Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 15:22, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение функционирования систем расчетов с банковскими картами, изучение характеристик платежных систем и совершенствования работы платежных систем на примере ОАО «Крайинвестбанка».
В данной курсовой работе мы должны рассмотреть:
1. Основы функционирования систем расчетов с использованием банковских пластиковых карт
2. Характеристика платежных систем банка ОАО «Краевого инвестиционного банка»
В общем случае развитую платежную систему составляют:
Держатель пластиковой карты - это лицо, которому передается карта на основе подписанного договора с эмитентом. Не всегда пользователь является лицом, заключившим контракт (например, в случае корпоративных или семейных карт).
Держателями банковских карт могут быть физические и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты. Владелец карты может использовать ее для оплаты товаров и услуг, предлагаемых другими участниками платежной системы, а также для получения наличных.
В случае утраты карты клиент должен позвонить в банк, а также написать заявление о блокировке карты. При этом деньги остаются на счете в банке в полной безопасности, а клиенту изготавливается новая карта с новым номером и новым ПИН-кодом.
Банк, который выпускает пластиковые карточки и предоставляет их в распоряжение клиентов, называется банк-эмитент. При этом карточки остаются в собственности банка, а клиенты получают право их использования. Выдача карточки клиенту предваряется открытием ему счета в банке-эмитенте и, как правило, внесением клиентом некоторых средств на этот счет. Выдавая карточку, банк-эмитент берет на себя тем самым гарантийные обязательства по обеспечению платежей по карточке. Характер этих гарантий зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки[20].
Основные функции банка-эмитента сводятся к следующему:
Для получения пластиковой карты клиент пишет заявление. Вся существующая информация с заявки вводится в компьютер, где создается файл-мастер для персональных данных. В него заносятся фамилия и имя клиента, его постоянный адрес, номер в системе социального страхования, кредитный лимит, номер карточного счета и срок возобновления карточки. Одновременно подготавливается магнитная лента, необходимая для изготовления карточки клиента. Банк-эмитент выдает карты клиенту лично. Вместе с картой клиент получает конверт с PIN-кодом [20].
1.3 Особенности внедрения и современные перспективы использования
банковских пластиковых карт в современной России
Российский рынок пластиковых банковских карт возник относительно недавно, но на волне «зарплатных проектов», он демонстрирует впечатляющие темпы роста.
В нашу страну первые пластиковые карточки проникли вместе с иностранными туристами и бизнесменами в конце 60-х годов. В пределах страны карточки не выпускались - вся работа с ними сводилась к организации расчетов с карточками международных систем, которые принимались в некоторых валютных магазинах и гостиницах[4].
Сегодня независимые коммерческие банки России, имея полную свободу действия в отношении пластиковых карточек, предлагает своим клиентам карточки как международные, так и российские. В силу сложившихся обстоятельств в России в основном выпускаются не кредитные, а дебетовые карточки. Для того чтобы получить подобную карточку, клиенту банка необходимо положить на специальный счет определенную договором сумму. Кроме того, клиент платит за получение самой карточки, за ее обслуживание, а также определенную комиссию при обналичивании.
Многие банки предпочитают диверсифицировать свою деятельность и сочетают выпуск международных карточек с членством в российских платежных системах. Карточки международных платежных систем имеют пока неоспоримое преимущество перед российскими, так как их принимают по всему миру. Несомненно, что в России такие карточки имеют устойчивых потребителей среди организаций и граждан, часто выезжающих за границу.
По оценкам Центробанка, на 2011 г. было выпушено более 130 млн. пластиковых карт, по оценкам экспертов, количество карт в 2014 г. достигнет отметки 200млн. [21]. Рынок платежных карт в Российской Федерации активно развивается в современных условиях. Каждый второй банк занимается эмиссией иэквайрингом банковских карт, которых по состоянию на 2012 г. эмитировано более 160 млн. (с начала года их количество увеличилось на 27,5%). В день совершается более 1 млн. операций по картам, а ежедневный оборот превышает 3 млрд. руб.
