Не государственные пенсионные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Это понятие неопределенное во времени и пространстве, оно не связано с трудовым началом содержания и происхождения пенсии. Оно сформулировано или, что еще хуже, механически переписано из советских источников, которые отождествляют пенсию с некоей «подачкой» государства после выхода работника по возрасту или по другим причинам на пенсию.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 56.21 Кб (Скачать)

Кроме того, важно понимать, что значительная часть этих фондов - местного значения и прекращение  их деятельности надолго сделает  затруднительным осуществление  негосударственного пенсионного обеспечения  в регионах, где крупные НПФ  начнут работать еще не скоро. Остается надеяться, что за оставшееся до срока  прекращения действия лицензий время  такие фонды в основном еще  смогут увеличить ресурсную базу до необходимых объемов, хотя здесь  следует отметить, что в совокупности им необходимо привлечь свыше 1,5 млрд руб. учредительских вкладов и нарастить размеры имущества для осуществления уставной деятельности более чем на 3,1 млрд руб., а также то, что 54 НПФ необходимо будет увеличить совокупный вклад учредителей более чем в два раза, 57 фондам - увеличить размер имущества для осуществления уставной деятельности более чем в два раза. Очевидная невозможность такого резкого наращивания средств для осуществления уставной деятельности фондов приведет к применению соответствующих правовых санкций, нарушению прав и интересов сотен тысяч застрахованных лиц, возможно - к утрате системой НПФ общественного доверия.

Чрезмерность установленных  требований к финансовым показателям  пенсионных фондов наиболее очевидна при сравнении названных требований с аналогичными, предъявляемыми к  организациям, наиболее тесно взаимодействующим  с НПФ в процессе работы последних  со средствами пенсионных резервов и  пенсионных накоплений, т.е. управляющих  компаний и конкретно тех из них, которые в силу специфики осуществляемой деятельности так и называются –  «управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов». Для указанных организаций даже не законом, а подзаконным актом - письмом Федеральной службы по финансовым рынкам - на сегодняшний день установлен норматив достаточности собственных средств (аналог имущества для осуществления уставной деятельности НПФ) в размере 30 млн руб., а с 1 января 2009г. - в размере 40 млн руб.  пенсионный фонд негосударственный обеспечение

Несоответствие требований к НПФ и их управляющим компаниям  очевидно. Необходимо помнить, что фонды  не наделены правом самостоятельного инвестирования средств пенсионных накоплений и существенно ограничены в праве самостоятельного размещения средств пенсионных резервов. Таким  образом, процесс инвестирования пенсионных ресурсов как таковой фактически выведен из-под контроля НПФ, которые, таким образом, ограничены в возможности  противодействия инвестиционным рискам - наиболее существенному виду рисков, присущих пенсионной сфере. В отношении  НПФ можно говорить лишь о риске  злоупотреблений при перемещении средств, составляющих пенсионные ресурсы. Для предотвращения указанных злоупотреблений вполне достаточной представляется существующая схема управления пенсионными ресурсами под контролем специализированного депозитария и регулирующих органов. Риски же инвестиционного характера присутствуют в деятельности управляющих компаний и должны страховаться комплексом мер в отношении этих организаций, тем более что каждая из управляющих компаний может работать со средствами неограниченного числа НПФ.

Проблематичность увеличения вкладов учредителей в НПФ  связана еще и с тем обстоятельством, что в соответствии с законом  эти вклады передаются в НПФ без  права отзыва и без возможности  их компенсирования учредителям  в какой-либо иной форме (в отличие  от управляющих компаний, которые  являются коммерческими организациями  и в качестве таковых учреждаются  именно с целью извлечения прибыли).

Неразрешимость этой проблемы при создании новых и усилении ресурсной базы действующих фондов настолько очевидна и значима, что  в связи с ее существованием в  среде специалистов пенсионной сферы  возникло мнение о допустимости коммерциализации деятельности НПФ, необходимости изменения  организационно-правовой формы организаций  пенсионного обеспечения и страхования  и т.д. Эта позиция, безусловно, отражает интересы юридических лиц - учредителей  фондов, и реализация этих идей могла  бы способствовать дальнейшему развитию негосударственной пенсионной системы, но в совершенно ином качестве. С  учетом изначально социальной направленности создания и деятельности НПФ вопрос об их коммерциализации является чрезвычайно  спорным. Гораздо более целесообразным представлялось бы применение более  гибкого подхода при предъявлении формальных требований к финансовым показателям фондов, введение различных  уровней этих требований к НПФ  различного назначения, усиление устойчивости негосударственной пенсионной системы в большей мере за счет повышения надежности управляющих компаний и т.д.

