Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:36, курсовая работа
Цель работы: изучить структуру и принцип функционирования Пенсионного фонда Украины.
Задачи работы:
1. Рассмотреть деятельность Пенсионного Фонда Украины.
2. Проанализировать деятельность негосударственного пенсионного фонда Украины
3. Проанализовать состояние фонда государственного бюджета.
4. Выявить пути реформирования пенсионной системы в Украине.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....……….3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ………..7
1.1. Сущность пенсионного фонда Украины…………………………………7
1.2. Структура пенсионной системы Украины………..…………………...…11
1.3. Международные стандарты построения пенсионной системы……..….15
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ………………………………........19
2.1. Анализ деятельности негосударственного пенсионного фонда………..19
2.2. Анализ реального состояния выполнения общего фонда государственного бюджета и наполнение пенсионного фонда……………...23
РАЗДЕЛ 3. НАПРАВЛЕНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПФУ……………………………………………….………30
3.1. Проблемы развития пенсионной системы Украины…………….………30
3.2. Регулирование деятельности ПФУ…….…………………………………32
3.3. Пенсионная реформа………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................41
Таким
образом, реформирование пенсионной системы
Украины строится на основе международных
стандартов построения пенсионных систем.
Страны, которые давно начали реформирование
пенсионных систем, имели много вариантов
стратегий его осуществления, однако к
тому времени не было возможности предусмотреть
долгосрочные проблемы социально-экономического
характера. Учитывая это, Украина имеет
преимущество, касающееся возможности
учета опыта тех стран, которые прошили
путь реформирования пенсионной системы.
РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ
2.1.
Анализ деятельности
НПФ
Пенсионная реформа, которая стартовала в 2004 г., имела целью значительное повышение пенсий и разгрузки государственного бюджета путем внедрения дополнительных уровней пенсионного обеспечения – обязательного и добровольного накопительного. Принцип построения накопительных уровней пенсионного обеспечение предусматривает использование аккумулированных пенсионных взносов как инвестиционных ресурсов. Первой начала действовать система негосударственная пенсионная обеспечения - добровольный накопительный уровень пенсионного обеспечения, опыт работы которого является необходимым условием внедрения обязательного накопительного уровня пенсионной системы.
Такое условие обеспечивает налаживание механизмов накопления и приумножение пенсионных активов, поскольку система негосударственного пенсионного обеспеченние и обязательный накопительный уровень работают за единственными принципами. Следовательно, от результатов работы институтов негосударственного пенсионного обеспечения зависит успех реализации социального и инвестиционного потенциалу пенсионной реформы.
Возможность
негосударственных пенсионных фондов
выступать инвесторами
количества активов, которые находятся в розпоряженни пенсионных фондов, наличию инвестиционный привлекательных финансовых инструментов на финансовом рынке.
За время фактический работы негосударственные пенсионных фондов в период с 2005 до 2008 г. активы пенсионных фондов увеличились на 7 раз – с 46,2 до 280,6 млн. грн.. Но, несмотря на значительные темпы роста, объемы активов негосударственных пенсионных фондов остаются относительно невеликими. Таким образом, в 2007 г. активы негосударственных пенсионных фондов составляли лишь 0,04% ВВП. Активы негосударственных пенсионных фондов в соответствии с действующим законодательством, розмещаються в разных инструментах финансового рынку. Структура консолидированного портфеля негосударственных пенсионных фондов, наведенная в таблице, показывает, что требования относительно диверсификации пенсионных активов начали выполняться лишь в 2006–2007 гг. Это поясняеться незначительными суммами пенсионных накоплений в начале деятельности.
Структура
консолидированного портфеля негосударственных
пенсионных фондов в 2006–2008 гг. показано
в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Консолидированный портфель негосударственных пенсионных фондов в 2006-2008 г.г.