В структуре рынка пластиковых карт на долю международных платежных систем приходится свыше 65% карт, выпущенных в нашей стране. Из локальных российских платежных систем наиболее заметно присутствие систем STB card (эмитировано 2,6 млн. карт) и Золотой Короны (1,6 млн. карт). Данные об эмиссии платежных карт Union Card не раскрываются. Общая оценка эффективности работы банков по продвижению кредитных карт находится в диапазоне от 41% (для Сбербанка) до 68% (для МДМ-банка) из максимально возможных 100% [21].
Среди особенностей российского рынка кредитных карт можно отметить следующие.
Во-первых, достаточно незначительный разброс в оценках: для семи из десяти банков различия в эффективности их работы не превышают 8%. То есть по итогам аудита качества обслуживания можно сделать вывод о том, что большинство банков -- участников предлагают новую услугу примерно на одинаковом уровне.
Во - вторых, банки, которые не предлагают своим клиентам классические кредитные карты (Райффазенбанк, Уралсиб и Внешторгбанк) показывают довольно высокий уровень качества консультирования по процессу консультирования по данным видам услуг.
Распространенное мнение о том, что обладатели пластиковых карт в России используют их раз в месяц -- для получения зарплаты, -- оказалось неверным. Во всяком случае, те россияне, которые имеют доступ в Интернет, пользуются банковскими картами вполне цивилизованно. Статистический опрос показал, что лишь 6 процентов держателей карт просто забирают с них зарплату. 50 процентов держателей и расплачиваются картой, и снимают с нее деньги. Обычно используют ее для оплаты 17 процентов, снимают наличные по мере надобности -- 6 процентов. А 59,7 процентов россиян, участвовавших в проведенном экспертами ROMIR Monitoring опросе, ответили, что пластиковых карт у них нет. Ими почти не пользуются россияне пенсионного возраста (97%), респонденты с начальным образованием (98%) и низким уровнем дохода (92%).
Исследование также показало, что чем крупнее город, тем больше в нем доля граждан, имеющих пластиковые карты. Так, в мегаполисах банковскими карточками пользуются 26 процентов проживающих в них россиян, а в сельской местности -- 6 процентов.
Россияне значительно чаще стали использовать пластиковые карты для оплаты товаров и услуг за рубежом. К такому выводу пришли эксперты компании MasterCardEurope, которые проводили исследование в европейских странах [12].Эти показатели могли бы быть еще выше, если бы российские граждане не опасались дополнительных расходов, которые возникают при использовании «пластика» за границей.
Карточки российских систем работают пока лишь в пределах страны, однако, учитывая небольшой срок их существования и темпы развития, можно предположить, что выход на мировой уровень - дело времени.
Еще в начале 90 гг. о российском рынке банковских карточек говорить не приходилось. Подавляющее большинство карточек составляли карточки зарубежных эмитентов. Российские платежные системы были в лучшем случае в стадии замысла[2].
Ныне ситуация изменилась коренным образом. На территории России действуют десятки локальных, региональных и межрегиональных платежных систем, не говоря уже о ведущих международных. Количество держателей карточек российских платежных систем исчисляется в совокупности многими сотнями тысяч. Десятки тысяч точек приема на территории всей страны работают с банковскими карточками национальных и международных платежных систем.Кроме того, в настоящее время, в связи с сложившимися политическими ситуациями, началась активная разработка собственной российской платежной системы. Это означает не только развитие банковской системы страны, но и обеспечит значительную экономическую безопасность и независимость от зарубежных платежных систем. Таким образом, рынок пластиковых карт в целом по России стабильно развивается.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ ОАО «КРАЕВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО БАНКА»
Полное название банка - Открытое акционерное общество «Краснодарский краевой инвестиционный банк». Сокращенное наименование: ОАО «Крайинвестбанк». Дата регистрации Центральным Банком Российской Федерации: 14.02.2001 г. Юридический адрес: 350063, Россия, г. Краснодар, ул. Мира, 34.
