Государственные пенсионные фонды как мощные финансовые посредники денежного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить структуру и принцип функционирования Пенсионного фонда Украины.
Задачи работы:
1. Рассмотреть деятельность Пенсионного Фонда Украины.
2. Проанализировать деятельность негосударственного пенсионного фонда Украины
3. Проанализовать состояние фонда государственного бюджета.
4. Выявить пути реформирования пенсионной системы в Украине.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....……….3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ………..7
1.1. Сущность пенсионного фонда Украины…………………………………7
1.2. Структура пенсионной системы Украины………..…………………...…11
1.3. Международные стандарты построения пенсионной системы……..….15
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ………………………………........19
2.1. Анализ деятельности негосударственного пенсионного фонда………..19
2.2. Анализ реального состояния выполнения общего фонда государственного бюджета и наполнение пенсионного фонда……………...23
РАЗДЕЛ 3. НАПРАВЛЕНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПФУ……………………………………………….………30
3.1. Проблемы развития пенсионной системы Украины…………….………30
3.2. Регулирование деятельности ПФУ…….…………………………………32
3.3. Пенсионная реформа………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................41

Файлы: 1 файл

Пенсионный фонд.doc

— 640.00 Кб (Скачать)

     Проводимая  в Украине пенсионная реформа  столкнулась с рядом трудностей, вызванных нестабильным экономическим положением, неотложенностью законодательства, демографическими проблемами. В целом проект реформирования пенсионной системы вписывается в рамки международных стандартов и направлен на обеспечение рота и стабильной выплаты пенсий, а также пенсионная реформа станет мощным фактором инвестирования экономики. Для успешного завершения реформирования пенсионной системы необходимо  разработать  и создать необходимую стабильную политическую, экономическую и регулятивную среду в стране, организационное объединение наличного интеллектуального потенциала ученых, ведущих специалистов для работы над проектами нормативно-правовых актов по вопросам пенсионной реформы, поддерживать макроэкономические показатели (экономический рост, инфляцию), обеспечить стабильность валюты, низкий уровень безработицы и т.д.   

3.3. Пенсионная реформа 

     Пенсия  по определению - это время беззаботного времяпровождения, то есть то время, когда  человек "пожинает" плоды своего жизненного труда.

     Пенсионная  реформа в Украине продвигается медленно, что связано с экономической  и демографической ситуацией  в стране. В целом проведение пенсионной реформы в полном объеме должно обеспечить рост и стабильные выплаты пенсий, стать мощным фактором инвестирования отечественной экономики. Однако в связи с влиянием определенных факторов процесс реформирования на данном этапе неэффективен. На данном этапе главной задачей правительства является разработка конкретных мер по реализации пенсионной реформы в Украине.

     С 1 января 2004 года вступили в силу Законы Украины “Об общеобязательном государственном  пенсионном страховании” [2] и “О негосударственном пенсионном обеспечении” [1].

     Также приняты соответствующие законодательные  акты, положившие начало пенсионной реформе, направленной на постепенный переход к трехуровневой системе пенсионного обеспечения, переход от солидарной системы (взносы осуществляют работодатели) к накопительной (граждане сами формируют пенсионные накопления) и смешанной системам. Сейчас у нас действует солидарная система.

     В реформированной солидарной системе  пенсионного обеспечения нужно  обратить внимание на то, что понятие  “трудовой стаж” меняется на “страховой”. Страховой стаж – это период, когда из заработной платы застрахованого лица перечисляются взносы в Пенсионный фонд Украины. Если средства за определенный месяц в Пенсионный фонд поступили – этот месяц и будет засчитан человеку в стаховой стаж (трудовой стаж декрет). Сейчас к исчислению страхового стажа именно такой подход. То есть добросовестно работать необходимо всю жизнь. Потому что при выходе на пенсию каждому предоставляется право, согласно законодательству, выбрать по своему желанию лучшие 60 месяцев страхового стажа. И обязательно к этому стажу будет добавляться весь период трудовой деятельности, начиная с 1 июля 2000 года и до дня достижения пенсионного возраста. Учитывая это, будет исчислена пенсия. Чем дольше человек будет работать, чем больший заработок будет получать, и платить взносы в Пенсионный фонд, тем больше у него будет шансов заработать себе высокую пенсию.

