Денежно-кредитная политика государства, ее цели, направления, механизм реализации на примере Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования - инструменты денежно-кредитной политики, передаточный механизм денежно-кредитной политики и особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Цель работы: изучить механизм действия денежно-кредитной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь
Задачи работы - изучить основные цели и инструменты денежно-кредитной политики, оценить основные преимущества и недостатки денежно-кредитной политики и ее эффективность в Республике Беларусь .

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3

1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ………………………………………………..………….……5
1.1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ЦЕЛИ….…..…5
1.2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……….………7
1.3 ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ ………………………………………………..14

2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.…………………………………………………………………..15
2.1 ОСОБЕННОСТИ КЕЙНСИАНСКОГО И МОНЕТАРИСТСКОГО ПЕРЕДАТОЧНОГО МЕХАНИЗМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………….….....15
2.2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.……….…………….…......17
2.3 ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ…………...………………….…………….....….20

3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ,ПУТИ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………….………………..…...21
3.1 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ………....…21
3.2 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………. …..….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономика Гефлих О.В..docx

— 162.40 Кб (Скачать)

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

Кафедра экономики и управления на предприятии

 

 

 

 

«К защите допускаю»

_______________________

«__»____________ 2013г.

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Макроэкономика»

на тему: «Денежно-кредитная политика государства, ее цели, направления, механизм реализации на примере Республики Беларусь»

 

 

 

 

 

 

Студент группы 110010з                                       ___________ О.В. Гефлих

 

Руководитель доц. кафедры ЭиУП                      ______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

РЕФЕРАТ

Курсовой  работы Гефлих О.В.

«Денежно-кредитная политика государства, ее цели, направления, механизм реализации на примере Республики Беларусь»

 

 

Курсовая работа: 35 с., 4 рис., 3 табл.,  15 источников,  прил. 1

 

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, учетная ставка, обязательные резервы, операции на открытом рынке, передаточный механизм денежно-кредитной политики, политика «дорогих денег», политика «дешевых денег

 

Объектом исследования является  денежно-кредитная политика государства.

Предмет исследования - инструменты денежно-кредитной политики, передаточный механизм денежно-кредитной политики и особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

Цель работы: изучить механизм действия денежно-кредитной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь

Задачи работы - изучить основные цели и инструменты денежно-кредитной политики, оценить основные преимущества и недостатки денежно-кредитной политики и ее эффективность в Республике Беларусь .

Методы исследования: метод сравнений, аналитический, системный, диалектический и графический методы.

В результате работы определены основные проблемы денежно-кредитной политики РБ и методы их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3

 

1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ………………………………………………..………….……5

1.1  ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ И ЕЁ ЦЕЛИ….…..…5

1.2  ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ……….………7

1.3  ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ ………………………………………………..14

 

2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.…………………………………………………………………..15

2.1  ОСОБЕННОСТИ КЕЙНСИАНСКОГО  И МОНЕТАРИСТСКОГО ПЕРЕДАТОЧНОГО  МЕХАНИЗМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………….….....15

2.2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.……….…………….…......17

2.3 ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ…………...………………….…………….....….20

 

3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ,ПУТИ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………….………………..…...21

3.1 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ ………....…21

3.2 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………. …..….25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…………………………………………...30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..…………………...31

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………….…….…...……………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В каждом государстве  в сфере экономики преследуются такие основные цели, как обеспечение  высокого и устойчивого уровня развития национального производства, высокий  уровень занятости населения, стабильный уровень цен, справедливое распределение  доходов и сбалансированность во внешнеэкономической деятельности. Для реализации этих целей правительство проводит экономическую политику - совокупность экономических мер государственного управления экономикой посредством ресурсов, имеющихся в распоряжении государства. Такими мерами являются денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика, политика доходов и внешнеэкономическая политика. На современном этапе одна из главных ролей в системе государственного регулирования экономики принадлежит денежно-кредитной политике, что и послужило причиной выбора темы курсовой работы.

Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним  из основных инструментов регулирования  экономики. Под этим термином понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых  правительством в денежно-кредитной  сфере с целью регулирования  экономики [10, с.330]. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный Банк государства. В различных государствах эти банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные. Такими банками, например, являются Центральный банк Российской Федерации, Немецкий Федеральный Банк, Народный Банк Китая, Национальный Банк Республики Беларусь.

На сегодняшний  день теме денежно-кредитной политики уделяется достаточно много внимания со стороны периодических изданий. В журналах публикуются отчёты по денежно-кредитной политике за год, планы на будущее и проблемы, с  которыми сталкивается денежно-кредитная  система. Это связано с тем, что  с помощью денежно-кредитной политики государство способно эффективно воздействовать на важнейшие макроэкономические параметры  в стране, тем самым сглаживая  последствия спадов в экономике  и стимулируя экономическое развитие. Этим и определяется актуальность выбранной  темы. Для Республики Беларусь актуальность видится в том, что сейчас, во время  экономического кризиса правильно  выбранное направление денежно-кредитной  политики может дать ощутимый эффект на всю экономическую систему  и сгладить ее несовершенства.

Целью данной курсовой работы является изучение основных инструментов и передаточного механизма  денежно-кредитной политики, принципов  их функционирования, как в целом, так и в рамках нашего государства.

