Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:33, курсовая работа
Это понятие неопределенное во времени и пространстве, оно не связано с трудовым началом содержания и происхождения пенсии. Оно сформулировано или, что еще хуже, механически переписано из советских источников, которые отождествляют пенсию с некоей «подачкой» государства после выхода работника по возрасту или по другим причинам на пенсию.
Кроме того, важно понимать, что значительная часть этих фондов - местного значения и прекращение их деятельности надолго сделает затруднительным осуществление негосударственного пенсионного обеспечения в регионах, где крупные НПФ начнут работать еще не скоро. Остается надеяться, что за оставшееся до срока прекращения действия лицензий время такие фонды в основном еще смогут увеличить ресурсную базу до необходимых объемов, хотя здесь следует отметить, что в совокупности им необходимо привлечь свыше 1,5 млрд руб. учредительских вкладов и нарастить размеры имущества для осуществления уставной деятельности более чем на 3,1 млрд руб., а также то, что 54 НПФ необходимо будет увеличить совокупный вклад учредителей более чем в два раза, 57 фондам - увеличить размер имущества для осуществления уставной деятельности более чем в два раза. Очевидная невозможность такого резкого наращивания средств для осуществления уставной деятельности фондов приведет к применению соответствующих правовых санкций, нарушению прав и интересов сотен тысяч застрахованных лиц, возможно - к утрате системой НПФ общественного доверия.
Чрезмерность установленных
требований к финансовым показателям
пенсионных фондов наиболее очевидна
при сравнении названных
Несоответствие требований
к НПФ и их управляющим компаниям
очевидно. Необходимо помнить, что фонды
не наделены правом самостоятельного
инвестирования средств пенсионных
накоплений и существенно ограничены
в праве самостоятельного размещения
средств пенсионных резервов. Таким
образом, процесс инвестирования пенсионных
ресурсов как таковой фактически
выведен из-под контроля НПФ, которые,
таким образом, ограничены в возможности
противодействия инвестиционным рискам
- наиболее существенному виду рисков,
присущих пенсионной сфере. В отношении
НПФ можно говорить лишь о риске
злоупотреблений при
Проблематичность увеличения
вкладов учредителей в НПФ
связана еще и с тем
Неразрешимость этой проблемы
при создании новых и усилении
ресурсной базы действующих фондов
настолько очевидна и значима, что
в связи с ее существованием в
среде специалистов пенсионной сферы
возникло мнение о допустимости коммерциализации
деятельности НПФ, необходимости изменения
организационно-правовой формы организаций
пенсионного обеспечения и
Таблица 1.2.1 Размеры собственного
имущества негосударственных
Год |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
Число НПФ, представивших отчетность |
257 |
270 |
261 |
256 |
240 |
Суммарные размеры имущества для осуществления уставной деятельности НПФ (млрд руб.) |
31,5 |
42,5 |
59,6 |
91,4 |
96,5 |
Суммарные размеры пенсионных резервов НПФ (млрд руб.) |
89,6 |
169,8 |
277,4 |
405,2 |
472,9 |
Суммарные размеры средств пенсионных накоплений НПФ (млрд руб.) |
- |
- |
2,0 |
10,0 |
26,8 |
Суммарные размеры собственного имущества НПФ (млрд руб.) |
125,6 |
215,8 |
344,3 |
514,8 |
603,1 |
Некоторой чрезмерностью формальных требований к финансовым показателям фондов отчасти объясняется недостаточность темпов развития системы НПФ в предшествующем периоде. В таблице 1.2.1 приведены значения некоторых характеристик системы за 2004 - 2008гг. по данным Инспекции негосударственных пенсионных фондов и Федеральной службы по финансовым рынкам. Из этих данных видно, что размеры привлеченных в систему пенсионных ресурсов растут опережающими темпами по отношению к размерам имущества для осуществления уставной деятельности НПФ. Число же самих фондов за этот период не только не увеличилось, а даже уменьшилось. Очевидно, что законодательные новации декабря 2007г. еще более затормозят развитие системы.
И, наконец, нельзя не отметить, что наращивать ресурсную базу системе НПФ приходится в условиях мирового финансового кризиса. В связи с экспортной ориентацией российской экономики и недостаточной развитостью ее финансовых рынков состояние экономик ведущих государств мира не могло не оказать сильного влияния на Россию.
