Не государственные пенсионные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Это понятие неопределенное во времени и пространстве, оно не связано с трудовым началом содержания и происхождения пенсии. Оно сформулировано или, что еще хуже, механически переписано из советских источников, которые отождествляют пенсию с некоей «подачкой» государства после выхода работника по возрасту или по другим причинам на пенсию.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 56.21 Кб (Скачать)

Второе направление - когда  пенсионные обеспечения строятся на потребности нетрудоспособных.

В этом проявляется двойственность характера пенсионного обеспечения, которая состоит в том, что  наряду со свойствами продукта, распределяемого  в соответствии с количеством  и качеством прошлого труда, оно  обладает и свойствами продукта, распределяемого  в соответствии с потребностями  трудоспособных. Поэтому пенсионное обеспечение, базируясь на законе о труде, несет в себе характер распределения по затратам за прошлый труд.

Что касается пенсии по инвалидности, то она носит, скорее всего, характер страхования возможных потерь и  должна исходить из того, сколько мог  бы получать работник, если бы он не потерял  трудоспособности. И эту часть  страховой возможности должно платить  не общество, а конкретный виновный (предприятие или лицо, виновные в этом).

Пенсии для лиц, не имеющих  трудового стажа, являются той частью общественного продукта, которая  имеет характер обеспечения минимальных  потребностей, и они должны расти  по мере роста экономических возможностей государства.

Исходя из двойственного  характера пенсионного обеспечения, можно сделать вывод, что есть отличия пенсий от других выплат социального  характера.

Во-первых, пенсии предусматриваются  исключительно для нетрудоспособных и устанавливаются строго при  наступлении условий, дающих право  получать пенсию.

Во-вторых, пенсия базируется на трудовом вкладе будущего пенсионера и строго регламентируется исходя объема и качества этого вклада.

В-третьих, пенсии назначаются  только в денежной форме, что подтверждает мнение о том, что пенсия - это  часть отложенной заработанной платы.

В-четвертых, пенсии выплачиваются  для индивидуальных целей конкретному  пенсионеру.

В-пятых, пенсия выплачивается  пожизненно и носит постоянный характер. Она может пересматриваться только в тех случаях, когда появляются основания или дополнительные сведения об участии или неучастии в  трудовой деятельности пенсионера.

Подводя итоги данному  разделу исследования, можно сделать  вывод о том, что пенсионное обеспечение  как экономическая категория - это  совокупность экономических отношений  по поводу производства и распределения  в денежной форме части вновь  созданного продукта, необходимого для  удовлетворения потребностей нетрудоспособных категорий населения общества. 

 

1.2 Сущность негосударственных  пенсионных фондов и механизм  их функционирования 

 

Одной из составляющих комплекса  проводимых в настоящее время  экономических реформ является пенсионная реформа. В настоящее время пенсионная реформа направлена на изменение  распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Цель реформы заключается  в коренном изменении взаимоотношений  между работником и работодателем: в повышении ответственности  работников за обеспечение своей  старости, а также в повышении  ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого  работника. Существовавшая ранее система  назначения пенсий не давала работнику  возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным  уровнем доходов и из одних  регионов в другие. Новая пенсионная модель в значительно большей  мере является страховой и учитывает  пенсионные права граждан в зависимости  от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Одной из основных задач, которую  должна решить данная реформа –  обеспечить прозрачность пенсионной системы. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать  и результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.

С 2002 года, когда был дан  старт пенсионной реформе, каждый может  решить, куда направить накопительную  часть – в частную или государственную  управляющую компанию. Для тех, кто  не знает о выборе или не решается его сделать, принимает решение  государство, т.е. автоматически отправляет деньги в государственную компанию Внешэкономбанк. Однако в Федеральном  законе «Об обязательном пенсионном страховании» указано, что страхователем  может выступать не только государственный  Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты, поэтому любой гражданин России, может перевести свою накопительную часть по собственному желанию из Внешэкономбанка в любой негосударственный пенсионный фонд и частную управляющую компанию, независимо от их местоположения. Для этого необходимо заключить договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ и подать в пенсионный фонд заявление о переходе.

Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая финансовая организация социального обеспечения, действующая по сберегательно-накопительной схеме, когда размер пенсии пропорционален накопленной сумме, либо по принципу фиксированной выплаты пенсии по достижению гражданином пенсионного возраста. Деятельность Негосударственного пенсионного фонда очень похожа на деятельность пенсионного фонда. Также как и пенсионный фонд НПФ аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Целью создания НПФ являются:

¾  повышение качества обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров;

¾  повышение эффективности пенсионной системы.

На основании принятых законов НПФ могут заниматься исключительно пенсионной деятельностью  – сбор пенсионных взносов при  дальнейшем распоряжении этими средствами и выплата пенсий. Взносы, которые  поступают в НПФ, в целях их преумножения, вкладываются в различные  ценные бумаги. Безусловно, размер увеличенной  пенсии будет зависеть от суммы перечисляемых  взносов и от НПФ услугами которого, воспользуется будущий пенсионер. Деятельность НПФ жестко регулируется государством, кроме того, у фондов существуют свои контролирующие органы, которые заботятся об интересах нынешних и будущих пенсионерах. НПФ запрещено совершать рискованные финансовые операции, каждый год проводится независимая аудиторская проверка их работы.

Вопросы пенсионного обеспечения  касается каждого человека. Но, в  настоящее время, подавляющее большинство  населения до сих пор не имеют  четкого представления о негосударственных  пенсионных фондах, не знают об их существовании  и тех услугах, которые они  предлагают. И это несмотря на то, что НПФ существуют уже более 10 лет.

Рынок услуг по негосударственному пенсионному обеспечению определяется наличием спроса и предложения при  осуществлении негосударственного пенсионного обеспечения в аспекте  взаимодействия негосударственного пенсионного  фонда с вкладчиками (юридическими и физическими лицами) по заключению пенсионных договоров и перечисления пенсионных взносов.

В соответствии с Федеральным  законом № 128-ФЗ от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности (статья 17 п.89,90,91), так же Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению  и пенсионному страхованию, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации № 432 от 14.07.2006г. осуществление  деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению  и пенсионному страхованию подлежит лицензированию, которое осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам.

Под деятельностью негосударственного пенсионного фонда понимается некоммерческая деятельность по формированию активов, путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических  и физических лиц, передаче этих средств  компании по управлению активами негосударственных  пенсионных фондов, осуществлению пожизненно или в течение длительного  периода регулярных выплат гражданам  в денежной форме, а также других действий по выполнению обязательств перед гражданами.

Устанавливая принадлежность рассматриваемой услуги к классификационной  группе определили, что услуги негосударственных  пенсионных фондов по пенсионному обеспечению, согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД, постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст) определены разделом J «Финансовая деятельность» и  классифицируется как«негосударственное пенсионное обеспечение» - код 66.02; «деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению» - код 66.02.1.

По своему функциональному  назначению и потребительским свойствам  данные услуги не имеют заменителей  и могут быть оказаны при наличии  соответствующей инфраструктуры. Продуктовыми границами финансового рынка  являются: услуги по негосударственному пенсионному обеспечению.

Негосударственный пенсионный фонд и негосударственная частная  управляющая компания привлекают накопительные  части пенсии населения, но цели у  этих структур разные: ЧУК созданы для доверительного управления активами, а НПФ осуществляют выплату пенсий. На основании вышеизложенного установили, что продавцом на исследуемом рынке являются только негосударственные пенсионные фонды. Потребителем услуг негосударственных пенсионных фондов являются вкладчики в лице физических и юридических лиц.

В большинстве развитых стран  доля государственной пенсии в совокупном пенсионном обеспечении граждан  составляет не более 40 - 50%. Остальные 50 - 60% обеспечиваются частными пенсионными  системами. Развитие в России негосударственной  пенсионной инфраструктуры могло бы помочь решить задачу повышения явно недостаточного значения коэффициента замещения заработной платы пенсией, составляющего на сегодняшний день около 25%. Согласно же рекомендации Международной  организации труда пособия по старости должны возмещать типичному  получателю не менее 40% общей суммы  утраченных общих доходов.