 

 

 

 

При написании  курсовой работы для достижения указанной  цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть  основные понятия, связанные с  функционированием денежно-кредитной  системы;

- определить  методы регулирования денежно-кредитной  политики и их особенности;

- проанализировать  действие передаточного механизма  денежно-кредитной политики и  сопоставить различные точки  зрения по поводу данного вопроса;

- охарактеризовать  эффективность денежно-кредитной  политики, её особенности и динамику  развития в Республике Беларусь.

Для изучения выбранной темы были использованы различные  источники. Была изучена как зарубежная, так и отечественная литература. Глубокий анализ данной темы был проведен с помощью специальной экономической  литературы: монографий, журнальных и  газетных научных статей и обзоров, статистических сборников и тематических справочников за текущий и предыдущие годы, а также нормативных актов  Республики Беларусь и официальных  документов по итогам развития денежно-кредитной  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ

 

1.1 Понятие денежно-кредитной политики и её цели

 

Существует  много различных определений  денежно-кредитной политики. Вот  некоторые из них:

Денежно-кредитная (монетарная) политика - совокупность мероприятий, осуществляемых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики.[3, с.127]

Денежно-кредитная  политика - проводимый государством курс и осуществляемые меры в области  денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии  денежной системы.[13]

Кредитно-денежная политика - это регулирование предложения  кредитно-денежных ресурсов (с учетом спроса на них) в целях обеспечения  неинфляционного экономического роста.[5, с.222]

Разрабатывает и реализует денежно-кредитную политику центральный банк страны, который при этом действует в русле проводимой правительством экономической политики. Объектами регулирования являются денежная масса и связанные с ней параметры. Основными субъектами денежно-кредитной политики выступают центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения.

Задача денежно-кредитной  политики состоит в том, чтобы  изменения в денежном предложении  соответствовали основным целям  экономического развития: повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса.[6,с.184]

С задачами денежно-кредитной политики тесно  связаны ее цели. Цели монетарной политики обычно делят на конечные, промежуточные  и тактические.

Конечные  цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Эти цели во многом совпадают с целями макроэкономики в целом.[1,с.162] Конечными целями являются :

а) экономический  рост;

б) полная занятость;

в) стабильность цен;

г) устойчивый платежный баланс.

Одновременно  достичь всех целей невозможно, так  как если одни из них согласуются  между собой, то другие находятся  в состоянии противоречия. Например, обеспечение высоких, устойчивых темпов экономического роста, несомненно, приведет к повышению уровня занятости. Вместе с тем действия, направленные на стабилизацию уровня цен, могут сопровождаться увеличением безработицы. Поэтому необходимо установить иерархию целей монетарной политики, учитывая, что приоритет, как правило, отдается поддержанию стабильного уровня цен.[3,с.128]

Промежуточные цели непосредственно относятся  к деятельности Центрального Банка  и осуществляются в рыночной экономике  в основном с помощью косвенных  инструментов. Промежуточными целевыми ориентирами являются:

а) денежная масса;

б) ставка процента;

в) обменный курс.

Как видно, основные промежуточные цели – денежная масса  и процентная ставка; в качестве других возможных целей могут  также выступать разница между  краткосрочными и долгосрочными  ставками процента, объем кредита, индексы  товарных цен. Следует напомнить, что  согласно кривой функции спроса на деньги, каждой ставке процента соответствует  определенная величина денежной массы, и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать: предложение денег или процентную ставку. [3, с.129]

Перед тем  как приступить к достижению промежуточных  целей, центральный банк устанавливает  набор тактических (операционных) целей. Ими могут являться :

а) денежная база

б) денежные агрегаты

в) межбанковская  ставка процента

г) ставка процента по государственным ценным бумагам

Тактическая цель обычно определяется в соответствии с промежуточной. Например, если в  качестве последней выбрана денежная масса, Центральный банк может избрать  операционной целью денежную базу или  конкретный денежный агрегат. Если же он намерен регулировать процентную ставку, то тактической целью логично выбрать межбанковскую ставку процента. [3,с.129]

Так же цели денежно-кредитной политики разделяются на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление финансового кризиса в 2009г.).[6,с.184-185]

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Инструменты денежно-кредитной политики

 

Хотя денежно-кредитная  политика определяется правительством, ее проводником является центральный  банк. Он располагает набором средств, которые часто называют инструментами  денежно-кредитной политики. Эти  инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в форме банковских депозитов, либо на процентные ставки.

Имеющиеся в  распоряжении центрального банка инструменты различаются по:

1) непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги),

2) по широте влияния (общие и селективные)

3) форме (прямые и косвенные),

4) по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные),

5) по срокам воздействия (кратко- и долгосрочные).

 

По  объектам воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия преследует цель увеличения занятости и подъема производства,  а кредитная рестрикция — предотвратить "перегрев" конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономического подъема, или снизить темпы инфляции.

По  широте влияния они делятся на общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д.

По  форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административные инструменты имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капитала.

По  характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей коммерческих банков, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства, ее цели, направления, механизм реализации на примере Республики Беларусь