     Пенсионное  реформирование в части налаживания  работы по накоплению счетов предусматривает  аккумулирование части обязательных пенсионных платежей в созданном  в перспективе едином накопительном  фонде и их учет на личных (персонифицированных) счетах граждан, которые будут платить такие взносы.

     При этом неизменным останется общий  уровень пенсионных отчислений. То есть параллельно будут сосуществовать традиционная солидарная система, по которой  взносы осуществляют работодатели, и накопительная, когда средства будут откладывать сами граждане. Таким образом, речь идет о введении действенной системы пенсионного страхования и принципа личной заинтересованности кажого работающего человека в собственном материальном обеспечении при выходе на пенсию, а также о зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработной платы.

     Пенсионный  фонд Украины возлагает большие  надежды на введение новой системы, обеспечивающей рост размера пенсий. Средний размер пенсионных выплат из солидарной и накопительной систем ожидают в пределах 55-60% средней зарплаты в Украине, сейчас же такие выплаты составляют только около 35%. Можно ожидать также, что это будет стимулировать и работодателей, и работников добросовестно платить пенсионные взносы.

     Предусматривается, что с 1 января 2009 г все работающие граждане, которым еще нет 40 лет, будут платить взносы в общеобязательную накопительную систему. Если в 2008 г взносы составляют 2% зарплаты, предполагается, что с 2010 года они будут ежегодно увеличиваться, на 1% и к 2014 г достигнут 7%. Первые выплаты из накопительной системы граждане по достижении пенсионного возраста смогут получить в 2029 г.

     Накопительная система предусматривает, что размер взноса из заработной платы украинцев  через некоторое время будет увеличен. Сейчас эти взносы составляют 2 %, а для госслужащих, лиц летных экипажей и некоторых других от 1 до 5 %. Пенсия же будет состоять из двух частей – солидарной и накопительной.

     Первым  шагом к реформированию пенсионного  обеспечения в Украине стало создание персонифицированного учета пенсионных взносов, согласно Указу Президента Украины №401/98. Во исполнение поручения Президента Украины Кабинет Министров Украины принял постановление №794, согласно которому страхователи обязаны сотавлять документы первичной отчетности персонифицированного учета платежей, а со вступлением в силу Закона “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” [2] эта обязанность стала нормой закона.

     Законопроектом  также предусматривается, что, начиная  с 2018 г., гражданам будет дано право, в случае их желания, перевести их обязательные пенсионные сбережения из Накопительного фонда в выбранный ими негосударственный пенсионный фонд, т.е. на третий уровень пенсионной системы. Это позволит застрахованным лицам самостоятельно решать, какая инвестиционная политика наиболее благоприятна для инвестирования из пенсионных сбережений, а также – в большей мере влиять на размер своей будущей пенсии.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Реформирование  пенсионной системы Украины строится на основе международных стандартов построения пенсионных систем. Страны, которые давно начали реформирование пенсионных систем, имели много вариантов стратегий его осуществления, однако к тому времени не было возможности предусмотреть долгосрочные проблемы социально-экономического характера. Учитывая это, Украина имеет преимущество, касающееся возможности учета опыта тех стран, которые прошили путь реформирования пенсионной системы.

         Необходимость   проведения   пенсионной   реформы   в   Украине общепризнанная.  Нынешняя  пенсионная  система   не   удовлетворяет   многих: пенсионеров – из-за явно низкого размера пенсий; работодателей – вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФ.

     Анализ  состояния формирования Пенсионного  Фонда говорит о том, что отсутствует порядок планирования показателей бюджета Пенсионного фонда, которая привела к его ручному управлению.

