Кредитная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Россия вступила в новый век и новое тысячелетие с твердым намерением окончательно построить государство с рыночной экономикой. Понятно, что развитие рынка связано с дальнейшим развитием производства, социальной инфраструктуры, ростом ВВП в целом, в том числе за счет малого и среднего бизнеса. Дальнейшее развитие товарооборота и товарно-денежных отношений - также непременно условие развитие рынка, а все это может быть успешно осуществлено только при условии хорошо развитой финансовой системы государства. Ее основа - общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Эта система может нормально функционировать и развиваться только при условии хорошего правового обеспечения всей финансовой деятельности государства прежде всего нормами финансового права.

Оглавление

Введение
Глава 1.Понятие и историческое развитие кредитной системы Российской Федерации.
1.1.Понятие кредитной системы
1.2.Историческое развитие кредитной системы России
Глава 2. Современная кредитная система РФ
2.1.Центральный банк РФ (Банк России)
2.2.Банковская система
2.2.1.Коммерческие банки
2.2.2.Сберегательный банк России
2.2.3.Ипотечные банки
2.3.Парабанковская система РФ
2.3.1.Кредитные союзы
2.3.2.Инвестиционные фонды
2.3.3.Негосударственные пенсионные фонды
Глава 3. Перспективы развития кредитной системы России Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая финансы и кредит.docx

— 81.93 Кб (Скачать)

      Содержание

    Введение

Глава 1.Понятие и историческое развитие кредитной системы Российской Федерации.                                                                                                                             1.1.Понятие кредитной системы                                                                               1.2.Историческое развитие кредитной системы России                      Глава 2. Современная кредитная система РФ                                                                   2.1.Центральный банк РФ (Банк России)                                                                               2.2.Банковская система                                                                                                2.2.1.Коммерческие банки                                                                         2.2.2.Сберегательный банк России                                                                 2.2.3.Ипотечные банки                                                                                2.3.Парабанковская система РФ                                                                                    2.3.1.Кредитные союзы                                                                         2.3.2.Инвестиционные фонды                                                            2.3.3.Негосударственные пенсионные фонды                                                     Глава 3. Перспективы развития кредитной системы России                           Заключение                                                                                                                                       Список литературы 

 

Введение

      Россия  вступила в новый век и новое  тысячелетие с твердым намерением окончательно построить государство  с рыночной экономикой. Понятно, что  развитие рынка связано с дальнейшим развитием производства, социальной инфраструктуры, ростом ВВП в целом, в том числе за счет малого и  среднего бизнеса. Дальнейшее развитие товарооборота и товарно-денежных отношений - также непременно условие развитие рынка, а все это может быть успешно осуществлено только при условии хорошо развитой финансовой системы государства. Ее основа - общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Эта система может нормально функционировать и развиваться только при условии хорошего правового обеспечения всей финансовой деятельности государства прежде всего нормами финансового права.

      Финансовое  право- это совокупность норм, регулирующих финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, которые и дают возможность осуществлять реальное государственное управление. С помощью норм финансового права государство направляет потоки денежных средств в нужном для него направлении, где они аккумулируется и расходуется и, таким образом, стимулируется развитие той или иной деятельности государства как экономической, так и социально-культурной области. Для развития рыночной экономики очень важно, во-первых, чтобы государство поддерживало области деятельности, непосредственно влияющие на рынок, т.е. направляло деньги на развитие и поддержание промышленности, сельского хозяйства и, конечно, малого и среднего бизнеса. С другой стороны, очень важно, чтобы налоги, собираемые государством для пополнения доходной части всей бюджетной системы, не ложились бы тяжелым бременем на юридических и физических лиц ,которые при непосильной налоговой нагрузке сворачивают производство, а стимулировало бы их платить налоги полностью и в то же время давало бы уверенность, что уплата налогов их не разорит.

      Ежегодно  принимаемый закон о федеральном  бюджете дает общую картину об основном централизованном фонде денежных средств государства, об источниках их формирования и направлениях его  расходов, что при хорошем анализе  позволяет представить полную картину  развития государства на год. 

    Глава 1. Понятие и историческое развитие кредитной  системы Российской Федерации.

      1.1. Понятие кредитной системы.

        Современная кредитная  система России функционирует в  соответствии с двумя специализированными  федеральными законами: Законом «  О банках и банковской деятельности в РСФСР» 1990 г. № 396-1 в редакции Закона 1996 г. № 17-ФЗ с последующими дополнениями и изменениями  и Законом 1990 г. « О Центральном банке РСФСР  « в редакции Закона 1995 г. № 65-ФЗ с  учетом дополнений и изменений, а  также Гражданским кодексом РФ и  другими нормативными актами. Согласно этим нормативным актам кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии)ЦБ имеет право осуществлять банковские операции. По состоянию на 1 апреля 2000 г. в РФ действовали 1333 кредитные организации, из них банков -1299, небанковские кредитные организации -34. Обособленным звеном кредитной системы можно   считать Федеральную службу почтовой связи  и государственную корпорацию «Агентство по реструктуризации кредитных организации» (АРКО), банковские операции которых регулируются специальными федеральными законами.

