Депозитные операции коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:47, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является определение роли депозитов в ресурсной базе коммерческих банков, а также основных тенденций их развития и совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- изучить экономическую сущность депозитных операций и их роль в формировании ресурсов коммерческих банков;
- провести классификацию депозитов;
- рассмотреть правила и порядок оформления вкладных (депозитных) операций;
- на основе фактических данных проанализировать состав и структуру ресурсной базы филиала № 503 ОАО «АСБ Беларусбанк»;
- рассмотреть современное состояние и возможности привлечения депозитов в банковскую систему Республики Беларусь;
- выявить пути совершенствования депозитных операций в ОАО «АСБ Беларусбанк».

Оглавление

Введение
1. Депозитные операции как источник ресурсов коммерческих банков
1.1 Ресурсы коммерческих банков, их состав и структура
1.2 Классификация депозитов
1.3 Экономическая сущность депозитных операций, место и роль депозитов при формировании ресурсов банка
2. Анализ депозитных операций филиала № 503 ОАО «АСБ Беларусбанк»
2.1 Организационно-экономическая характеристика филиала банка
2.2 Порядок оформления депозитных операций подразделениями банка
2.3 Анализ привлеченных ресурсов филиала № 503 ОАО «АСБ Беларусбанк
3. Направления совершенствования механизма депозитных операций коммерческих банков
3.1 Направления деятельности ОАО «АСБ Беларусбанк» в области привлечения ресурсов
3.2 Пути развития депозитных операций филиала № 503
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Структура пассивных операций
Приложение 2. Структура филиала № 503 ОАО «АСБ Беларусбанк"

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 125.96 Кб (Скачать)

 

Основные задачи ОАО «АСБ Беларусбанк»:

 

-укрепление финансовой  устойчивости банка, наращивание  собственного капитала и уставного  фонда; 

 

- наращивание ресурсного  потенциала банка, оптимизация  активов и пассивов по срокам, целям и стоимости;

 

- улучшение качества кредитного  портфеля;

 

- развитие розничного  бизнеса;

 

- развитие корпоративного  бизнеса;

 

- развитие международного  сотрудничества;

 

- развитие системы управления  банковскими рисками, 

 

- унификация и оптимизация  бухгалтерского учета;

 

- совершенствование и  развитие информационных технологий;

 

- совершенствование кадровой  политики банка;

 

- совершенствование организационной  структуры и региональной сети;

 

- развитие материально-технической  базы.

 

Для успешного поступательного  движения вперед, формирования прочных  основ, обеспечивающих устойчивой рост и развитие банка как крупнейшего  универсального учреждения страны, работники  банка должны активно работать над  повышением качества традиционных услуг, освоением и внедрением новых  перспективных технологий и финансовых инструментов в целях полного  удовлетворения потребностей своих  клиентов. Клиенты — это основа любого бизнеса. И если клиенты не будут удовлетворены, то банк их потеряет, как только на рынке появятся конкуренты. В период бурного развития технологий и нарастающей конкуренции клиенты  становятся основным активом финансовой организации, поэтому стратегия  борьбы за них должна быть подчинена  одной цели — максимальному удовлетворению потребностей клиентов [6].

 

Политика ОАО «АСБ Беларусбанк» в области привлечения ресурсов будет направлена на наращивание ресурсной базы на основе улучшения качества банковских услуг, при этом особое внимание будет уделено оптимизации структуры пассивов, сохранению лидирующего положения банка на рынке привлечения средств физических лиц, что создаст условия для обеспечения наращивания активных операций и в первую очередь инвестиционного характера.

 

Параметры роста и укрепления ресурсного потенциала банка определены «Основными направлениями денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на 2009г» и отражены в утвержденном Прогнозном балансе ОАО АСБ «Беларусбанк» на 2009 год.

 

В целях привлечения средств  физических и юридических лиц  банком запланировано осуществить  выпуск и реализацию облигаций для  населения на сумму не менее 50 млрд. руб., 5 млн. долларов США, 4 млн. евро; ипотечных  облигаций для юридических лиц  на сумму не менее 20 млрд. руб.

 

Депозитная политика, проводимая банком, и в дальнейшем будет формироваться  исходя из политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь, в отношении  ставки рефинансирования, как одного из инструментов сдерживания инфляции и стабильности курса белорусского рубля, а также в соответствии с проводимой политикой дедолларизации экономики и создания условий более высокой привлекательности хранения средств населением в белорусских рублях относительно валютных сбережений.

