Государственные пенсионные фонды как мощные финансовые посредники денежного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить структуру и принцип функционирования Пенсионного фонда Украины.
Задачи работы:
1. Рассмотреть деятельность Пенсионного Фонда Украины.
2. Проанализировать деятельность негосударственного пенсионного фонда Украины
3. Проанализовать состояние фонда государственного бюджета.
4. Выявить пути реформирования пенсионной системы в Украине.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....……….3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ………..7
1.1. Сущность пенсионного фонда Украины…………………………………7
1.2. Структура пенсионной системы Украины………..…………………...…11
1.3. Международные стандарты построения пенсионной системы……..….15
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ………………………………........19
2.1. Анализ деятельности негосударственного пенсионного фонда………..19
2.2. Анализ реального состояния выполнения общего фонда государственного бюджета и наполнение пенсионного фонда……………...23
РАЗДЕЛ 3. НАПРАВЛЕНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПФУ……………………………………………….………30
3.1. Проблемы развития пенсионной системы Украины…………….………30
3.2. Регулирование деятельности ПФУ…….…………………………………32
3.3. Пенсионная реформа………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................41

Файлы: 1 файл

Пенсионный фонд.doc

— 640.00 Кб (Скачать)

      3. Фактически выполнение обязательств  по пенсионным выплатам стало  возможным за счет полученных  Пенсионным фондом ссуд из  государственного бюджета. На покрытие дефицита Фонд получил из бюджета ссуды в сумме 13,2 млрд. грн, а погасил, учитывая остаток долга предыдущего года (1,3 млрд. грн) - 6,9 млрд. грн. По состоянию на 1 мая 2009 года его задолженность перед государственным бюджетом за полученные ссуды составляет 7,6 млрд. грн. (График 2.2.). 
 

      График 2.2

    

 

      Эта тенденция, начатая в 2008 году, имела  беспрецедентное следствие - Верховная  Рада Украины по инициативе Кабинета Министров списала непогашенную ссуду.

      Согласно  статье 81 Закона Украины «О государственном бюджете на 2009 год» [3] Пенсионному фонду будет списано непогашенный в 2008 году заем в сумме 4,7 млрд. грн.

      Ситуация осложняется тем, что в текущем году отсутствуют реальные источники для оказания Фонду новых ссуд.

      4. Наблюдается тенденция к росту недоимки Пенсионного Фонда.

      В текущем году задолженность по заработной плате возросла до 1723,1 млн. грн. - Это  около 550 млн. грн. взносов в Пенсионный фонд.

      Сумма недоимки из страховых взносов в  Пенсионный фонд по состоянию на 01.04.2009 составила 2,7 млрд грн. (График 2.3.). 

    График 2.3

    

      За 2008 год недоимка возросла на 54,3%, а  за январь-март на 24,8%. Из суммы недоимки по состоянию на 01.04.2009: на экономически активных субъектов приходится 18% (481,9 млн. грн); тех, которые находятся  в процедуре банкротства - 31,4% (840,3 млн. грн.) ; о которых ограничено меры взыскания - 48,3% (1 294,3 млн. грн.)

      В течение 2005-2008 годов и января-марта 2008 года растет удельный вес долга  субъектов, относительно которых ограничено меры взыскания (предприятия с государственной долей собственности не менее 25%, казенные и коммунальные предприятия) - с 6,5 до 48,3% к общей его суммы (график 2.4.). 

    График 2.4

    

      Стремительно  растет задолженность предприятий, которые выплачивают заработную плату без уплаты страховых взносов (73,0 млн. грн - за 2008 году, 106,5 млн. грн - только в I квартале 2009 года, несмотря на принятый в декабре 2008 года закон об усилении контроля за уплатой взносов во время выплаты заработной платы.

      Законом Украины «О внесении изменения в статью 20 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» N 795-VI, 24.12.2008. [4] предусмотрено усиление контроля банками уплаты взносов в Пенсионный фонд в порядке, определенном правлением Пенсионного фонда Украины по согласованию с Национальным банком Украины и центральным органом исполнительной власти в сфере труда и социальной политики». Этот порядок не утвержден.

      Таким образом, бюджет Пенсионного фонда  построено на нереальной базе, он, по экспертным расчетам, имеет скрытый дефицит в размере более 10 млрд. грн. Исполнение его было бы невозможным без постоянной корректировки запланированных показателей и кредитования со стороны Правительства. Ситуация усугубляется ростом недоимки, которая усугубляется ростом задолженности по выплате заработной платы, а также выплатой зарплаты без уплаты страховых взносов. Без принятия действенных мер это приведет к разбалансированию пенсионной системы и возникновения задолженности из пенсионных выплат в конце текущего года.