Таблица 1.2.1 Размеры собственного имущества негосударственных пенсионных фондов в период 2004 - 2008 гг.

Год

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Число НПФ, представивших отчетность

257

270

261

256

240

Суммарные размеры имущества  для осуществления уставной деятельности НПФ (млрд руб.)

31,5

42,5

59,6

91,4

96,5

Суммарные размеры пенсионных резервов НПФ (млрд руб.)

89,6

169,8

277,4

405,2

472,9

Суммарные размеры средств  пенсионных накоплений НПФ (млрд руб.)

-

-

2,0

10,0

26,8

Суммарные размеры собственного имущества НПФ (млрд руб.)

125,6

215,8

344,3

514,8

603,1


Некоторой чрезмерностью  формальных требований к финансовым показателям фондов отчасти объясняется недостаточность темпов развития системы НПФ в предшествующем периоде. В таблице 1.2.1 приведены значения некоторых характеристик системы за 2004 - 2008гг. по данным Инспекции негосударственных пенсионных фондов и Федеральной службы по финансовым рынкам. Из этих данных видно, что размеры привлеченных в систему пенсионных ресурсов растут опережающими темпами по отношению к размерам имущества для осуществления уставной деятельности НПФ. Число же самих фондов за этот период не только не увеличилось, а даже уменьшилось. Очевидно, что законодательные новации декабря 2007г. еще более затормозят развитие системы.

И, наконец, нельзя не отметить, что наращивать ресурсную базу системе  НПФ приходится в условиях мирового финансового кризиса. В связи  с экспортной ориентацией российской экономики и недостаточной развитостью ее финансовых рынков состояние экономик ведущих государств мира не могло не оказать сильного влияния на Россию. 

 

1.3 Правовые основы функционирования  пенсионной системы России

С 1 января 2002г. в Российской Федерации проводится пенсионная реформа, суть которой заключается в переходе на страховые принципы пенсионного  обеспечения. Право на трудовую пенсию и размер пенсии зависят от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за конкретного  работника, который является застрахованным лицом.

Принципы пенсионного  страхования закреплены в ряде принятых в декабре 2001г. и вступивших в  законную силу Федеральных законах.

Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в системе пенсионного обеспечения  Российской Федерации были закреплены страховые принципы, которые гарантируют  застрахованному лицу при наступлении  страхового случая выплату пенсионного  обеспечения в размере, зависящем  от размера уплаченных за него страхователем  страховых взносов [3].

Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения  права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Финансирование пенсий по государственному пенсионному  обеспечению осуществляется за счет средств федерального бюджета [4].

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установил, что размер трудовой пенсии состоит из трех частей [5]: базовой, страховой, накопительной.

При этом базовая часть  финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем  за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых  взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную  часть трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования.

Инвестирование средств  пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные  пенсионные фонды регулируется Федеральными законами от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу некоторых законодательных  актов Российской Федерации в  связи с принятием Федеральных  законов «О внесении изменений и  дополнений в Федеральный закон  «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» изменен порядок предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении. Выплату ежемесячных денежных выплат осуществляют территориальные органы Пенсионного фонда РФ.

В целях поддержки лиц, работающих и проживающих в районах  Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, принято Постановление  Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 «Об  утверждении Правил компенсации  расходов на оплату стоимости проезда  пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», оно принято в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

В следующей главе работы проанализируем действующую практику функционирования негосударственных  пенсионных фондов.

 
2. Анализ действующей практики  функционирования негосударственных  пенсионных фондов 

 

2.1 Анализ развития негосударственного  пенсионного обеспечения в России

Проходящая в РФ пенсионная реформа послужила стимулом для  развития негосударственных пенсионных фондов, чья деятельность сопряжена  с рисками, сходными с рисками  компаний страхования жизни. В рамках обязательного пенсионного страхования  НПФ реализуют программы управления накопительной частью трудовой пенсии. Дополнительное пенсионное обеспечение  предполагает пенсионные программы  с установленными взносами и выплатами, срочные и пожизненные, с полной или частичной капитализацией.

