Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:33, курсовая работа
Это понятие неопределенное во времени и пространстве, оно не связано с трудовым началом содержания и происхождения пенсии. Оно сформулировано или, что еще хуже, механически переписано из советских источников, которые отождествляют пенсию с некоей «подачкой» государства после выхода работника по возрасту или по другим причинам на пенсию.
Приведенные показатели свидетельствуют о росте заинтересованности граждан в формировании своей пенсии. Существенную роль в этом росте сыграло широкое распространение пенсионных схем с совместным финансированием. В 2002 году (год начала пенсионной реформы) доля взносов физических лиц составляла только 5,9%, а к 2008 году она достигла 16,7%. При этом если по сравнению с 2002 годом общая сумма взносов в НПФ выросла в 4,88 раза, то сумма взносов физических лиц – в 14,3 раза.
Важнейшей задачей деятельности негосударственных пенсионных фондов является сохранение пенсионных сбережений граждан – то есть обеспечение дохода, превышающего уровень инфляции.
Несмотря на возникавшие в 2008 году неблагоприятные процессы на финансовых рынках большинство негосударственных пенсионных фондов вновь продемонстрировали свою способность обеспечивать сохранность пенсионных накоплений граждан.
Средний процент начислений на счета негосударственного пенсионного обеспечения (взвешенный по величине пенсионных резервов фонда) составил по итогам 2008 года – 12,55%. При этом процент начислений в различных фондах находился в диапазоне от 7,25% до 17,0%. Официальный уровень инфляции в 2008 году составил 10,9% Дополнительную пенсию в негосударственных пенсионных фондах получают 1026,2 тыс. человек (в среднем по России это каждый 30 пенсионер, получающий трудовую пенсию по старости).
Действенность накопительных принципов формирования пенсии, реализуемых негосударственными пенсионными фондами, может быть в наибольшей степени продемонстрирована при длительных сроках накопления, но уже сейчас в тех отраслях, которые охвачены негосударственным пенсионным обеспечением, удается обеспечить с учетом всех видов пенсий средний коэффициент замещения, превышающий 40%, в то время как только трудовая пенсия обеспечивает (в среднем по стране) коэффициент замещения менее 28%.
Негосударственные пенсионные фонды участвуют в обязательном пенсионном страховании в качестве страховщиков с 1 января 2004 года.
По состоянию на 31 марта 2008 года намерение осуществлять указанную деятельность высказали 126 фондов, из них 62 – члены НАПФ. В 2008 году договоры по ОПС заключали 101 фонд. Действующие договоры по ОПС имеют 106 фондов (79,1% имеющих право на эту деятельность), из них 55 – члены НАПФ (88,7%).
20 из 126 фондов, зарегистрировавших
свое намерение осуществлять
деятельность по ОПС в
В соответствии с новыми требованиями по лицензированию, внесенными в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» Федеральным законом от 6.12.2007 г. № 334-ФЗ, отсутствие деятельности по одному из видов пенсионного страхования в течение полутора лет является основанием для аннулирования лицензии. У отмеченных выше 15 фондов велика вероятность аннулирования лицензии по этой причине.
По состоянию на 1.01.2009г. деятельность по ОПС характеризовалась следующими данными (таблица 2.2.1):
Таблица 2.2.1 Деятельность НПФ по ОПС по состоянию на 01.01.2009г.
№№ п/п |
Наименование показателей |
По фондам в целом |
По фондам – членам НАПФ |
1 |
Пенсионные накопления на 1.01.09 г. (млн. руб.) |
26504,6 |
23400,6 |
2 |
Количество застрахованных лиц на 1.01.09 г. (тыс. чел.) |
1877,6 |
1631,7 |
3. |
Количество застрахованных лиц, выбравших НПФ в 2008 году (тыс. чел.) |
1739,0 |
1539,8 |
4 |
Сумма пенсионных накоплений, перечисленных по вновь заключенным договорам ОПС (млн. руб.) |
16550,2 |
14681,1 |
По итогам 2008 года средний
размер пенсионного счета
Уменьшение средней величины
пенсионного счета
Степень концентрации деятельности по ОПС несколько ниже концентрации по негосударственному пенсионному обеспечению: в 25 фондах (23,5% от числа фондов, имеющих договоры) сосредоточено 90% всех застрахованных лиц. 90% пенсионных накоплений сосредоточено в 26 фондах (24,5%).
Для сравнения: 90% участников по НПО сосредоточено в 34 фондах (13,9% фондов, занимающихся негосударственным пенсионным обеспечением); а 90% пенсионных резервов накоплено в 5 НПФ (2,1% фондов).
Не следует считать такие уровни концентрации особенностью пенсионной системы. Данные по другим отраслям хозяйства (например, по распределению капитала в банковской сфере, по поступлению средств в ПФР от отдельных предприятий, поступлению налогов от отдельных предприятий) говорят о том, что и в этих отраслях существует примерно такой же уровень концентрации – то есть это в определенной степени универсальная характеристика нынешнего «народного хозяйства» России.
Таким образом, несмотря на неблагоприятные процессы на фондовом рынке, происходившие в 2008 году, негосударственные пенсионные фонды подтвердили свою способность обеспечивать сохранность пенсионных накоплений граждан.