Направления инвестирования пенсионных активов | Нормативное значение | в 2006 г. | в 2007 г. | в 2008 г. |
Средства на депозитных счетах | до 40 | 70,0 | 34,1 | 38,6 |
Облигации украинских эмитентов | до 40 | 10,4 | 39,1 | 23,8 |
Банковские металлы | до 10 | 1,6 | 3,1 | 2,8 |
Ценные бумаги, доход за которыми гарантированно Советом Министров АРК, местными советами | до 20 | 0,5 | 1,0 | 1,3 |
Акции украинских эмитентов | до 40 | 7,1 | 11,5 | 25,0 |
другие незапрещены активы | до 5 | 10,4 | 4,1 | 2,6 |
Ценные бумаги, доход за которыми гарантированно КМУ | до 50 | 0,0 | 1,5 | 1,5 |
Объекты недвижимости | до 10 | 0,0 | 0,9 | 0,9 |
Ипотечные ценные бумаги | до 10 | 0,0 | 0,0 | 0,2 |
Средства на текущих счетах | – | 0,0 | 4,7 | 3,3 |
Всего | – | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Наибольший удельный вес в структуре консолидированого портфеля негосударственного пенсионного фонда занимает: средства на депозитних счетах и депозитные сертификаты (38,6%), акции (25,0%) и облигации (23,8%) украинских эмитентов. Остальные (12,6%) активы пенсионных фондов размещение в банковских металлах, ценных бумагах. Такая структура консолидированного портфелю негосударственных пенсионных фондов свидетельствует о необходимости обеспечения уровня дохода пенсионных активов не ниже, чем уровень инфляции при приемлемом уровне риска, и консервативную инвестиционную политику большинства негосударственных пенсионных фондов. Достаточно высокая концентрация пенсионных активов на депозитных счетах и в сберигательных сертификатах в 2005 г. объясняется незначительными суммами пенсионных взносов для начало становление пенсионных фондов. В 2006–2008 гг. пенсионные активы на депозитних счетах выравниваются к нормативного значение 40%, однако, как и раньше, займають первое место в структуре консолидированного портфеля пенсионных фондов, что объясняется стабильной прибыльностью депозитных счетов, процент за которыми, как правило, устанавливается на пределе или ниже за уровень инфляции.
Обеспечение уровня прибыльности, более высокого за уровень инфляции, происходит благодаря инвестированнию активов в акции и облигации украинських эмитентов, которые в 2008 г. занимали соответственное второе и третье места в консолидораваном портфели пенсионных фондов.
Количество негосударственных пенсионных фондов в Украине по состоянию на начало 2009 г. Почти достигло отметки 100 фондов. Активы негосударственных пенсионных фондов по результатам работы в 2008 г. Выросли более чем вдвое и достигли приблизительно 300 млн. грн.
Распределение негосударственных пенсионных фондов по видам отражено на рисунке 2.1.
Региональное распределение выглядит следующим образом: наибольшее количество НПФ зарегистрировано в Киеве – 65 из 97; остальные размещены в регионах (Днепропетровская обл. – 10, Донецкая обл. – 5; Харьков – 4; Львов – 4; Ивано-Франковск – 4; Симферополь – 1; Сумы – 1; Черкассы – 1; Херсон – 1; Запорожье – 1.)
Активами НПФ управляют 44 компании по управлению активами, 16 из которых заключили договора на обслуживание с несколькими НПФ.
На конец III квартала 2008 г. участниками НПФ по заключенным контрактам являются почти 260 тыс. физических лиц, что составляет около 1,3% экономически активного населения Украины трудоспособного возраста. Наибольшее количество вкладчиков – вкладчики открытых НПФ. Основные показатели деятельности НПФ на конец 2008 г. отражены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Основные показатели деятельности НПФ на конец 2008
Название | Единица измерения | На конец 2008 г. |
Общее количество НПФ, внесенных в Реестр финансовых учреждений | шт. | 97 |
Количество администраторов НПФ, имеющих соответствующую лицензию | шт. | 40 |
Общее количество участников НПФ | тыс. лиц | 278,7 |
Общее количество вкладчиков НПФ | шт. | 42315 |
Пенсионные взносы | млн. грн. | 237,2 |
Чистая стоимость пенсионных активов НПФ | млн. грн. | 278,5 |
Инвестиционный доход НПФ | млн. грн. | 68,1 |
2.2.