Масштабы деятельности ОАО «Крайинвестбанк» позволяют ему быть надежным партнером в реализации крупных социально-экономических проектов. В Краснодарском крае Банк занимает лидирующее положение на рынке инвестиционного обеспечения краевых программ.
Банк располагает развитой сетью структурных подразделений, оптимально удобной для клиентов по территориальному признаку и набору предлагаемых услуг: 50 дополнительных офисов, 7 операционных касс, 12 операционных офиса и около 1000 электронных терминалов и банкоматов на территории Краснодарского края. Кроме того, открыты 3 представительства Банка: в г. Москва, в г. Вена (Австрийская Республика) и в Федеративной Республике Германия (г. Берлин).
Приоритетные направления деятельности Банка предусматривают достижение ряда основных количественных и качественных показателей.
Итак, основными направлениями деятельности банка являются:
ОАО «Крайинвестбанк» отличает уникальное сочетание гибкого четкого высокотехнологичного качественного обслуживания с возможностью ресурсной базы и надежностью структуры, имеющей гарантии краевого бюджета.
В целом структуру управления банка можно представить следующим образом (рис. 1).
Рисунок 1 - Организационная структура ОАО «Крайинвестбанк»
Результатом эффективной деятельности региональной банковской системы стало дальнейшее расширение ресурсной базы, увеличение объема кредитования экономики и населения, улучшение финансового результата.
Банк имеет лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской и дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельности, а так же на осуществление функций биржевого посредника, совершающего товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле.
Основными операциями на финансовых рынках, проводимыми ОАО «Крайинвестбанк», являются:
ОАО «Крайинвестбанк» в 2013 году продолжал занимать лидирующие позиции в банковском секторе Краснодарского края.Банк успешно работает на различных сегментах рынка банковских услуг Краснодарского края, способствует успешному развитию бизнеса своих клиентов путем предоставления качественных, современных и конкурентоспособных финансовых услуг.
Анализ тенденций развития экономики и денежно-кредитной сферы Краснодарского края дает основания отнести ОАО «Крайинвестбанк» к лидерам банковского сектора Кубани: среди самостоятельных кредитных организаций Банк уверенно занимает 2-ю позицию по ряду показателей.
Удельный вес ОАО «Крайинвестбанк» по отдельным показателям
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Собственный капитал региональных банков | |||
Кредитные организации, всего |
5084 |
7914 |
11754 |
ОАО «Крайинвестбанк» |
1070 |
1131 |
2622 |
доля ОАО «Крайинвестбанк» ,% |
21 |
14 |
22 |
Активы | |||
Кредитные организации, всего |
222110 |
295348 |
366589 |
ОАО «Крайинвестбанк» |
7014 |
10838 |
16480 |
доля ОАО «Крайинвестбанк», % |
3 |
4 |
5 |
Средства юридических лиц | |||
Кредитные организации, всего |
42750 |
47529 |
52273 |
ОАО «Крайинвестбанк» |
2918 |
3821 |
3444 |
доля ОАО «Крайинвестбанк», % |
7 |
8 |
7 |
Депозиты и текущие счета физических лиц | |||
Кредитные организации, всего |
81100 |
138634 |
158154 |
ОАО «Крайинвестбанк» |
2689 |
3415 |
3900 |
доля ОАО «Крайинвестбанк», % |
3 |
3 |
3 |
Кредитные вложения и прочие размещенные средства | |||
Кредитные организации, всего |
140708 |
227930 |
311066 |
ОАО «Крайинвестбанк» |
5027 |
6759 |
10156 |
доля ОАО «Крайинвестбанк», % |
4 |
3 |
3 |
Информация о работе Характеристика платежных систем ОАО «Краевого инвестиционного банка»