Не государственные пенсионные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Это понятие неопределенное во времени и пространстве, оно не связано с трудовым началом содержания и происхождения пенсии. Оно сформулировано или, что еще хуже, механически переписано из советских источников, которые отождествляют пенсию с некоей «подачкой» государства после выхода работника по возрасту или по другим причинам на пенсию.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 56.21 Кб (Скачать)

1.1  Понятие и виды пенсионных систем 

 

В «Новом энциклопедическом  словаре» дается такое определение: «Пенсия - денежное обеспечение, получаемое гражданином из пенсионных и иных фондов по окончании работы, при  достижении пенсионного возраста или  в иных случаях, предусмотренных  законом» [10, с. 893].

Это понятие неопределенное во времени и пространстве, оно  не связано с трудовым началом  содержания и происхождения пенсии. Оно сформулировано или, что еще  хуже, механически переписано из советских  источников, которые отождествляют  пенсию с некоей «подачкой» государства  после выхода работника по возрасту или по другим причинам на пенсию.

По нашему мнению, пенсия (от лат. pensio – «выплата») - это определенная часть заработной платы работника, которая в период его трудовой деятельности в обязательном (или добровольном) порядке отчислялась в виде страховых взносов в Пенсионный фонд для резервирования на будущие пенсионные выплаты, при наступлении нетрудоспособности по старости или другим причинам, предусмотренным законом.

Исходя из этого понятия, можно определить сущность самого понятия  «пенсионная система» и «пенсионное  обеспечение», которые не являются тождественными по значимости.

Фактически, когда речь идет о пенсионной системе, имеется в  виду система, которая функционирует  в том или ином государстве. Поэтому  при определении понятия «пенсионная  система» необходимо добавлять слово  «государство», где функционирует  такая система.

Понятие «пенсионная система  государства» - это экономический механизм страхования гарантированного и стабильного уровня жизни людей пожилого возраста и лиц, потерявших трудоспособность [12, с. 46]. Основной смысл функционирования этой системы осуществляется через государственные механизмы регулирования. Поэтому было бы целесообразно, констатировать исходя из этого более правильное определение понятия «пенсионное обеспечение», которое нельзя понимать идентично понятию «пенсионная система».

Итак, пенсионное обеспечение - это государственная система  правовых, экономических и организационно-административных мер по поддержке и защите лиц  от материальной необеспеченности вследствие наступления старости, инвалидности или потери кормильца. Посредством этой государственной системы действительно обеспечиваются (а не устанавливаются) выплаты пенсий, условия их исчисления исходя из полученных в период трудовой деятельности реальных размеров отчислений обязательных или добровольных пенсионных взносов. А в накопительных пенсионных системах могут применяться еще и условия продолжительности страхового стажа, то есть продолжительности периода накоплений страховых взносов, которые также существенно влияют на размер пенсий [12, с. 46].

Средства пенсионного  обеспечения государства в отличие  от других государственных расходов обеспечиваются за счет создаваемых  специальных внебюджетных фондов, которые  организуют сбор и финансирование выплат пенсий. Если пенсионные фонды в  зависимости от своих финансовых возможностей обеспечивают стабильное финансирование пенсионных выплат, то тогда можно говорить о внутреннем финансовом обеспечении пенсионного  фонда. Если же для выплат пенсий привлекаются дополнительные источники за счет государственных  средств бюджета, то речь идет о внешнем  или, как иногда квалифицируют, «смешанном»  финансировании пенсионных выплат.

При оценке пенсионной системы  конкретного государства особую значимость имеет степень зрелости системы. В условиях преобладания численности  молодых плательщиков взносов над  получателями пени пенсионную систему  именуют «молодой системой». При  постепенном изменении пропорций  этого соотношения в пользу получателей  пенсии систему называют «зрелой  системой». Количественным показателем, определяющим качество или уровень  зрелости пенсионной системы, является коэффициент зависимости (КЗ), который отражает число пенсионеров, приходящихся на одного плательщика в процентах.

Структурная и функциональная характеристики пенсионного обеспечения  государства принципиально отличаются друг от друга только источниками  финансирования. В этом аспекте солидарная система, являющаяся государственной, в сущности, имеет три основных источника [12, с. 46]:

¾  отчисления работников;

¾  обязательное отчисление от фонда заработной платы;

¾  государственные дотации.