     Неоднократное повышение минимального размера  пенсий до размера прожиточного минимума без определенных источников финансирования, не сбалансированное с ростом средней заработной платы и финансовыми возможностями Пенсионного фонда Украины, привело к финансовому кризису пенсионной системы. Дефицит денежных средств Пенсионного фонда в 2005 г. был покрыт государственным бюджетом. В 2006 г. на подобные цели израсходовано около 17,8 млрд. грн., из которых 7,3 млрд. грн. поступило за год из государственного бюджета на покрытие дефицита денежных средств для выплаты пенсий. Главный фактор роста расходов Пенсионного фонда и государственного бюджета – демографический кризис, вследствие которого украинцы стали одной из самых старых наций мира. Доля лиц в возрасте свыше 60 лет за пять последних лет увеличилась с 20,4% до 20,9%. Средний размер пенсионных выплат на 1 января 2007 г. составлял 477,77 грн., т.е. увеличился по сравнению с 2006 г. на 17%, с 2005 г. – на 34%, с 2004 г. – в 2,6 раза. Отношение среднего размера пенсий к среднемесячной заработной плате составляет в настоящее время 43,3%.

     Бюджет  Пенсионного фонда построено  на нереальной базе, он, по экспертным расчетам, имеет скрытый дефицит в размере более 10 млрд. грн. Исполнение его было бы невозможным без постоянной корректировки запланированных показателей и кредитования со стороны Правительства. Ситуация усугубляется ростом недоимки, которая усугубляется ростом задолженности по выплате заработной платы, а также выплатой зарплаты без уплаты страховых взносов.

     Необходимо  принятие законодательных актов  относительно сбалансирования Пенсионного  фонда и урегулирования показателей  его бюджета через внесение изменений в Закон Украины «О государственном бюджете уже на 2010 год».

     Проводимая  в Украине пенсионная реформа  столкнулась с рядом трудностей, вызванных нестабильным экономическим  положением, неотложенностью законодательства, демографическими проблемами. Для успешного завершения реформирования пенсионной системы необходимо  разработать  и создать необходимую стабильную политическую, экономическую и регулятивную среду в стране, организационное объединение наличного интеллектуального потенциала ученых, ведущих специалистов для работы над проектами нормативно-правовых актов по вопросам пенсионной реформы, поддерживать макроэкономические показатели (экономический рост, инфляцию), обеспечить стабильность валюты, низкий уровень безработицы и т.д.   
 
 
 

Список использованной литературы

  1. Закон Украины  «О негосударственном пенсионном обеспечении» от 9 июля 2003 года № 1057-IV
  2. Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 года № 1058-IV
  3. Законом Украины «О внесении изменения в статью 20 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» N 795-VI, 24.12.2008.
  4. Конвенции Международной организации труда №102 от 28.061952 г.
  5. Бахмач А. Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине // Вестник Пенсионного фонда Украины. – 2008. - № 3. – с. 12-13.
  6. Бункина М.К. Деньги, банки, валюта. Учеб. пособие. М., ДИС, 2004
  7. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: учеб. пособие . – М., ДИС, 2005
  8. Бурсученко Э.И. Финансовый  рынок. К., 2008
  9. Гнибиденко И. Пенсионная реформа в Украине: состояние, проблемы, перспективы // Экономика Украины. – 2007. –  № 4. – с. 4-11.
  10. Малецкий А. Накопительная система // Вестник Пенсионного фонда Украины. – 2007. - № 1. – с. 20-21
  11. Морозова Е. Международные стандарты построения пенсионной системы // Вестник Пенсионного фонда Украины. – 2004. - № 9. – с. 17-19.
  12. Морозова Е. Международные стандарты построения пенсионной системы (продолжение)  // Вестник Пенсионного фонда Украины. – 2005. - № 1. – с. 16-17.
  13. Панчишин С.М. Макроекономіка. – К.: „Либідь”, 2002.
  14. Пидлиснюк В. Обеспечиваем введение накопительной системы // Пенсионного фонда Украины. – 2007. - № 11. – с. 17. 
  15. Шелудько В.М. Финансовий ринок; К.; 2002
  16. http://www.president.gov.ua/news/13733.html
  17. http://www.pension.kiev.ua

Информация о работе Государственные пенсионные фонды как мощные финансовые посредники денежного рынка