюдается увеличение ставки.

В 2009 г. Национальный банк предпринял дополнительные меры по обеспечению стабильности белорусского рубля, которые были призваны способствовать повышению доходности вкладов в белорусских рублях и сохранению их высокой привлекательности. Так, с 8 января 2009 г. ставка рефинансирования повышена до 14% годовых. Увеличение ставки рефинансирования, а соответственно, и процентных ставок по вкладам, стала стимулирующей мерой для притока сбережений в банки. В свою очередь, это положительно отразилось на расширении их ресурсной базы для последующего удовлетворения спроса населения и предприятий на банковские услуги.

С декабря 2009 г. ставка рефинансирования снова снижается и в настоящее время составляет 10,5% годовых.

Динамика ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь в 2004-2010 гг. представлена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Динамика средней объявленной ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь

Период

Годы

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Январь

28

17

11

10

10

13,55

13,5

Февраль

27,6

17

11

11

10

14

13,29

Март

26

16,3

11

11

10

14

13

Апрель

24,1

15,2

11

11

10

14

12,8

Май

22,5

14,1

11

11

10

14

12,18

Июнь

21,1

13

10,5

11

10

14

12

Июль

19,6

12,6

10,5

10,75

10,25

14

11,71

Август

18,7

12

10,5

10,5

10,4

14

11,27

Сентябрь

17,6

12

10,5

10,25

10,5

14

10,73

Октябрь

17

12

10,5

10

10,64

14

10,5

Ноябрь

17

11,8

10,5

10

10,91

14

10,5

Декабрь

17

11

10

10

11,48

13,5

 

Январь – декабрь

21,3

13,6

10,7

10,5

10,35

13,92

 

Примечание – Источник: [25].

 

Динамика нормативов обязательных резервов Национального банка Республики Беларусь представлена в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Динамика нормативов обязательных резервов, %

Дата начала

действия норм

По привлеченным средствам

в национальной валюте

По привлеченным
средствам

в иностранной
валюте

по средствам

физических лиц

по средствам

юридических лиц

01.03.2002

14

16

12

01.04.2002

13

16

12

01.05.2002

12

16

12

01.01.2003

10

10

10

01.04.2004

8

10

10

01.08.2004

7

10

10

01.11.2004

6

10

10

01.02.2005

5

10

10

01.04.2005

5

9

9

01.06.2006

5

8

8

01.11.2006

4,5

8

8

01.04.2007

4,5

8

8

01.12.2008

1,5

7

7

01.02.2009

1

6

6

01.03.2009

0

6

6

Информация о работе Коммерческие банки: их сущность и виды