Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:47, курсовая работа
В рамках данной курсовой работы ставится цель: на основе современной научной литературы проанализировать экономическое содержание денежно-кредитной системы и инструменты ее регулирования.
Введение
1. Историческое развитие кредитно-денежной системы в России
1.1 Понятие денежно-кредитной системы
1.2 Показатели денежной системы России в развитии.
1.3 Инструменты денежно-кредитной системы
2. Особенности денежно-кредитной системы в РФ
2.1 Анализ денежно-кредитной системы РФ
2.2 Методы регулирования денежно-кредитной системы РФ
Заключение
Список литературы
Составляющая наличных денег в общем весе денежной массы имеет тенденцию ежегодного уменьшения. Чем это может быть вызвано? Попробуем проанализировать.
Следующая таблица (4) по данным Росстата имеет показатели за 2005-2008 года. Но из предыдущей таблицы заполним уже известные показатели за 2009 год. А скорость обращения денежной массы можно определить, зная сумму ВВП за 2009 год. По формуле:
n=ВВП/М [8, с.217]
где
n - скорость обращения денежной массы
ВВП - валовой внутренний продукт
М- денежная масса.
Объем ВВП России за 2009 год, по предварительной оценке Росстата, составил в текущих ценах 39 016,1 млрд руб. [21].
n=39016,1/13493,2=2,9.
Из таблицы 4 видно, что денежная масса М2 в 2009 году по сравнению с 2005 годом возросла в 4 раза.
По формуле:
t=Д/n,
где
Д - число дней в периоде
t - продолжительность одного оборота.
Рассчитаем продолжительность одного оборота.
Таблица 2 - Основные показатели денежного обращения в 2005-2009 гг. (по данным Банка России) [19]
Наименование показателя | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009* |
Денежная масса М2 (национальное определение) млрд.руб. | 4363,3 | 6044,7 | 8995,8 | 13272,1 | 13493,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
наличные деньги М0 | 1534,8 | 2009,2 | 2785,2 | 3702,2 | 3794,8 |
безналичные средства | 2828,5 | 4035,4 | 6210,6 | 9569,9 | 9698,3 |
Удельный вес наличных денег М0 в общем объеме денежной массы М2, процентов | 35,2 | 33,2 | 31 | 27,9 | 28,1 |
Скорость обращения денежной массы, число оборотов за год | 4,7 | 4,4 | 3,8 | 3,1 | 2,9 |
Денежная база (в широком определении) млрд.руб. | 2380,3 | 2914,1 | 4122,4 | 5513,3 | 5332,3 |
Продолжительностью одного оборота денежной массы (t), дней | 77,7 | 83,0 | 96,1 | 118,1 | 126,2 |
В 2006 году наблюдается незначительное увеличение продолжительности одного оборота денежной массы ~ 5 дней в сравнении с 2005 годом. При этом, сам объем денежной массы возрос в 1,4 раза. В последующие годы (с 2007 по 2009) наблюдается значительное увеличение продолжительности одного оборота денежной массы на 13, 22 и 8 дней (в 2007, 2008 и 2009 годах соответственно). И увеличение денежной массы в 1,5 раза в 2007 и 2008 году в сравнении с предыдущими годами. В 2009 году количество денежной массы возросло на 0,02%.
Увеличение продолжительности одного оборота и снижение скорости обращения денежной массы свидетельствует о снижении оборачиваемости денежных агрегатов, т.е. снижения их ликвидности.
В случае увеличения скорости обращения денег (т.е. дней, необходимых для одного оборота) требуется меньшая денежная масса для обслуживания одного и того же объема продукции.
Степень влияния наличных денег М0 на совокупную скорость обращения денежной массы, характеризующуюся удельным весом наличных денег в показателе денежной массы, с 2005 по 2009 год сокращается.
Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:
1. Операции на открытом рынке, т.е. сделки с государственными облигациями (покупка их у банков и населения приводит к росту денег в обращении; продажа банкам и населению снижает объем денежной массы); Надежный вид финансовых активов. Ценные бумаги продаются и покупаются на особом рынке, где цены, как и на товарном рынке, образуются в соответствии со спросом и предложением.
Операции с ценными бумагами заключаются в продаже или покупке ЦБ у коммерческих банков ценных государственных бумаг – акций, облигаций, казначейских векселей. В данной операции участвуют:
государство (через ЦБ);
коммерческие банки;
население.
2. Изменение резервных норм коммерческих банков (увеличение резервных норм ведет к уменьшению количества денег в обращении; уменьшение обязательных резервов увеличивает количество денег);
3. Изменение учетной ставки (учетная, или дисконтная, политика), т.е. процентной ставки, по которой центральные банки взыскивают платежи по кредитам коммерческих банкам (повышение ставки ограничивает предложение денег; уменьшение - сокращает).
Инициатором покупки и продажи ценных бумаг всегда выступает государство, а коммерческие банки и население выступают участниками торгов в целях получения экономической выгоды. Операции на открытом рынке способствуют уменьшению или увеличению денежно массы, находящейся в обращении, что влечет стимулирование или сдерживание роста экономики. Для сокращения денег ЦБ навязывает коммерческим банкам покупку ценных государственных бумаг. Когда в экономике наблюдается спад и количество денег в обращении необходимо увеличить, ЦБ скупает ценные государственные бумаги. Таким образом, денежная политика, проводимая ЦБ, позволяет регулировать денежное обращение в стране.
Кроме того применяется прямое регулирование государством величины процентной ставки и установление для коммерческих банков лимитов кредитования.
Денежно-кредитная политика является основным инструментом регулирования государства, по мнению экономистов монетаристской школы. Данное направление сформировалось в качестве своеобразного протеста против кейнсианства, ибо в качестве основного инструмента воздействия на экономику монетаристы считают деньги, которые практически не присутствуют в многочисленных моделях.
Теория денежно-кредитного регулирования.
Теория денежно-кредитного регулирования существует в двух видах: монетаристская и кейнсианская концепции обеспечения равновесия в экономике.
Кейнсианская теория отрицает саморегулирование рыночной капиталистической экономики. Кейнс считал, что путем вмешательства государства в регулирование количества денег в обращении и процентных ставок можно преодолеть циклический характер развития диспропорции в экономике капитализма. Установление низкой нормы процента сможет обеспечить подъем производства, снизить до минимума или устранить безработицу, создаст стимул к инвестициям.
Монетаристы, напротив, считают, что государственное регулирование экономики бесполезно. По их мнению, основным фактором в экономике является количество денег в обращении. Таким образом, изменяя денежную массу (увеличивая или уменьшая) можно изменить процентную ставку, таким образом воздействовать на объем производства. В основе денежно-кредитного регулирования лежит агрегат денежной массы М1 (наличные деньги + бессрочные вклады). Устанавливается, на сколько процентов этот агрегат должен увеличиваться в предстоящем периоде, осуществляется расчет норматива по агрегату М1 с целью определения размера ВВП, возрастающего в том же проценте.
Основными направлениями государственного регулирования являются:
1) Политика ЦБ в отношении финансовых институтов особенно банков;
2) Налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;
3) Участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;
4) Законодательное мероприятие исполнительной и законодательной власти регулирующей деятельность различных институтов кредитной системы.
В последние годы денежно-кредитная политика Банка России в целом характеризовалась недостатком системности и четкости методологических подходов. Это выразилось в следующих тенденциях:
- расплывчатом определении основных задач политики процентной ставки;
- неразработанности методики оценки спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежного предложения;
- неэффективном управлении золотовалютными резервами.
В мировой практике к целям ДКП традиционно относится обеспечение основных показателей макроэкономической устойчивости - экономического роста, занятости, ценовой стабильности, высокой конъюнктуры финансового рынка. В этой связи надо отличать цели ДКП от целевых показателей ее реализации. Последние включают: денежные агрегаты; размеры колебаний процентной ставки; темпы инфляции; уровень поддержки валютного курса.