 

Ориентация депозитной политики банка на обеспечение более высокой  привлекательности сбережений в  белорусских рублях относительно валютных сбережений позволит расширить использование  национальной валюты в экономике  страны путем трансформации сбережений в инвестиции. Банк ставит перед  собой задачу способствовать выполнению намеченных целей путем предоставления более привлекательных условий  населению по депозитам в белорусских  рублях. При этом будет учитываться  необходимость соблюдения баланса  интересов банка и вкладчиков, а также необходимость повышения  рентабельности деятельности банка. Основным принципом политики банка по привлечению  средств физических лиц останется  защита сбережений от инфляционных процессов, в рамках которой будет обеспечиваться положительный уровень реальных доходов по вкладам [40].

 

Политика банка в сфере  обслуживания юридических лиц будет  строиться на принципах установления партнерских отношений в расчете  на долгосрочное сотрудничество и предполагает обеспечение комплексного и качественного  обслуживания корпоративных клиентов, с созданием максимально благоприятных  условий для клиентов, защиты их интересов [8].

 

Совершенствование процесса банковского обслуживания подразумевает  и расширение круга клиентуры, что  включает в себя:

 

- привлечение на обслуживание  перспективных хозяйствующих субъектов  с кредитоемкой и ресурсоемкой базой, а также индивидуальных предпринимателей;

 

- внедрение новых и  совершенствование уже используемых  в учреждениях банка услуг,  обеспечивающих наращивание ресурсной  базы;

 

- перевод на полное  расчетно-кассовое обслуживание  потенциальных клиентов, частично  потребляющих услуги банка;

 

- привлечение клиентов  на обслуживание по инкассации  торговой выручки, предоставление  услуг по перевозке ценностей,  доставке заработной платы субъектам  хозяйствования;

 

- выплата заработной платы  путем использования пластиковых  карточек.

 

Банку также предстоит:

 

- проводить работу по  определению круга потенциальных  клиентов на основе анализа  их деловой активности и перспектив  развития, привлечению на обслуживание  в банк

 

- обеспечить проведение  комплекса организационно-рекламных  мер, направленных на привлечение  целевых депозитов, внедрение  новых финансовых продуктов типа  «депозит – кредит – финансовые  услуги» и других продуктов  и услуг.

 

В соответствии со стратегией развития взаимоотношений с корпоративными клиентами планируется продолжить работу по организации системы обслуживания корпоративных клиентов в системе  ОАО «АСБ Беларусбанк», в том числе:

 

- создать систему обслуживания  корпоративных клиентов в структуре  ОАО «АСБ Беларусбанк», с четким определением и разграничением обязанностей должностных лиц;

 

- создать отделы, состоящие  из персональных банковских менеджеров, обслуживающих только корпоративных  клиентов;

 

- определить строгую специализацию  персональных банковских менеджеров  в системе ОАО «АСБ Беларусбанк» (например Областные управления – работают с корпоративными клиентами 1-2 класса, филиалы работают с корпоративными клиентами 3 класса, отделения только с предпринимателями и частными лицами);

 

- с целью организации  корпоративной культуры обслуживания  создать для корпоративных клиентов  операционные залы, общение в  которых с клиентом происходит  «в располагающей обстановке»  в специальных клиентских комнатах (за столом, а не через стеклянное  окошко), проводить презентации в  операционных залах филиалов.

 

Для увеличения темпов прироста вкладов населения банку рекомендуется  рассмотреть целесообразность разработки планов вовлечения средств населения в инвестиционный процесс, предусматривающий конкретные программы их привлечения с использованием разнообразных видов вкладов: конверсионных, целевых (на отдых, обучение), пенсионных, премиальных, инвестиционных, накопительных с автоматическим перечислением части заработной платы, накопительных для несовершеннолетних и иных [6].

 

В рамках осуществления депозитной политики банк должен проводить различные  рекламные мероприятия, а также  разработать целый спектр дополнительных услуг, оказываемых вкладчикам по различным  видам вкладов (осуществление платежей за коммунальные и другие услуги путем  списания средств с вкладов, зачисление заработной платы во вклад).

 

Проведение научно обоснованной депозитной политики предполагает не только совершенствование действующей  системы вкладов как форм аккумуляции  денежных средств, но и создание специальной  системы экономических стимулов. С одной стороны, эти стимулы  должны побуждать предприятия, организации  и население хранить свои текущие  денежные доходы и накопления на тех  или иных депозитных счетах, а с  другой, - заинтересовывать банки в  развитии различных видов вкладов, внедрении новых, более прогрессивных  форм депозитных счетов. Для вкладчиков одним из важнейших стимулов является уровень процента по депозитам.

 

Одним из главных механизмов регулирования ситуации по привлечению  денежных сбережений в банковскую систему  является процентная политика [44, с.844].

 

При разработке комплексного подхода к проблемам процентной политики в области депозитных операций следует учитывать, во-первых, объективность  условий установления процентов  по всем видам вкладов, экономическую  обоснованность соответствующих процентных ставок, а во-вторых, необходимость  обеспечения их увязки с процентными  ставками по активным банковским операциям. Построение эффективной процентной политики любого банка должно исходить из необходимости достижения оптимального привлечения свободных денежных средств на счета в банки, получение  всеми подразделениями банка  прибыли, а также обеспечение  гарантий социально-экономической  защищенности вкладчиков.

 

Между сроком привлечения  ресурсов и уровнем процентных ставок, а также между размером привлечения  ресурсов банков существует прямая зависимость. Дифференциация процентных ставок может  осуществляться и по группам вкладчиков с целью повышения социальной защищенности малоимущих слоев населения [44, с.844].

 

Процесс оптимизации механизма привлечения средств физических лиц коммерческими банками можно представить следующим образом. Цель - это наиболее полная мобилизация сбережений населения за счет формирования оптимальной стратегии привлечения ресурсов и создания новых, привлекательных для населения финансовых инструментов.

 

Рекомендуется предоставить населению возможность размещать  денежные средства в значительно  большее число вкладов. Чтобы  повысить заинтересованность людей  и удовлетворить их спрос того количества видов вкладов, которые  предлагает филиал банка, явно недостаточно. Другие банки из дальнего и ближнего зарубежья в своем арсенале имеют  по несколько десятков видов вкладов.

 

Однако, несмотря на разнообразие вкладов, в стране отсутствуют принципиально  новые формы привлечения средств  населения. Хотя и говориться о постоянном росте доверия населения к  банковской системе Республики Беларусь, значительная его часть все еще  боится вкладывать свои сбережения в  экономику страны (особенно в белорусских  рублях). В связи с этим банку  рекомендуется разработать и  внедрить такой вид вклада в национальной валюте, при котором основная его  сумма будет привязана к какой-либо стабильной иностранной валюте (доллар США, Евро, российский рубль). Это позволит увеличить объем привлеченных средств  населения в белорусских рублях, повысив уверенность вкладчиков в защите их сбережений от негативных последствий инфляции, причем это  даст им возможность получить дополнительный доход.

 

Среди основных проблем, препятствующих развитию сберегательного дела, следует  отметить требование государства по информированию фискальных и иных органов  об оборотах по счетам граждан, что  вызывает крайне негативную реакцию  у вполне законопослушных белорусов. Решением этой проблемы может стать  увеличение порога декларирования либо более четкое формулирование требований законодательства.

 

На эффективность политики банка по привлечению ресурсов влияют не только процентная политика, но и  экономическое состояние клиентов, степень их доверия к банковской системе, недостаточно отработанные методы регулирования деятельности коммерческого  банка [6].

 

Для экономики в целом  главным результатом развития розничного банковского рынка будет создание условий, обеспечивающих превращение  сбережений населения в основной источник инвестиционных ресурсов для  экономического развития страны и реализации социальных программ. Важными факторами развития сектора розничных банковских услуг также станут: общее повышение доверия населения к банковской системе, перемещение части ресурсов теневого сектора в официальный, снижение уровня долларизации экономики и прирост на этой основе добавленной стоимости в банковском секторе.

 

Правление ОАО «АСБ Беларусбанк» постоянно уделяет внимание рентабельной работе отделений на рынке банковских услуг, расширению спектра операций, предоставляемых клиентам и повышению их качества, что позволяет не только решить проблему роста непроцентных доходов банка, но и обеспечить безэмиссионный оборот наличных денежных средств в стране путем активизации предоставления услуг населению.

 

Также в ОАО «АСБ Беларусбанк» осуществляется ряд мероприятий по обеспечению качественного обслуживания клиентов в целях недопущения оттока клиентуры.

 

Увеличена информационная составляющая для реализации продуктов и услуг  потенциальным клиентам, в том  числе с помощью самых современных  способов подачи информации. Для этого  операционный зал филиала оборудован автоматизированной системой управления живыми очередями производства Q-MATIC, что позволяет обслуживать клиентов на современном мировом уровне, создает  деловую атмосферу и делает процедуру  посещения банка более комфортной.

 

Волна нововведений в виде новых типов вкладов, методов  обслуживания, схем ценообразования  захлестнула сегодня сферу банковской деятельности. Банки, которые не успевают за изменениями цен депозитов  и программ маркетинга своих клиентов, теряют и клиентов и прибыль.

 

Чтобы победить в конкурентной борьбе ОАО «АСБ Беларусбанк» предлагается поставить три цели:

Информация о работе Депозитные операции коммерческого банка