Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 15:22, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение функционирования систем расчетов с банковскими картами, изучение характеристик платежных систем и совершенствования работы платежных систем на примере ОАО «Крайинвестбанка».
В данной курсовой работе мы должны рассмотреть:
1. Основы функционирования систем расчетов с использованием банковских пластиковых карт
2. Характеристика платежных систем банка ОАО «Краевого инвестиционного банка»
Для усовершенствования расчетных банковских операций с пластиковыми картами ОАО «Крайинвестбанку» в первую очередь необходимо восстановить подорванное доверие к банкам в целом (до 35% представителей среднего класса сомневаются в их надежности). Для этого в частности ОАО «Крайинвестбанку» целесообразно проводить активную работу со своими клиентами посредством Средств Массовой Информации, в которых должна проводиться активная пропаганда Крайинвестбанка, его успешности, прибыльности и надежности.
Для эффективной работы ОАО «Крайинвестбанк» необходимо проводить регулярный мониторинг спроса на пластиковые карты, выявлять сегмент потребителя, где спрос на них наиболее высок, и работать с этим сегментом в усиленном режиме.
В перспективе стоит развивать работу ОАО «Крайинвестбанка» с двумя наиболее развитыми сегментами рынка кредитных карт:
В целом банки нацелены на снижения требований к претендентам (меньше бумаг - больше клиентов). ОАО «Крайинвестбанк» необходимо стимулировать клиентов к сбору документов бонусами и льготными программами:
Однако пока первостепенное значение имеет грамотно налаженная работа с потенциальными потребителями. Эффективность коммуникации с клиентами - залог успешного продвижения кредитных карт как нового товара.
Следующим направлением совершенствования расчетных банковских операций с пластиковыми картами для ОАО «Крайинвестбанка» должно стать преодоление незнания клиентом банковских продуктов (до 20% представителей среднего класса плохо осведомлены о них). Если клиент будет заранее знать о широком спектре предоставляемых банком услуг, он значительно охотнее будет приходить в банк. Поэтому важно чтобы посредством пластиковых карт, выпускаемых ОАО «Крайинвестбанком», клиент мог пользоваться постоянно, следовательно, целесообразно расширять предложения, пользуясь которыми потребителю будет необходима пластиковая карта.
Также в настоящем времени потребителя зачастую не устраивает низкое качество обслуживания в банках, поэтому клиенты часто меняю банки, что не выгодно ни одним, ни другим (около 15% представителей среднего класса не удовлетворены набором и качеством услуг, временем и технологиями обслуживания банков в России). Поэтому первостепенное значение для Крайинвестбанкадолжно иметь грамотно налаженная работа с потенциальными потребителями. Эффективность коммуникации с клиентами залог успешного продвижения кредитных карт как нового товара.
Выдача наличных держателям карт является лишь одной из операций карточного бизнеса. Комплекс услуг, связанных с организацией и работой сети по приему банковских карт к оплате в торговой точке, называется эквайрингом. Кредитная организация, которая их оказывает, называется банком-эквайером. Такой банкустанавливает в торговых точкахоборудование для приема карт, а также производит все расчеты по операциям с их использованием [6].
Для банков существует два вида эквайринга - торговый эквайринги эквайринг, связанный с выдачей наличных средств по картам в специализированных устройствах, устанавливаемых банком.
Торговыйэквайринг- это услуга, предоставляемая банком торгово-сервисному предприятию, и позволяющая этой организации принимать пластиковые карты в качестве средства оплаты за свои товары и услуги.
Торговый эквайринг является взаимовыгодной деятельностью для торгового предприятия и банка. Банк получает возможность расширить свой бизнес, получить дополнительный доход, предоставить своим клиентам возможность пользоваться картами в торговой сети.
Часто с взаимодействия по эквайрингу начинаются и более масштабные проекты сотрудничества между торговыми предприятиями и банками. Так что работа по эквайрингу - это еще и хороший шанс получить перспективного партнера для своей экономической деятельности. Межбанковские взаиморасчеты по эквайрингу осуществляются через единый расчетный центр платежной системы.
При совершении розничных платежей у потребителей есть выбор между наличными деньгами и безналичными платежными инструментами (например, платежными картами). Торгово-сервисное предприятие заинтересовано в увеличении оборота, возрастании сумм совершаемых покупок, имея карту, клиент не ограничивается имеющейся суммой наличных средств. Банк заинтересован в комиссионном доходе, продвижении своих услуг и повышении статуса на рынке.
Технологические решения и межбанковские комиссии, предлагаемые системой, позволят сделать эквайринговый бизнес боле эффективным и выгодным. Для начала работы по эквайрингу банку необходимо стать членом платежной системы с правами на ведение эквайринга.
Чтобы воспользоваться эквайрингом, необходимо заключить соответствующий договор с банком. В нем будут отражены условия установки и обслуживания необходимого для работы оборудования, размер комиссионного вознаграждения, срок возмещения денежных средств и т.д. Условия обслуживания формируются банком индивидуально для каждой торговой организации.
Единственной позицией по доходам является комиссия, взимаемая с предприятия и представляющая собой фиксированный процент от суммы операции, определенный в договоре. Сейчас много зависит от региона и от жестокости конкуренции. Обычно банки вынуждены учитывать предполагаемый объем карточных операций в точках данной компании, и для компаний с большим объемом комиссия может быть ниже средней, так как ниже затраты на одну операцию. Устанавливая и обслуживая устройства выдачи наличных, банк получает следующий комиссионный доход:
Комиссионное вознаграждение банка составляет определенный процент от суммы покупки в торговой точке по банковской карте. Размер его устанавливается банком для каждой торговой организации персонально, так как зависит от многих факторов.