        Банк—это кредитная организация, которая  имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

        Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Центральным Банком.

        Российская банковская система — двухуровневая. На первом уровне находится ЦБ России, который работает в основном с кредитными организациями, на втором — российские коммерческие банки, а также филиалы и представительства иностранных банков. 1       Небанковские кредитные организации (НКО) можно разделить на две группы: 1.Расчетные, которые вправе осуществлять следующие банковские операции: открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам. В зависимости от функционального назначения НКО могут осуществлять обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг, осуществлять расчеты по пластиковым картам, инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц, операций по купле- продаже иностранной валюты в безналичной форме. НКО не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях их размещения от своего имени и за свой счет. Расчетные НКО вправе предоставить кредиты клиентам— участникам расчетов на завершение расчетов по совершенным сделкам.                 2. Организации инкассации на основании лицензии, выданной Банком России, вправе осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. Примером небанковской кредитной организации является Московская расчетная палата. В настоящее время на основании лицензии ЦБ Палата проводит открытие счетов, прием и выдачу наличных средств, установку электронной системы управления счетом «банк-клиент», встречные платежи для всех клиентов, зачисленных денежных средств клиента « день в день» независимо от сумм поступления, инкассацию денежных средств и ценных бумаг, осуществление платежей физических лиц без открытия счета.

         Современная банковская система РФ пережила уже два крупных кризиса. Первый, в августе 1995 г., выразился в крахе межбанковского кредитного рынка и неспособности большого количества банков рассчитаться по своим обязательствам.

        Второй, начавшийся в августе 1998 г., характеризуется потерей ликвидности наиболее крупными банками, приостановкой безналичных расчетов, потерей доверия к банковской системе со стороны населения. Как заявил руководитель ЦБ РФ, потери российской банковской системы в результате финансового кризиса 1998 г. составили 100 млрд. руб. По его словам, реальные активы банков сократились на 25 %, а нехватка высоколиквидных активов составляет 22 млрд.руб., почти 40 % от необходимого объема. Кризис был настолько глубоким, что, по мнению специалистов, к 2000 г. объемы банковской деятельности не достигли предкризисного уровня. У большинства региональных банков не восстановилась ресурсная база, и прежде всего остатки на расчетных и текущих счетах. Анализ банковской системы в регионах показал, что количество работающих банков в 28 регионах не превышает 5, а средний уставный капитал не превышает 10 млн. руб. А в Ивановской и Курганской областях работают лишь структуры Сберегательного банка. В целях восстановления нормального функционирования банковской  системы и ее реструктуризации в 1999 г. было создано Агентства по реструктуризации кредитных организаций Деятельность Агентства регулируется Законом «О реструктуризации кредитных организаций» от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ. Под реструктуризацией кредитных организаций в данном Законе понимается комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановления платежеспособности либо на осуществлении процедур ликвидации.            Задачами Агентства являются:            1) участие в проведении процедур банкротства в целях законного удовлетворения кредиторов и вкладчиков;                2) проведение государственной политики по предупреждению банкротства кредитных организаций;             3) создание и обеспечение функционирования рыночного механизма отстранения от управления кредитными организациями участников, в результате деятельности которых эти организации стали неплатежеспособными;        4) формирование рынка долгов кредитных организаций и их должников.

        1.2.Историческое развитие кредитной системы России.

         За 10 лет коренного реформирования общественно-экономического строя в нашей стране была создана трехуровневая кредитная система рыночного типа. В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения( банки, страховые компании, инвестиционные фонды) ,которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли. Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств в 1993-1994 гг. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертируются в иностранную валюту, что обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтому многие стороны деятельности банковской системы Российской Федерации нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Данная работа посвящена выяснению и рассмотрению проблем развития кредитной системы.

        Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны. История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До 1917 г. нашла кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени. В Российской империи существовала трехъярусная кредитная система, состоявшая из следующих звеньев.

          Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г. 1)Государственный банк;            2)Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и сберегательными банками;             3)Специализированные кредитные институты ( страховые компании, кредитные товарищества и др.).

        В отличие от западных стран в России были развиты в основном два яруса: Государственный банк и частный сектор. Третий ярус был развит сравнительно слабо, что объяснялось низким уровнем развития рынков капиталов и ценных бумаг. В то время в России практически не было учреждений, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, а их рынок был представлен всего тремя фондовыми биржами. Поэтому функции на рынке капиталов выполняли в основном коммерческие банки. В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка был создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния Народного банка с Наркомфином (министерство финансов). Единственным источником доходов в стране стала эмиссия так называемых денежных знаков, что способствовало натурализации хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений. В начале 20-х годов новая экономическая политика обусловила восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки. К 1925 г. была восстановлена кредитная система, структура которой выглядела следующим образом.               Структура кредитной системы СССР в 1925 г. 1)Государственный банк;            2)Банковский сектор: акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк, Юго-Восточный банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк); кооперативные банки ( Цекобанк и местные коммунальные банки); Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанки; 3)Специализированные и кредитно-финансовые учреждения: общества сельскохозяйственного кредита; общества взаимного кредита; сберегательные кассы; кредитная кооперация.

Информация о работе Кредитная система РФ