Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики;
определить методы регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;

Оглавление

Введение
1. Денежно-кредитная политика
1.1. Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политик
1.2. Типы денежно-кредитной политики
1.3. Методы регулирования денежно-кредитной политики
1.4. Нормативная база денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь
2. Анализ выполнения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
за 2005г.
2.1. Исполнение денежно-кредитных показателей
2.2. Уровень процентных ставок
2.3. Устойчивость банковской системы
3. Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика рб.docx

— 82.15 Кб (Скачать)

Шесть банков являются резидентами  свободных экономических зон  Республики Беларусь.

На 01.01.2006 филиальная сеть банков насчитывала 440 филиалов. За 2005 год филиальная сеть сократилась на 23 филиала (24 филиала  закрыто и 1 филиал открыт), что связано  с оптимизацией банками своей  филиальной сети и ликвидацией убыточных  филиалов.

По мере расширения банковских операций осуществлялось повышение  капитализации банковской системы. Объем собственного капитала банковской системы по состоянию на 1 января 2006 г. составил 4 024,6 млрд. рублей, увеличившись на 1 129 рублей или на 39 процентов, с  начала 2005 г. (в реальном выражении  – на 28,7 процента). Основными источниками  роста собственного капитала банков явились увеличение зарегистрированного  уставного фонда банков, фонды  и прибыль банков. [13, с. 15].

Уставные фонды банков за 2005 год возросли на 36,1 процента (в  реальном выражении – на 26 процентов). В приросте совокупного уставного  фонда банков за 2005 год доля средств  органов государственного управления составила 88,1 процента, доля прибыли  банков – 1,7 процента, доля прочих источников (инвестиций резидентов и нерезидентов, нереализованные курсовые разницы, переоценка основных средств, эмиссионные  разницы) – 10,2 процента. [13, с. 15].

Удельный вес проблемной (пролонгированной, просроченной и  сомнительной) задолженности в кредитной  задолженности клиентов и банков за 2005 год сократился на 0,9 процентного  пункта и на 1 января 2006 г. составил 1,9 процента. Снижение доли проблемной задолженности  происходило за счет возврата проблемных кредитов кредитополучателями, гарантами (поручителями), по решению судов, путем  реализации залогового имущества, а  также списания с баланса банков безнадежных долгов за счет созданных  резервов.

Ресурсы банков (пассивы) в  белорусских рублях и иностранной  валюте за 2005 год увеличились на 40,8 процента, или на 5 949,1 млрд. рублей (за 2004 год – на 45,1 процента или  на 4 532,1 млрд. рублей), и на 1 января 2006 г. составили 20 519,8 млрд. рублей. В реальном выражении они увеличились на 30,4 процента (за 2004 год – на 26,8 процентного пункта). [13, с. 16].

Сложившиеся темпы прироста ресурсной базы соответствуют темпам развития экономики в целом. Так, ресурсная база, выраженная в процентах  к ВВП, в декабре 2005 г. составил 25,7 процента, что на 1,6 процента больше, чем в декабре 2004 г. При этом следует  отметить, что в целом в 2005 году сохранялась тенденция роста  данного соотношения, что характеризует  положительную динамику развития банковской системы. [13, с. 16].

Ресурсная база за 2005 год  сформирована банками за счет резидентов Республики Беларусь на 69,1 процента, средств  нерезидентов Республики Беларусь –  на 8,7 процента, других источников формирования ресурсов банков – на 22,2 процента.

В 2005 году рост ресурсной  базы был осуществлен за счет всех ее составляющих. При этом 86,8 процента ее прироста было обусловлено ростом суммы средств населения (на 1 632,2 млрд. рублей, или на 34,6 процента), других источников формирования ресурсной  базы (на 1 171,6 млрд. рублей, или на 34,6 процента) и средств Центрального Правительства (на 958,3 млрд. рублей, или  на 123,5 процента). [13, с. 17].

Таким образом, рост ресурсной  базы банков зависел от эффективности  функционирования всех секторов экономики  и, прежде всего, от роста реальных доходов  предприятий и населения.

Кроме того, для обеспечения  устойчивости банковской системы необходима надежная и устойчивая платежная  система.

В Республике Беларусь стабильное и устойчивое функционирование платежной  системы связывается с недопущением системного риска, определяется условиями  на денежном рынке и зависит от способности банков отвечать по своим  текущим обязательствам.

