Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:33, курсовая работа
Это понятие неопределенное во времени и пространстве, оно не связано с трудовым началом содержания и происхождения пенсии. Оно сформулировано или, что еще хуже, механически переписано из советских источников, которые отождествляют пенсию с некоей «подачкой» государства после выхода работника по возрасту или по другим причинам на пенсию.
Второе направление - когда пенсионные обеспечения строятся на потребности нетрудоспособных.
В этом проявляется двойственность
характера пенсионного
Что касается пенсии по инвалидности, то она носит, скорее всего, характер страхования возможных потерь и должна исходить из того, сколько мог бы получать работник, если бы он не потерял трудоспособности. И эту часть страховой возможности должно платить не общество, а конкретный виновный (предприятие или лицо, виновные в этом).
Пенсии для лиц, не имеющих
трудового стажа, являются той частью
общественного продукта, которая
имеет характер обеспечения минимальных
потребностей, и они должны расти
по мере роста экономических
Исходя из двойственного
характера пенсионного
Во-первых, пенсии предусматриваются
исключительно для
Во-вторых, пенсия базируется на трудовом вкладе будущего пенсионера и строго регламентируется исходя объема и качества этого вклада.
В-третьих, пенсии назначаются только в денежной форме, что подтверждает мнение о том, что пенсия - это часть отложенной заработанной платы.
В-четвертых, пенсии выплачиваются для индивидуальных целей конкретному пенсионеру.
В-пятых, пенсия выплачивается пожизненно и носит постоянный характер. Она может пересматриваться только в тех случаях, когда появляются основания или дополнительные сведения об участии или неучастии в трудовой деятельности пенсионера.
Подводя итоги данному разделу исследования, можно сделать вывод о том, что пенсионное обеспечение как экономическая категория - это совокупность экономических отношений по поводу производства и распределения в денежной форме части вновь созданного продукта, необходимого для удовлетворения потребностей нетрудоспособных категорий населения общества.
1.2 Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования
Одной из составляющих комплекса
проводимых в настоящее время
экономических реформ является пенсионная
реформа. В настоящее время пенсионная
реформа направлена на изменение
распределительной системы
Цель реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.
Одной из основных задач, которую должна решить данная реформа – обеспечить прозрачность пенсионной системы. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.
С 2002 года, когда был дан
старт пенсионной реформе, каждый может
решить, куда направить накопительную
часть – в частную или
Негосударственный пенсионный
фонд – некоммерческая финансовая
организация социального
¾ повышение качества обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров;
¾ повышение эффективности пенсионной системы.
На основании принятых законов НПФ могут заниматься исключительно пенсионной деятельностью – сбор пенсионных взносов при дальнейшем распоряжении этими средствами и выплата пенсий. Взносы, которые поступают в НПФ, в целях их преумножения, вкладываются в различные ценные бумаги. Безусловно, размер увеличенной пенсии будет зависеть от суммы перечисляемых взносов и от НПФ услугами которого, воспользуется будущий пенсионер. Деятельность НПФ жестко регулируется государством, кроме того, у фондов существуют свои контролирующие органы, которые заботятся об интересах нынешних и будущих пенсионерах. НПФ запрещено совершать рискованные финансовые операции, каждый год проводится независимая аудиторская проверка их работы.
Вопросы пенсионного обеспечения
касается каждого человека. Но, в
настоящее время, подавляющее большинство
населения до сих пор не имеют
четкого представления о
Рынок услуг по негосударственному
пенсионному обеспечению
В соответствии с Федеральным
законом № 128-ФЗ от 08.08.2001г. «О лицензировании
отдельных видов деятельности (статья
17 п.89,90,91), так же Положения о лицензировании
деятельности негосударственных пенсионных
фондов по пенсионному обеспечению
и пенсионному страхованию, утвержденного
постановлением Правительства Российской
Федерации № 432 от 14.07.2006г. осуществление
деятельности негосударственных пенсионных
фондов по пенсионному обеспечению
и пенсионному страхованию
Под деятельностью
Устанавливая принадлежность
рассматриваемой услуги к классификационной
группе определили, что услуги негосударственных
пенсионных фондов по пенсионному обеспечению,
согласно Общероссийского классификатора
видов экономической
По своему функциональному
назначению и потребительским свойствам
данные услуги не имеют заменителей
и могут быть оказаны при наличии
соответствующей
Негосударственный пенсионный фонд и негосударственная частная управляющая компания привлекают накопительные части пенсии населения, но цели у этих структур разные: ЧУК созданы для доверительного управления активами, а НПФ осуществляют выплату пенсий. На основании вышеизложенного установили, что продавцом на исследуемом рынке являются только негосударственные пенсионные фонды. Потребителем услуг негосударственных пенсионных фондов являются вкладчики в лице физических и юридических лиц.