Доход от предоставления в устройствах выдачи наличных дополнительных услуг (возможность оплатить сотовую связь, доступ в Интернет, спутниковое телевидение, коммунальные платежи и т.д.).
В таблице 10 представлены примеры тарифов на торговыйэквайринг в зависимости от оборота по операциям с банковскими картами.
Таблица 10 - Тарифы на торговый эквайринг
При обороте по операциям с банковскими картами за месяц: |
Тариф | ||
Стандартный % |
Срочный % | ||
-- до 3 млн. руб. включительно |
1,9 |
2,0 | |
-- от 3 млн. до 10 млн. руб. включительно |
1,8 |
1,9 | |
-- от 10 млн. руб. |
1,7 |
1,8% |
Из-за высокой конкуренции на данном рынке комиссии банков находятся примерно на одном уровне и на гране рентабельности, варьируясь в диапазоне от 1,5% до 4% от суммы трансакции. Если оборот предприятия значительный, то комиссия снижается до минимальной отметки, примерно до 1,5%.
Рассчитаем оптимальный процент ставки для заключения договора с торговым предприятием с заявленным оборотом 700 тыс. рублей и срок окупаемости данного проекта. Рассмотрим диапазон ставки от 1,8% до 2,5%. Определим ставка interchangeна уровне 1,45%. Следовательно, сумма, которую ОАО «Крайинвестбанк» должен будет заплатить банку-экваеру, составит 10150 рублей.
При подробном определении потребностей и возможностей торговой точки банк предлагает различное POS-терминальное оборудование и договорные особенности. Терминалы, применяемые в системе, мобильны и стоят недорого. Ими можно оснащать даже продавцов с лотков или в киосках. Для торгового предприятия выбран терминал dial-up он удобен в использовании, функционален и стоит такой терминал относительно недорого для торгово- сервисного предприятия, которое заинтересованно в увеличении оборота, возрастании сумм совершаемых покупок, имея карту, клиент не ограничивается имеющейся суммой наличных средств. Банк заинтересован в комиссионном доходе, продвижении своих услуг и повышении статуса на рынке.
В таблице 11 рассчитан возможный доход банка, при установлении различных комиссионных тарифах.
Таблица 11 - Расчет дохода ОАО «Крайинвестбанка»
Показатель |
||||||
Процентная ставка от оборота, % |
2,50 |
2,20 |
2 |
1,90 |
1,80 | |
Доход банка в мес., руб. |
17500 |
15400 |
14000 |
13300 |
12600 | |
Чистый доход банка, руб. |
5880 |
3780 |
2380 |
1680 |
980 |
Чистый доход банка определен как разница между доходами и расходами в месяц. Расходы по эквайрингу складываются из позиций:
В таблице 12 приведены основные показатели капитальных вложений и операционных расходов банка, в расчете на один POS-терминал.
Таблица 12 - Показатели расходов при торговом эквайринге
Показатель |
Сумма, руб. |
POS-терминал dial-up |
12350 |
ПО на POS-терминал |
3820 |
Сетевое оборудование |
4198 |
Итого капитальные вложения |
20368 |
Расходы в месяц: в т.ч. |
11620 |
Комиссия Interchange 1,45% |
10150 |
Амортизация (15%) |
154 |
Расходные материалы |
152 |
Сервисные платежи за ПО |
94 |
Оплата мобильной связи |
340 |
Послегарантийный ремонт оборудования |
730 |
В таблице 12 приведен расчет срока окупаемости данного проекта за период 3 года. Окупаемость данного направления бизнеса, как правило, не должна превышать 24 месяца. Ставка дисконтирование определили на уровни 7 %.
Таблица 13 - Окупаемость эквайринга ОАО «Крайинвестбанка»
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. | |
Денежный поток |
11755,5 |
11755,5 |
11755,5 | |
Капитальные вложения |
20368 |
|||
Ставка дисконта, % |
7 |
|||
Дисконтированный денежный поток |
10986,5 |
10267,7 |
9595,9 | |
Чистый денежный поток |
-9381,5 |
10267,7 |
9595,9 | |
Результат нарастающим итогом |
886,2 |
10482,2 | ||
Окупаемость |
23 |
Из таблицы 13 видно, что окупаемость эквайринга на данном торговом предприятии составит 23 месяц, таким образом банк имеет возможность снизить процентную ставку по эквайрингу и быть конкурентоспособным в данном секторе экономике. Следовательно, вложения в эквайринг оправданны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях развития мирохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении развития безналичных форм расчетов, которые нашли широкое применение в современном мире.
В последние несколько лет рынок платежных карт в России демонстрирует рекордные темпы роста, и международными платежными системами признается наиболее перспективным. Сфера применения пластиковых карт расширяется с каждым днём. Пластиковые карты широко используются для осуществления безналичных расчетов, контроля доступа, удостоверения личности и для других целей.
Пластиковые карты создают возможность функционирования единой универсальной расчетной сети, которая позволяет обеспечить обслуживание массовых ежедневных платежей населения страны и приводит к значительному сокращению доли наличных операций и качественному изменению структуры финансовых потоков.
Информация о работе Характеристика платежных систем ОАО «Краевого инвестиционного банка»