По данным Федеральной  службы по финансовым рынкам, в настоящее  время в России зарегистрировано 247 негосударственных пенсионных фондов (далее – НПФ), причем лишь 218 фондов реально осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному  обеспечению. Только 187 фондов имеют  численность участников, превышающую 1000 чел. 127 фондов зарегистрировали заявления  о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию  в качестве страховщика и в  соответствии с заявительным порядком вправе осуществлять эту деятельность. Однако реально функции страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, т.е. заключение соответствующих договоров, аккумулирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, ведение  пенсионных счетов накопительной части  трудовой пенсии и т.п., выполняют  лишь 106 фондов, причем только у 72 из них  численность застрахованных лиц  превышает 1000 чел [25].

Общая численность участников по негосударственному пенсионному  обеспечению составляет в настоящее  время 6,6 млн чел., застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, формирующих пенсионные накопления в НПФ, - 3,6 млн чел.

Объем собственных средств, которыми располагает система НПФ, составляет 628,5 млрд руб., причем средства имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, составляют 96,1 млрд руб., средства пенсионных резервов - 484,9 млрд руб., средства пенсионных накоплений - 42,6 млрд руб. Объемы этих средств в сравнении с показателями бюджета Пенсионного фонда РФ, только доходная часть которого в 2008г. предполагалась в размере 2,6 трлн руб., представляются явно недостаточными. Очевидно, что говорить о паритетном формировании пенсии граждан из государственных и частных источников пока еще рано [25].

Большая часть фондов (115 НПФ) осуществляет деятельность на основании  лицензий, действие которых в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона «О негосударственных  пенсионных фондах» прекратится 1 июля 2009г. Для получения новой лицензии НПФ должны будут соответствовать  ряду новых формальных требований, в частности совокупный вклад  учредителей каждого фонда должен составлять не менее 30 млн руб., а величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее 50 млн руб.

Такие требования к финансовым показателям фондов установлены  в декабре 2007г. и, в числе прочих мер, направлены на повышение финансовой устойчивости системы НПФ. Действительно, государство в лице органов законодательной  и исполнительной власти не может  оставить без внимания вопрос надежности этой части пенсионной системы страны, поскольку невозможность исполнения фондами принятых обязательств по пенсионному  обеспечению в случае возникновения  способна вызвать большую социальную напряженность.

Таким образом, законодательство изначально устанавливает чрезвычайно  высокий уровень средств фонда  для обеспечения уставной деятельности и рассматривает наличие этих средств как дополнительную гарантию надежности исполнения НПФ принимаемых  пенсионных обязательств. Согласно Федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондах» - «фонд отвечает по своим  обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом», в том числе  образованным за счет учредительских вкладов. При этом, конечно, использование  фондом для исполнения пенсионных обязательств имущества, предназначенного для обеспечения  уставной деятельности, может рассматриваться  как крайняя мера, применимая лишь в условиях полной невозможности  исполнения обязательств за счет каких-либо иных собственных ресурсов НПФ.

В зарубежной практике обычно учредитель пенсионного фонда берет  на себя роль гаранта его экономической  устойчивости и при необходимости  вносит средства для покрытия возникшего дефицита в случае, если результаты деятельности фонда окажутся хуже первоначально  предполагавшихся. Однако в нашей  стране ни для какой организации, даже крупной, нельзя гарантировать, что она будет способна осуществлять финансовую поддержку учрежденного ей НПФ в течение периода, сравнимого по продолжительности с периодом действия пенсионных договоров. Таким образом, гарантийные средства должны быть внесены единовременно при учреждении пенсионного фонда.

Однако новации могут  иметь и негативные последствия. Из числа НПФ, действие лицензий которых  прекращается в 2009г., указанным требованиям  в настоящее время не соответствует 91 фонд. Общая численность участников этих фондов составляет 755,9 тыс.чел., застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию - 79,6 тыс.чел., совокупный объем пенсионных резервов равен 7,5 млрд руб., пенсионных накоплений - 1,5 млрд руб. Хотя доля этих фондов в суммарных показателях системы НПФ не так велика, тем не менее приостановление их работы негативно отразится на пенсионных перспективах сотен тысяч граждан [25].

Информация о работе Не государственные пенсионные фонды