Средний процент начислений
на счета обязательного
Процент начислений на счета
ОПС в отдельных фондах находился
в диапазоне от 5,42% до 16,15%, что
во всех случаях, кроме трех фондов,
превышает уровень доходности, полученной
Государственной управляющей
2.3 Перспективы развития
деятельности
В настоящее время в
России действует одна саморегулируемая
организация НПФ –
Членами НАПФ являются 77 негосударственных пенсионных фондов (действительные члены НАПФ) и 33 организации, представляющие инфраструктуру, обеспечивающую деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию (ассоциированные члены).
При относительно небольшой численности (30,4% общего числа НПФ, имеющих лицензию) негосударственные пенсионные фонды – члены НАПФ реально представляют систему НПФ России. Участниками фондов-членов Партнерства являются 74% всех участников НПФ, в них сосредоточено 91,3% всех пенсионных резервов. Пенсионеры фондов-членов НАПФ составляют 85,1% общего числа участников, получающих в НПФ негосударственную пенсию, на их долю приходится 84,4% всех пенсионных выплат НПФ.
87% всех застрахованных
лиц, доверивших свои
За истекший между Общими собраниями период произошли изменения в составе НАПФ:
Были приняты в состав действительных членов Ассоциации 4 НПФ: «Первый Русский Пенсионный Фонд», «Газпромбанк-Фонд», «КИТ-Финанс» и НПФ «Доверие» (Оренбург).
Приняты в ассоциированные члены НАПФ – Издательский дом «Пенсионные деньги», ООО «Управляющая компания Росбанка».
За систематическую неуплату
членских взносов исключены из членов
НАПФ НПФ «Капитан», «Московский
городской пенсионный фонд» и
НПФ «Объединенный профсоюзный»
За истекший между собраниями период проведены 12 заседаний Совета НАПФ, на которых были рассмотрены различные вопросы деятельности Партнерства, в том числе
¾ определения направлений деятельности Ассоциации на ближайшие годы;
¾ подготовки нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность негосударственных пенсионных фондов,
¾ вопросы саморегулирования (построение системы стандартов, вопросы присвоения рейтингов членам НАПФ, контроль деятельности членов Ассоциации),
¾ формирования и реализации концепции информационной политики НАПФ;
¾ состав и планы работы комитетов НАПФ,
¾ организационные вопросы, в том числе прием новых членов и исключение из Ассоциации, проведение награждения;
¾ финансовые вопросы функционирования Ассоциации.
Были внесены изменения
в структуру комитетов
В 2008 году при активном участии Ассоциации был принят ряд законодательных и других нормативных актов, оказавших существенное влияние на деятельность негосударственных пенсионных фондов, в том числе:
¾ внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, установившие социальный налоговый вычет для физических лиц, уплачивающих пенсионные взносы в НПФ;
¾ внесены изменения в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», обеспечивающие существенное повышение надежности, открытости и прозрачности деятельности НПФ
¾ приняты Федеральные законы от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ и № 55-ФЗ, установившие порядок внесения застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержки формирования пенсионных накоплений;
¾ внесены изменения в Правила размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, утвержденные постановление Правительства Российской Федерации от 1.02.2007 г. № 63,
¾ утверждено приказом ФСФР России «Положение о страховом резерве негосударственного пенсионного фонда»
¾ и другие.
Принятые Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов решения и планы направлены на внедрение в практику негосударственных фондов следующих задач и принципов саморегулирования:
¾ разработка и внедрение обязательных для выполнения всеми членами НАПФ правил (стандартов) деятельности и профессиональной этики;
¾ контроль деятельности своих членов в части, касающейся соблюдения требований законодательства и требований, установленных саморегулируемой организацией фондов;
¾ рассмотрение жалоб на действия членов НАПФ, допущенных ими в процессе своей деятельности;
¾ осуществление сбора, обработки и хранения информации о деятельности членов НАПФ, раскрываемой ими для саморегулируемой организации, в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены уставом и иными документами саморегулируемой организации;
¾ обеспечение формирования гарантийного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами НАПФ при осуществлении ими своей деятельности;
¾ создание системы оценки качества работы членов НАПФ (построение рейтингов надежности НПФ), позволяющей осуществлять контроль за соблюдением фондами – членами НАПФ установленных в организации требований и стандартов;
¾ ведение активной инициативной нормотворческой работы и методологическое обеспечение деятельности НПФ;
¾ представление интересов НПФ и активное и постоянное взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти, общественными объединениями и организациями, с партнерскими организациями, саморегулируемыми организациями на рынке ценных бумаг по вопросам, относящимся к деятельности фондов.
В соответствии с принятыми ФСФР России нормативными документами представители НАПФ как саморегулируемой организации НПФ стал принимать участие в проверках фондов – членов НАПФ, проводимых центральным и региональными отделениями ФСФР России.
Выводы и предложения
Понятие «пенсионная система государства» - это экономический механизм страхования гарантированного и стабильного уровня жизни людей пожилого возраста и лиц, потерявших трудоспособность]. Основной смысл функционирования этой системы осуществляется через государственные механизмы регулирования.
Процесс организации и управления пенсионным обеспечением является важнейшей частью социальной задачи государства. Эта задача, состоящая из сбора пенсионных взносов, аккумуляции денежных средств в руках государства или компаний и своевременного распределения этих средств пенсионерам, является основной функцией государства по перераспределению национального дохода государства, следовательно, это считается объектом экономических отношений.
Одной из составляющих комплекса
проводимых в настоящее время
экономических реформ является пенсионная
реформа. В настоящее время пенсионная
реформа направлена на изменение
распределительной системы