      Следовательно, необходимо принятие законодательных актов относительно сбалансирования Пенсионного фонда и урегулирования показателей его бюджета через внесение изменений в Закон Украины «О государственном бюджете уже на 2010 год». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    РАЗДЕЛ  3

    НАПРАВЛЕНИЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ 

3.1. Регулирование деятельности  ПФУ 

     В программе социально-экономического развития Украины задекларированы  намерения ввести второй уровень  всеобщей обязательной накопительной  системы государственного пенсионного страхования и установить ориентировочные сроки ее введения с 1 января 2009 г. Первый уровень представляет собой систему пенсионных выплат, взносы в которую уплачиваются всеми работающими гражданами страны и их работодателями. За счет их денег выплачиваются страховые пенсии, и устанавливается минимальный уровень пенсионных выплат пенсионерам. Лицам, которые имеют небольшой страховой стаж и (или) размер заработной платы, с которого уплачиваются пенсионные взносы, а также низкие размеры пенсии,  предназначается выдача целевой социальной помощи, которая позволит обеспечить им доходы на уровне минимальных социальных стандартов в Украине, которые будут установлены исходя из финансовых возможностей государственного бюджета Украины.

     Заключительными положениями Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» [2] установлен ряд условий, от выполнения которых зависит принятие Закона о направлении части страховых взносов в накопительный фонд. Указанные условия можно подразделить на две группы:

  1. . Экономические условия для создания Накопительного фонда:
    • обеспечение выплаты пенсий в солидарной системе на уровне не ниже прожиточного минимума;
    • рост ВВП ежегодно должен составлять не менее 2%, такая тенденция должна сохраняться в последующие два года;
    • бюджет Пенсионного фонда должен быть бездефицитным.
      1. . Технические условия:
        • создание автоматизированной системы Накопительного фонда общеобязательного государственного пенсионного страхования;
        • разработаны новые формы предоставления отчетности;
        • создание и передача в эксплуатацию программного обеспечения приема отчетности;
        • разработана модель информационного взаимодействия Пенсионного фонда Украины как администратора Накопительного фонда со вторыми субъектами системы: органами государственного надзора и регулирования, хранителем и компаниями по управлению активами. 

     Хотя  эксперимент по созданию автоматизированной системы Накопительного фонда общеобязательного  государственного пенсионного страхования  почти завершен (проводился согласно постановлению КМУ от 14 сентября 2005 г. №909), работы по подготовке к внедрению накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования продолжается. Впереди – отборка механизмов работы с реальными деньгами, расширение функциональности системы в связи с включением в нее новых элементов, внедрение отчетности в систему персонифицированного учета сведений и т.д.  

     Научные исследования и актуарные расчеты, осуществленные сотрудниками Института  демографии и социальных исследований НАН Украины, предупреждают, что время, необходимое для создания системы всеобщего обязательного государственного пенсионного страхования, с момента принятия Закона о Накопительном фонде и до начало его деятельности, должно составлять по меньшей мере 1,5 года. Предполагается установить страховые взносы в размере 2% с последующим ежегодным повышением на 1% до 7%. Финансовый рынок будет иметь достаточно времени, чтобы подготовиться к размещению пенсионных средств. Банковская система как основной игрок на финансовом рынке сможет при введении накопительной пенсионной системы использовать дополнительный инвестиционный ресурс. По прогнозам в 2009 г он будет составлять 2,8 млрд. грн., а в 2014 – 23 млрд. грн. Задержка с принятием Закона о Накопительном фонде автоматически отодвигает на более поздние сроки осуществление мер, направленных на поддержку экономики за счет страховых пенсионных взносов, и влияет на сроки введения накопительной системы.

     Кроме того, современная демографическая  ситуация требует скорейшего внедрения  второго уровня пенсионной системы, поскольку солидарная система эффективна лишь при условии расширенного воспроизводства поколений. В условиях депопуляции, которая будет оставаться основной тенденцией демографического развития Украины в ближайшие 50 лет, солидарная система будет финансово неспособной обеспечить достойный уровень пенсий. По прогнозам до 2055 г. численность населения Украины уменьшится, по оптимистическому варианту, на треть, а по пессимистическому – вдвое. Численность  населения будет сокращаться, несмотря на рост рождаемости и продолжительности жизни, причем в структуре населения будет уменьшаться именно доля лиц трудоспособного возраста. Как следствие, нагрузка на население трудоспособного возраста увеличится с современных 394‰ до 872‰ в 2055 г. Даже постепенное повышение пенсионного возраста женщин позволит сдерживать рост этой нагрузки лишь до 2015 г., а в дальнейшем она будет продолжать увеличиваться.  