Банк России намерен в ближайшие годы завершить переход к режиму таргетирования инфляции. Под инфляционным таргетированием обычно понимается разновидность ДКП, при которой центральный банк публично объявляет количественный показатель допустимой инфляции и берет на себя обязательство обеспечить рост цен в пределах установленного диапазона. Основным механизмом достижения указанной цели является воздействие на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Но при этом в качестве инструмента ДКП применяется краткосрочная процентная ставка.
Вместе с тем, планируемый переход Банка России к таргетированию инфляции может значительно усилить риски макроэкономической нестабильности. При таком варианте ДКП для ослабления воздействия на нее внешних шоков используется режим свободно плавающего валютного курса. Но отказ от поддержки валютного курса в определенном диапазоне приведет к значительным колебаниям рубля по отношению к другим валютам и будет провоцировать резкие притоки и оттоки спекулятивного иностранного капитала. В этих условиях на курс рубля будет оказываться дополнительное воздействие.
На ближайшие годы Банком России продекларирована задача превращения процентной ставки в главный инструмент ДКП. Предполагается обеспечить постепенное сужение диапазона процентных ставок по собственным операциям ЦБ РФ и снижение волатильности ставок денежного рынка. Однако Банк России не сформулировал задачи структуризации процентной политики на основе регулирования кратко-, средне- и долгосрочных процентных ставок.
Немаловажное значение приобретает эффективное управление международными резервами, которое должно обеспечивать как их сохранность, так и высокую доходность. При этом в первую очередь необходимо минимизировать инвестиционные риски.
В сентябре-октябре 2008 г. в условиях неустойчивости рынка межбанковского кредитования Банк России предпринял ряд мер по созданию новых инструментов увеличения ликвидности в экономике. Но было бы большой ошибкой допустить инвестиционные и управляющие компании к системе рефинансирования центрального банка. Это привело бы к неконтролируемости процесса формирования ликвидности и создало бы риск перекредитования финансового сектора.
Подводя итог вышесказанному можно отметить, что принятие эффективных мер по недопущению в будущем глобальных финансовых кризисов потребует активного международного сотрудничества, такого же масштабного, как проведение Бреттон-Вудской и Ямайской международных конференций. Это позволит решить ряд проблем, которым до последнего времени не уделялось должного внимания. Например, следует обеспечить контроль за формированием международной ликвидности в результате мультиплицирования резервных валют. Это, скорее всего, обусловит необходимость ликвидировать банковские оффшорные зоны (с такими предложениями уже выступил ряд развитых стран, в частности Германия и Франция). Их деятельность не только ослабляет контроль за международной ликвидностью, но и является, по сути, недобросовестной конкуренцией в сфере налогообложения. Нужно также унифицировать требования к качеству банковского залога и предотвращать использование ценных бумаг, эмитированных при секьюритизации выданных кредитов, для обеспечения новых ссудных обязательств.
Регулирование денежного обращения в РФ возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом «О центральном банке Российской федерации» от 12 апреля 1995г. основные инструменты денежно-кредитной политики банка:
- процентные ставки по операциям Банка России;
- нормативы обязательных резервов;
- операции на открытом рынке;
-рефинансирование банков;
- депозитные операции;
- валютное регулирование;
- установление ориентиров роста денежной массы;
- прямые количественные ограничения.
Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.
Применяются также выборочные (селективные методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитование различных отраслей). К выборочным методам относятся:
- ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (кредитные потолки)
- регламентация условий выдачи конкретных видов кредита, в частности, установление размеров маржи, т. е разницы между суммой обеспечения и размером выданной суммы.
Банк России выдает кредиты коммерческим банкам. В Законе говорится, что Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
Информация о работе Денежно-кредитная система и ее структура в РФ