В накопительной системе  два источника:

¾  обязательные или добровольные взносы работников;

¾  проценты от инвестиции накоплений.

¾  В частных накопительных пенсионных фондах:

¾  отчисления в виде взносов работников;

¾  проценты от капитализации взносов;

¾  переброска дополнительных средств из других социальных фондов по просьбе работников.

Принципиальный вопрос - организация выплат пенсий. В солидарной системе государство формирует  и контролирует условия, размеры  и сроки выплаты пенсий. В других системах выплаты пенсий их размеры, сроки и условия обслуживаются  в конкретном договоре между работником и страховым агентством.

Поэтому процесс организации  и управления пенсионным обеспечением является важнейшей частью социальной задачи государства. Эта задача, состоящая  из сбора пенсионных взносов, аккумуляции  денежных средств в руках государства или компаний и своевременного распределения этих средств пенсионерам, является основной функцией государства по перераспределению национального дохода государства, следовательно, это считается объектом экономических отношений. В экономической литературе функции пенсионного обеспечения практически не затрагиваются, хотя, это является важным элементом теоретического анализа данной категории экономических отношений людей.

В науке под функцией понимается назначение данной категории и ее роль в системе экономических отношений. В общем смысле во всех источниках пенсионное обеспечение выполняет две основные функции: распределительную и воспроизводственную. Эти две функции характеризуют общие черты пенсионного обеспечения. Но пенсионное обеспечение имеет свои внутренние, скрытые функции, которые не всегда идентично раскрываются специалистами и правильно оцениваются. Например, функции по учету продолжительности трудового стажа, которые тесно переплетаются с трудовым законодательством, учету и распределению накопительных пенсионных взносов, порядку оформления и постановке на выплату пенсий, доставке и хранению денежных средств и др. Все эти функции пенсионного обеспечения являются специфическими и присущими только пенсионному обеспечению.

Однако существует главная  функция пенсионного обеспечения, которая еще недостаточно полно  раскрыта в экономической литературе. Эта функция заключается, по сути, в необходимости пенсионного  обеспечения в обществе и системе  экономических отношений как  формы разрешения противоречий между  работающими и неработающими  членами общества с одной стороны  и с другой - между молодым и  пожилым поколениями. В этом важном разделе исследования пенсионное обеспечение  имеет особую функцию - согласование экономических интересов между  нетрудоспособными членами общества и той частью общества, которая  создает материальные блага.

Исходя из этого понимания  функции пенсионного обеспечения  каждое государство должно строить  свою политику и принимать свои законодательные  акты, которые справедливо регулировали бы всю социальную систему и пенсионное обеспечение, его организационно-экономический механизм в целях обеспечения социальной политики и экономической стабильности в государстве.

Останавливаясь на сущности пенсионного обеспечения как  на экономической категории, можно  его квалифицировать как обособленную часть национального дохода, которая  имеет свою специфику в отличие  от других разделов - тем, что оно  направляется на создание нормальных жизненных условий для нетрудоспособных членов общества.

Субъектами этих отношений  являются [12, с. 47]:

1. Государство

2. Пенсионеры

3. Работающие члены общества

4. Предприятия, отчисляющие  пенсионные взносы.

Объектом отношений между  ними является часть созданного продукта, которая выделяется из общей структуры  национального дохода и направляется на покрытие нужд нетрудоспособных. На эту часть национального дохода, именуемого финансовым активом Пенсионного фонда, претендуют различные категории нетрудоспособных, которых по их трудовому вкладу можно разделить на три группы [12, с. 48]:

1. лица, которые производительно  отработали требуемый трудовой  стаж и благополучно дожили  до пенсионного возраста;

2. лица, которые потеряли  свою трудоспособность в процессе  трудовой деятельности;

3. лица, не работавшие  по различным причинам (инвалиды  с детства, дети, потерявшие кормильцев).