3.2.Проблемы развития пенсионной системы Украины 

     Пенсионная  реформа продвигается медленно. Прогнозируемы преобразования действующей системы пенсионного обеспечения в новую, современную страховую трехуровневую пенсионную систему, которая гарантировала бы гражданам Украины пенсии, адекватные их труду, обеспечивала сбалансированность экономических и социальных интересов в государстве, существенно повысила уровень доходов лиц пенсионного возраста, усилила стимулы к труду и росту заработной платы, не дали положительных результатов, а выполнение мер, предусмотренных правительственной Стратегией развития пенсионной системы, принятой в декабре 2005 г., фактически прекратилось.    

     Неоднократное повышение минимального размера  пенсий до размера прожиточного минимума без определенных источников финансирования, не сбалансированное с ростом средней  заработной платы и финансовыми возможностями Пенсионного фонда Украины, привело к финансовому кризису пенсионной системы. Дефицит денежных средств Пенсионного фонда в 2005 г. был покрыт государственным бюджетом (суммарная часть денежных средств  государственного бюджета в 2005 г. составляла 23 млрд. грн., или 35,1% бюджета Пенсионного фонда). В 2006 г. на подобные цели израсходовано около 17,8 млрд. грн., из которых 7,3 млрд. грн. поступило за год из государственного бюджета на покрытие дефицита денежных средств для выплаты пенсий. Главный фактор роста расходов Пенсионного фонда и государственного бюджета – демографический кризис, вследствие которого украинцы стали одной из самых старых наций мира. Доля лиц в возрасте свыше 60 лет за пять последних лет увеличилась с 20,4% до 20,9%. Начина с 2001 г. количество людей пенсионного возраста и возраста свыше 60 лет начало превышать количество детей. 

     На  поступления в Пенсионный фонд Украины  также влияет высокий уровень  демографической нагрузки на трудоспособное население (13,2 млн. пенсионеров на 15,6 млн. плательщиков налогов) – один из самых высоких в Европе, а также наличие у значительной части застрахованных лиц льгот по уплате взносов (упрощенное налогообложение) и низкая заработная плата, которая у ¼ работающих ниже прожиточного минимума. Эти факторы усиливают несбалансированность солидарной системы, сдерживают внедрение накопительной системы пенсионного страхования и отрицательно влияют на развитие негосударственного пенсионного обеспечения.

     Существует  ряд проблем в области солидарной системы пенсионного обеспечения. Вследствие несовершенной работы центральных и местных органов исполнительной власти не улучшается дисциплина по уплате страховых пенсионных взносов, медленно осуществляется детенизация занятости и доходов, что является значительным резервом для финансовой стабилизации пенсионной системы и системы социального страхования в целом. Как следствие, в настоящее время взносы в Пенсионный фонд уплачивают лишь 75% общей численности занятого населения, а из базы начисления укрывается около трети фонда оплаты труда. Остро стоит вопрос о фактическом участии в пенсионном страховании физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности. Эта категория населения в будущем может не получить права на трудовую пенсию, поскольку она уклоняется от обязанности содержать нынешнее поколение пенсионеров, не придерживается принципа, на котором основывается солидарная система. Низкий размер взносов этой категории приводит к общему занижению заработанных пенсий и является одним из факторов их уравниловки.

     Приведение  с 2005 г. минимального размера пенсии по возрасту к установленному размеру  прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, привело к значительной уравниловке в размерах назначенных  пенсий, что нивелирует значимость трудового вклада как основного показателя реформируемой пенсионной системы. Средний размер пенсионных выплат на 1 января 2007 г. составлял 477,77 грн., т.е. увеличился по сравнению с 2006 г. на 17%, с 2005 г. – на 34%, с 2004 г. – в 2,6 раза. Отношение среднего размера пенсий к среднемесячной заработной плате составляет в настоящее время 43,3%. Почти 80% пенсионеров получают практически одинаковую пенсию, а 13,4% - меньше прожиточного минимума.

     Кроме того, допущено еще одно нарушение принципа социальной справедливости в отечественной пенсионной системе – неравные условия назначения пенсий для разных категорий населения, особенно по профессиональному признаку, что является элементом дискриминации.

Информация о работе Государственные пенсионные фонды как мощные финансовые посредники денежного рынка