В большинстве развитых стран доля государственной пенсии в совокупном пенсионном обеспечении граждан составляет не более 40 - 50%. Остальные 50 - 60% обеспечиваются частными пенсионными системами. Развитие в России негосударственной пенсионной инфраструктуры могло бы помочь решить задачу повышения явно недостаточного значения коэффициента замещения заработной платы пенсией, составляющего на сегодняшний день около 25%. Согласно же рекомендации Международной организации труда пособия по старости должны возмещать типичному получателю не менее 40% общей суммы утраченных общих доходов.
По данным Федеральной
службы по финансовым рынкам, в настоящее
время в России зарегистрировано
247 негосударственных пенсионных фондов
(далее – НПФ), причем лишь 218 фондов
реально осуществляют деятельность
по негосударственному пенсионному
обеспечению. Только 187 фондов имеют
численность участников, превышающую
1000 чел. 127 фондов зарегистрировали заявления
о намерении осуществлять деятельность
по обязательному пенсионному
Общая численность участников по негосударственному пенсионному обеспечению составляет в настоящее время 6,6 млн чел., застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, формирующих пенсионные накопления в НПФ, - 3,6 млн чел.
Объем собственных средств, которыми располагает система НПФ, составляет 628,5 млрд руб., причем средства имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, составляют 96,1 млрд руб., средства пенсионных резервов - 484,9 млрд руб., средства пенсионных накоплений - 42,6 млрд руб. Объемы этих средств в сравнении с показателями бюджета Пенсионного фонда РФ, только доходная часть которого в 2008г. предполагалась в размере 2,6 трлн руб., представляются явно недостаточными. Очевидно, что говорить о паритетном формировании пенсии граждан из государственных и частных источников пока еще рано [25].
Большая часть фондов (115
НПФ) осуществляет деятельность на основании
лицензий, действие которых в соответствии
с п. 4 ст. 7 Федерального закона «О негосударственных
пенсионных фондах» прекратится 1 июля
2009г. Для получения новой лицензии
НПФ должны будут соответствовать
ряду новых формальных требований,
в частности совокупный вклад
учредителей каждого фонда
Такие требования к финансовым
показателям фондов установлены
в декабре 2007г. и, в числе прочих
мер, направлены на повышение финансовой
устойчивости системы НПФ. Действительно,
государство в лице органов законодательной
и исполнительной власти не может
оставить без внимания вопрос надежности
этой части пенсионной системы страны,
поскольку невозможность
Таким образом, законодательство изначально устанавливает чрезвычайно высокий уровень средств фонда для обеспечения уставной деятельности и рассматривает наличие этих средств как дополнительную гарантию надежности исполнения НПФ принимаемых пенсионных обязательств. Согласно Федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондах» - «фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом», в том числе образованным за счет учредительских вкладов. При этом, конечно, использование фондом для исполнения пенсионных обязательств имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, может рассматриваться как крайняя мера, применимая лишь в условиях полной невозможности исполнения обязательств за счет каких-либо иных собственных ресурсов НПФ.
В зарубежной практике обычно учредитель пенсионного фонда берет на себя роль гаранта его экономической устойчивости и при необходимости вносит средства для покрытия возникшего дефицита в случае, если результаты деятельности фонда окажутся хуже первоначально предполагавшихся. Однако в нашей стране ни для какой организации, даже крупной, нельзя гарантировать, что она будет способна осуществлять финансовую поддержку учрежденного ей НПФ в течение периода, сравнимого по продолжительности с периодом действия пенсионных договоров. Таким образом, гарантийные средства должны быть внесены единовременно при учреждении пенсионного фонда.
Однако новации могут иметь и негативные последствия. Из числа НПФ, действие лицензий которых прекращается в 2009г., указанным требованиям в настоящее время не соответствует 91 фонд. Общая численность участников этих фондов составляет 755,9 тыс.чел., застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию - 79,6 тыс.чел., совокупный объем пенсионных резервов равен 7,5 млрд руб., пенсионных накоплений - 1,5 млрд руб. Хотя доля этих фондов в суммарных показателях системы НПФ не так велика, тем не менее приостановление их работы негативно отразится на пенсионных перспективах сотен тысяч граждан [25].