1.3 Правовые основы
С 1 января 2002г. в Российской Федерации проводится пенсионная реформа, суть которой заключается в переходе на страховые принципы пенсионного обеспечения. Право на трудовую пенсию и размер пенсии зависят от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за конкретного работника, который является застрахованным лицом.
Принципы пенсионного страхования закреплены в ряде принятых в декабре 2001г. и вступивших в законную силу Федеральных законах.
Федеральным законом от 15.12.2001
N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации»
в системе пенсионного
Федеральным законом от 15.12.2001
N 166-ФЗ «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации»
установлены основания
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установил, что размер трудовой пенсии состоит из трех частей [5]: базовой, страховой, накопительной.
При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования.
Инвестирование средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды регулируется Федеральными законами от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Федеральным законом от 22.08.2004
N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в
связи с принятием Федеральных
законов «О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон
«Об общих принципах
В целях поддержки лиц,
работающих и проживающих в районах
Крайнего Севера и местностях, приравненных
к ним, принято Постановление
Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 «Об
утверждении Правил компенсации
расходов на оплату стоимости проезда
пенсионерам, являющимся получателями
трудовых пенсий по старости и по инвалидности
и проживающим в районах
В следующей главе работы проанализируем действующую практику функционирования негосударственных пенсионных фондов.
2. Анализ действующей практики
функционирования
2.1 Анализ развития
Проходящая в РФ пенсионная
реформа послужила стимулом для
развития негосударственных пенсионных
фондов, чья деятельность сопряжена
с рисками, сходными с рисками
компаний страхования жизни. В рамках
обязательного пенсионного
Негосударственные пенсионные
фонды стали в неотъемлемой составляющей
пенсионной системы России, сегодня
без их участия невозможно представить
внедрение накопительных
Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в Российской Федерации в настоящее время, представлена 253 фондами, имеющими лицензию на право деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Сформирована и успешно
действует система
Эффективно функционирует инфраструктура негосударственного пенсионного обеспечения, включающая в себя организации, которые специализируются на работе с пенсионными фондами, в том числе управляющие компании, специализированные депозитарии, аудиторские организации, актуарные и консалтинговые компании, а также фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения. В пенсионной индустрии появляются организации, осуществляющие по договорам с НПФ ведение пенсионных счетов
Наряду с Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов действует сеть региональных общественных объединений фондов.
На постоянной основе в фондах работает свыше пяти тысяч специалистов.
Негосударственные пенсионные фонды расположены в 47 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве - 127 фондов, в Санкт-Петербурге - 22, в Свердловской области – 8, Самарской области и Республике Татарстан, Нижегородской, Пермской, Ростовской, Самарской областях и Ханты-Мансийском автономном округе – по 6.
С учетом филиальной сети негосударственные пенсионные фонды действуют в 61 регионе России,
В то же время в 23 регионах России до настоящего времени отсутствуют филиалы и представительства НПФ, хотя участники фондов проживают более чем в 80 субъектах Российской Федерации.
2.2 Анализ роли негосударственных
пенсионных фондов в
Негосударственные пенсионные фонды заняли пока сравнительно скромное, но важное место, как в пенсионной системе РФ, так и на ее финансовом рынке. Основные показатели деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению по итогам 2008 года представлены в Приложении 1.
Участниками НПФ являются свыше 6,75 млн. человек, что составляет 9,6% занятого в экономике России населения. Распределение участников в зависимости от размера организаций крайне неравномерно. Точные данные отсутствуют, но можно с уверенностью говорить, что в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства (а в них по данным Госкомстата работает 47,7% занятых), негосударственное пенсионное обеспечение отсутствует. С учетом этого обстоятельства уровень охвата негосударственным пенсионным обеспечением работников организаций, которые не относятся к субъектам малого предпринимательства, в среднем по России составляет 18%.
Еще выше охват работников
таких организаций и
В 2008 году в негосударственные пенсионные фонды поступили пенсионные взносы на общую сумму 56397,2 млн. рублей. Из них 46676,5 млн. рублей – от юридических лиц (82,8%) и 9720,7 млн. рублей – от физических лиц (17,2%). Фонды – члены НАПФ аккумулировали 48544,4 млн. рублей (86,1% от общего числа фондов). При этом в фонды-члены НАПФ поступило 40630,2 млн. рублей взносов от юридических лиц и 7914,2 млн. рублей взносов от физических лиц (85,7% и 16,3% соответственно).