Негосударственные пенсионные фонды стали в неотъемлемой составляющей пенсионной системы России, сегодня  без их участия невозможно представить  внедрение накопительных принципов  в формирование пенсий, дальнейшее развитие как добровольного, так  и обязательного пенсионного  страхования.

Система негосударственных  пенсионных фондов, действующая в  Российской Федерации в настоящее  время, представлена 253 фондами, имеющими лицензию на право деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Сформирована и успешно  действует система государственного контроля за деятельностью фондов, включающая в себя их лицензирование, обязательные ежегодные аудиторскую проверку и актуарное оценивание фондов, а также отчетность пенсионных фондов перед Уполномоченным федеральным органом (ФСФР России).

Эффективно функционирует  инфраструктура негосударственного пенсионного  обеспечения, включающая в себя организации, которые специализируются на работе с пенсионными фондами, в том  числе управляющие компании, специализированные депозитарии, аудиторские организации, актуарные и консалтинговые компании, а также фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения. В пенсионной индустрии появляются организации, осуществляющие по договорам с НПФ  ведение пенсионных счетов

Наряду с Национальной ассоциацией негосударственных  пенсионных фондов действует сеть региональных общественных объединений фондов.

На постоянной основе в  фондах работает свыше пяти тысяч  специалистов.

Негосударственные пенсионные фонды расположены в 47 субъектах  Российской Федерации, в том числе  в Москве - 127 фондов, в Санкт-Петербурге - 22, в Свердловской области – 8, Самарской  области и Республике Татарстан, Нижегородской, Пермской, Ростовской, Самарской областях и Ханты-Мансийском автономном округе – по 6.

С учетом филиальной сети негосударственные  пенсионные фонды действуют в 61 регионе  России,

В то же время в 23 регионах России до настоящего времени отсутствуют  филиалы и представительства  НПФ, хотя участники фондов проживают  более чем в 80 субъектах Российской Федерации. 

 

2.2 Анализ роли негосударственных  пенсионных фондов в реализации  задач государственного пенсионного  страхования

Негосударственные пенсионные фонды заняли пока сравнительно скромное, но важное место, как в пенсионной системе РФ, так и на ее финансовом рынке. Основные показатели деятельности НПФ по негосударственному пенсионному  обеспечению по итогам 2008 года представлены в Приложении 1.

Участниками НПФ являются свыше 6,75 млн. человек, что составляет 9,6% занятого в экономике России населения. Распределение участников в зависимости  от размера организаций крайне неравномерно. Точные данные отсутствуют, но можно  с уверенностью говорить, что в  организациях, относящихся к субъектам  малого предпринимательства (а в  них по данным Госкомстата работает 47,7% занятых), негосударственное пенсионное обеспечение отсутствует. С учетом этого обстоятельства уровень охвата негосударственным пенсионным обеспечением работников организаций, которые не относятся к субъектам малого предпринимательства, в среднем  по России составляет 18%.

Еще выше охват работников таких организаций и предприятий  на отдельных территориях и в  отраслях хозяйства. В Республике Татарстан, например, в негосударственном пенсионном обеспечении участвует 50,7%. В таких  отраслях как нефтяная и газовая  промышленность, транспорт и электроэнергетика  негосударственным пенсионным обеспечением охвачено более 60% работающих.

В 2008 году в негосударственные  пенсионные фонды поступили пенсионные взносы на общую сумму 56397,2 млн. рублей. Из них 46676,5 млн. рублей – от юридических  лиц (82,8%) и 9720,7 млн. рублей – от физических лиц (17,2%). Фонды – члены НАПФ аккумулировали 48544,4 млн. рублей (86,1% от общего числа  фондов). При этом в фонды-члены  НАПФ поступило 40630,2 млн. рублей взносов  от юридических лиц и 7914,2 млн. рублей взносов от физических лиц (85,7% и 16,3% соответственно).

Информация о работе Не государственные пенсионные фонды