Анализ реального состояния
выполнения общего фонда
государственного бюджета
и наполнение пенсионного
фонд
Вопросы исполнения бюджета и состояния наполнения Пенсионного фонда находится под постоянным контролем Президента Украины, особенно в условиях мирового финансово-экономического кризиса, который негативно повлиял на экономику Украины. По итогам 4 месяцев прошлого года плановые показатели доходной части Пенсионного фонда выполнены на 106,4% (поступило 46 138,8 млн. грн при плане 43 353,9 млн. грн), в том числе: по собственным доходам на 109,9% (поступило 31 047,2 млн. грн при плане 28 257 млн. грн); за поступлениями в бюджет на 100% (15 075 млн. грн); за средствами из фондов социального страхования на 75,1% (16, 0 млн. грн и 21,3 млн. грн).
План по расходам выполнен на 100%, сумма которых составила 53 738,6 млн. грн и превысила величину доходов на 7599,8 млн. грн, или на 16,5%. Остаток на конец апреля составил 2 144,7 млн. грн.
Анализ
состояния формирования Пенсионного
Фонда позволяет сделать
1. Отсутствует порядок планирования показателей бюджета Пенсионного фонда, что приводит к его ручному управлению. Поскольку нормативная база отсутствует, планы доходной части Фонда состоят ориентировочно, без четких расчетов (за исключением показателей поступлений из государственного бюджета). Соответственно, Пенсионный фонд в течение текущего года несколько раз менял прогнозные показатели.
В январе 2009 года Пенсионным фондом было выведен плановый показатель собственных поступлений в размере 6,7 млрд. грн., хотя в дальнейшем этот показатель был скорректирован до 5,5 млрд. грн.. Это дало возможность доложить о выполнении плана - 121,6% . Затем этот же показатель был скорректирован до фактической его величины - 6,7 млрд. грн. В феврале текущего года, плановый показатель собственных поступлений апреля составлял 9,5 млрд. грн, а за по скорректированным данным - 8,1 млрд. грн, т.е. был уменьшен на 1,4 млрд. грн., что дало возможность отчитаться о выполнении плана -- 104,7%.
Последние
изменения существенно
Таким образом, изменяя плановые показатели, Пенсионный фонд имеет возможность постоянно рапортовать о перевыполнении поступлений в него.
2.
Бюджет Пенсионного фонда
По
прогнозу, составленному Пенсионным
фондом, его ожидаемое годовое
значение составляет 304,8 млрд. грн.
Это показано на графике 2.1
График 2.1
Не предусматривается рост заработной платы в течение 2009 года.
Это дает основания утверждать об отсутствии факторов для значительного повышения ФОТ (с 25,5 млрд. грн - в сентябре до 36,3 млрд. грн - в декабре). Такой динамики ФОТ за указанный период не наблюдалось в 2007-2008 годах, когда стремительно росла заработная плата и наблюдалась динамика увеличения численности занятых (в июле предыдущего года).
По расчетам экспертов Секретариата Президента Украины, разница между исчисленным Пенсионным фондом размером ФОТ в 2009 году - 304 млрд. грн. и реальной его величиной, которая ожидается в сумме 276 млрд. грн, составит 28,8 млрд. грн. В связи с этим дефицит Пенсионного фонда за счет ошибочно спрогнозированной доходной части составит 10,4 млрд. грн.
Кроме того, расходная часть бюджета Пенсионного фонда, утвержденная постановлением КМУ от 11.03.2009 № 235, составляет 164,1 млрд. гривен, а не 162,8 млрд. гривен, как предусмотрено в прогнозных расчетах Фонда.