Системный риск - ситуация в  системе межбанковских расчетов, когда неспособность одного участника  выполнить денежные обязательства  приводит к невозможности выполнения обязательств другими участниками. [8].

На рисунке 2.1 отражена положительная  обратная связь между различными факторами в процессе возникновения  системного риска. [15, с.14].



 




 


 



 

Рис.2.1. Положительная обратная связь между различными областями  системного риска

 

Так, результатом увеличивающего спроса на депозитные деньги в банковской системе является необходимость  повышения банками своей ликвидности  путем продажи удерживаемых ими  активов на рынке капиталов, что  в итоге приводит к снижению их стоимости и в значительной степени  может повлиять на стоимость залога, принимаемого в качестве обеспечения  под выдаваемые кредиты. К таким  же последствиям нередко приводит избыточное кредитование экономических субъектов  в случае их неспособности отвечать по своим обязательствам, что создает  потенциальные проблемы для банков и снижает их способность по кредитованию платежеспособных субъектов хозяйствования. Каждый из указанных факторов способен привести к системному риску. Если они  проявляются одновременно, то возможен полноценный финансовый кризис.

Формирование безопасной платежной системы позволяет  в случае возникновения системного риска осуществлять финансирование платежеспособных субъектов хозяйствования, связанное с выполнением текущих  обязательств, что предотвращает  передачу системного риска через  платежную систему. Таким образом, платежная система является основным каналом передачи системного риска, и с целью его недопущения  должна обеспечивать надежную взаимосвязь  между банками, а также иметь  соответствующие процедуры выявления  и предотвращения различных факторов риска. [15, с.16].

В 2005г. реализация денежно-кредитной  политики в значительной степени  зависела от эффективного, надежного, устойчивого и безопасного функционирования платежной системы.

Программно-технический  комплекс автоматизированной системы  межбанковских расчетов (далее - АС МБ) соответствует требованиям руководящих  документов и стандартов Республики Беларусь по обеспечению технической  возможности проведения межбанковских  расчетов. Случаев несанкционированного доступа в платежную систему  не допущено. [15, с.17].

В 2005г. Национальным банком уделялось внимание проведению мероприятий  по предотвращению, своевременному выявлению, локализации и скорейшему устранению сбоев и отказов в обслуживании межбанковских расчетов, что позволило  обеспечить среднегодовой параметр доступности клиентов к АС БМР за 2005г. – 99,84% дневного фонда рабочего времени (при нормативе не ниже 99,5%). [13, с.18].

В 2005г. в системе АС МБРР проведено 43,8 млн. платежей на сумму 325,5 трл.руб, что на 10,5% и 34,9% соответственно превышает аналогичные показатели за 2004г. В 2005г. среднедневной оборот составил 1,28 трлн.руб. и 171,6 тыс. платежей, увеличившись по сравнению с 2004г. на 37% и 12,2% соответственно. [13, с.18].

Развитие платежной системы  в 2005г. осуществлялось в направлении  проведения ряда организационных и  технических мероприятий: совершенствование  нормативной правовой базы, осуществление  надзора за платежными системами, продолжение  работ по интегрированию платежной  системы Республики Беларусь с платежной  системой Российской Федерации, внедрение  в безналичный оборот банковских пластиковых карточек.

В целом по Республике Беларусь по состоянию на 01.01.2006г. в обращении  находились более 3,2 млн. банковских пластиковых  карточек внутренних и международных  расчетов. В среднем каждый третий гражданин республики имеет карт-счет в банке и возможность распоряжаться им с использованием карточки. Операции с использованием банковских пластиковых карточек можно осуществлять примерно в 4,6 тыс. предприятиях торговли (сервиса), 1253 банкоматах. По сравнению с 2004г. количество карточек увеличилось в 1,5 раза, число предприятий торговли, имеющих оборудование для операций с пластиковыми карточками – в 1,6 раза, число банкоматов – в 1,4 раза. Общее количество банкоматов соответствует имеющемуся уровню эмиссии пластиковых карточек. [13, с.18].

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Достижение стратегических целей и задач денежно-кредитной  политики должно осуществляться поэтапно, путем постепенного расширения сферы  действия рыночных подходов к государственному регулированию денежно-кредитной  сферы.

В 2006г. сохранится стратегическая направленность денежно-кредитной  политики, которая, являясь составной  частью экономической политики государства, будет содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических  показателей посредством реализации монетарных целей и задач инструментами  денежно-кредитного и валютного  регулирования.