Общее между ними - это  то, что они все нуждаются в  пенсионном обеспечении как субъекты. Различия между ними - представитель  каждой группы имеет разную долю в  общем объеме пенсионного обеспечения, которая предопределяется долей его участия в создании национального продукта. Это противоречие между различными группами субъектов путем дифференциации в распределении пенсионных выплат осуществляет пенсионное обеспечение. Причем каждая группа субъектов пенсионного обеспечения должна получить от общества то, что предопределяется в общем объеме средств, а именно:

Первая группа - это работники, которые плодотворно работали на протяжении всей трудовой деятельности в сфере материального (или другой) и благополучно дожили до пенсионного  возраста. В материальном и духовном плане эти лица сохраняют практически все возможности полноценно жить, удовлетворяя необходимые потребности. Более того, субъекты этой группы при необходимости могут продолжить работу по прежней специальности, одновременно получая часть пенсионных выплат.

Вторая группа - представителям этой группы субъектов пенсионного  обеспечения, как и субъектам  первой группы, необходимо удовлетворение своих жизненных потребностей с учетом доли их участия в трудовой деятельности. Но другая специфическая сторона представителей этой группы в том, что для них существуют виновники, благодаря которым они стали инвалидами. Это предприятия и организации, которые от имени общества должны компенсировать определенную долю пенсии, чтобы инвалиды труда могли получить на эти средства лекарства, санаторное лечение, обслуживание по протезу и др.

Третья группа - это спорная  группа лиц - инвалидов с детства. Субъекты этой группы пенсионного обеспечения  никакого отношения к пенсионному  обеспечению, как лица, не занимавшиеся трудовой деятельностью, не имеют. У  них размеры пенсионных выплат определены на уровне минимальных пособий, которые  регулярно меняются в зависимости  от уровня изменений заработной платы  и пенсии. Поэтому эти лица должны быть материально поддержаны не по системе пенсионного обеспечения, которое формируется отчислениями пенсионных взносов работающих, а  по системе социального обеспечения, источником которого являются средства государственного бюджета. Только в  этом случае будет правильно разрешено  противоречие между потребностями  субъектов, не имеющих отношения  к трудовой пенсии, но получающих пенсию из пенсионных источников, и работниками, формирующими пенсионный фонд.

В условиях плановой и административной экономики организация материальной поддержки этих категорий населения  имела прямой смысл, так как сама система пенсионного обеспечения  полностью поддерживалась за счет дотаций  государственного бюджета. Дифференциация нуждающихся по видам материальной помощи исходя из их доли трудового участия считалась неэтичной. Однако развитие рыночных отношений требует более четкого порядка организации и осуществления мер по пенсионному и социальному обеспечению нуждающихся субъектов. Рынок заставляет по-новому оценить социальный статус нуждающихся и искать новые, более совершенные формы разрешения противоречий между этими категориями населения в зависимости от экономической возможности государства.

Определяющим инструментом в распределении и перераспределении  денежных средств между различными категориями населения являются разного рода фонды, которые созданы  для этих целей. Фонды образуются в процессе перераспределения национального  дохода как самостоятельная финансовая или общественная структура.

Другая экономическая  особенность пенсионного обеспечения - она оказывает существенное влияние  на процесс воспроизводства рабочей  силы. Здесь мы вправе рассматривать  его как экономическую категорию, влияющую как на процесс воспроизводства  совокупной рабочей силы, так и  на общественное воспроизводство в  целом. Вполне естественный процесс, когда  на смену уходящим на заслуженный отдых поколениям работников приходят молодые, обладающие новыми навыками и профессиональными качествами специалисты.

Если система пенсионного  обеспечения привлекательна, то она  играет роль стимулирования процесса смены поколений. Если же пенсионная система непривлекательна, то процесс  смены поколений работников проходит медленно, болезненно. Эффективная  и современная система пенсионного  обеспечения наглядно демонстрирует, насколько прямой является связь  между доходами работающих и последующими размерами пенсий. Поэтому в процессе расширенного воспроизводства пенсионное обеспечение функционирует как  реальная общественная потребность. Его  материальная и экономическая база постоянно возобновляется за счет роста  трудовых потенциалов общества, что, в свою очередь, увеличивает возможности  общества расширить условия удовлетворения материальных потребностей нетрудоспособных.

При рассмотрении теоретических  аспектов пенсионного обеспечения  важное место занимает вопрос о том, как распределяется пенсионное обеспечение. Здесь главенствуют два направления [18, с. 15].

Первое - это когда пенсионное обеспечение распределяется на трудовой основе, а размеры и условия  пенсий полностью являются производными от заработной платы будущего пенсионера.

Информация о работе Не государственные пенсионные фонды