В 2006г. конечной целью денежно-кредитной  политики будет являться обеспечение  с помощью монетарных инструментов (наряду с мерами общей экономической  политики Правительства Республики Беларусь) снижения инфляции.

Основными направлениями  развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006г. предусмотрены  следующие перспективы (табл. 3.1) [1]:

Таблица 3.1

Показатели деятельности Национального банка и банков на 2006г.

Показатели

Прогноз на

01.01.2007г.

1

2

 

Индекс потребительских  цен, % декабря к декабрю

Инфляция, %

Изменение официального обменного  курса по отношению к российскому  рублю, %

Официальный обменный курс белорусского рубля к доллару  США, рублей за 1 доллар США

Прирост широкой денежной массы, %

Прирост активной рублевой денежной массы (денежного агрегата М1), %

Прирост рублевой денежной базы, %

Прирост международных резервных  активов Республики Беларусь, млн.долларов США

Ставка рефинансирования, %

Процентные ставки по вновь  выдаваемым кредитам, %

Процентные ставки по вновь  привлекаемым срочным депозитам, %

Прирост собственного капитала банков, %

Прирост ресурсной базы банков, %

Прирост объемов депозитов  юридических лиц, %

Прирост объемов депозитов  физических лиц, %

 

107-109

7-9

плюс 2 – минус 2

 

2100-2200

23-31

24-29

26-30

 

475-525

8-10

11-13

8-10

13-17

22-28

19-31

29-34

Прирост объем долгосрочной задолженности, %

Прирост объем краткосрочной  задолженности, %

Доля проблемных активов  банков в активах, подверженных кредитному риску, %

Доля проблемной задолженности  в задолженности клиентов и банков по кредитным операциям

Прирост требований банков к экономике, %

Выдача банками долгосрочных (инвестиционных) кредитов экономике, трлн.руб.

Рентабельность капитала банков, %

Рентабельность активов  банков, %.

Среднегодовой параметр доступности  клиентов к автоматизированной системе  межбанковских расчетов, % от ее дневного фонда рабочего времени

22-30

20-28

не более 4,5

 

не более 2,5

21-29

3,6-3,8

11

1,8

 

не ниже 99


 

В период до 2010 г. предполагается решение следующих задач [4]:

недопущение годовой инфляции выше 5 %;

создание третьего уровня кредитно-финансовых учреждений —  специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными  полномочиями и без права ведения  расчетных счетов юридических и  физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т.д.);

формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем полное покрытие рублевой денежной базы.

достижение свободной  конвертируемости белорусского рубля  на национальном и внешних валютных рынках.

Основной вектор преобразований в денежно-кредитной политике Республики Беларусь — переход к зрелым рыночным институтам и механизмам.

Одновременно будет совершенствоваться методологическая база регулирования  и надзора за банками, координация  деятельности Национального банка  с другими органами денежно-кредитного регулирования.

В целом денежно-кредитная  политика будет проводиться и  четком соответствии с макроэкономическими  параметрами социального и экономического развития страны и будет направлена на стабилизацию экономики Республики Беларусь и повышение благосостояние населения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсовой работе были рассмотрены  основные цели государства в области  экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень  занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое  равновесие. Эти цели реализуются  в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной  частью этой политики является денежно-кредитная  политика. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство  определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный  за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк.

Рассмотрена денежно-кредитная  политика Республики Беларусь, как  одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания  инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса. В работе представлена деятельность Национального банка в области  национальной денежно-кредитной политики, которая сводится к двум основным направлениям. Первое - разработка денежно-кредитной  политики в виде формулирования целей  политики и набора инструментов, обеспечивающих достижение указанных целей. Второе - реализация политики в условиях поступательного  экономического развития Республики Беларусь к устойчивому развитию. При рассмотрении денежно-кредитной политики Республики Беларусь установлено, что все утвержденные ориентиры на прошедший год выполнены, по всем параметрам наблюдается улучшение  показателей. Это характеризует  денежно-кредитную политику с положительной  стороны. Направления дальнейшего  развития денежно-кредитной сферы  имеют целью улучшение общих  экономических показателей страны, снижение уровня инфляции, обеспечение  надежности и устойчивости банковской системы, стабилизацию национальной валюты и конечном итоге способствуют росту  благосостояния населения.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь