Денежно-кредитная политика государства, ее цели, направления, механизм реализации на примере Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования - инструменты денежно-кредитной политики, передаточный механизм денежно-кредитной политики и особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Цель работы: изучить механизм действия денежно-кредитной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь
Задачи работы - изучить основные цели и инструменты денежно-кредитной политики, оценить основные преимущества и недостатки денежно-кредитной политики и ее эффективность в Республике Беларусь .

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3

1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ………………………………………………..………….……5
1.1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ЦЕЛИ….…..…5
1.2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……….………7
1.3 ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ ………………………………………………..14

2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.…………………………………………………………………..15
2.1 ОСОБЕННОСТИ КЕЙНСИАНСКОГО И МОНЕТАРИСТСКОГО ПЕРЕДАТОЧНОГО МЕХАНИЗМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………….….....15
2.2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.……….…………….…......17
2.3 ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ…………...………………….…………….....….20

3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ,ПУТИ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………….………………..…...21
3.1 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ………....…21
3.2 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………. …..….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономика Гефлих О.В..docx

— 162.40 Кб (Скачать)

1.  Центральный  банк должен начать  покупку  ценные бумаги на открытом  рынке. Эта покупка облигаций будет оплачена увеличением резервов коммерческих банков.

2. Должна  быть понижена резервная норма,  что автоматически переводит  необходимые резервы в избыточные  и увеличивает размер денежного  мультипликатора.

3. Учетная  ставка должна быть уменьшена,  с тем чтобы побудить коммерческие  банки к увеличению своих резервов  посредством заимствования у  федеральных резервных банков.

В результате всех этих действий можно ожидать  возрастание избыточных резервов коммерческих банков и как следствие увеличение предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения  понизит процентную ставку, вызывая  рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко  доступным с тем, чтобы увеличить  объем совокупных расходов и занятость.[7, с.305]

 

 

 

 

 

 

2.3 Выводы и обобщения

 

Существуют  два подхода к определению  передаточного механизма денежно-кредитной  политики: кейнсианский и монетаристский подходы.

Последователи кейнсианского направления считают передаточный механизм кредитно-денежной политики достаточно сложным и многоэтапным. Они выделяют в нем четыре основных звена:

1) изменение величины реального предложения денег

2) изменение ставки процента на денежном рынке;

3) реакция совокупных расходов (в особенности инвестиционных) на динамику ставки процента;

4) изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

Последователи монетаристского подхода, в свою очередь, полагают, что передаточный механизм состоит из меньшего числа ступеней. По их мнению, связь между денежным фактором (массой денег в обращении) и совокупным доходом является более тесной, чем между инвестициями и совокупным доходом. Следовательно, передаточный механизм денежно-кредитной политики выглядит следующим образом:

1)изменение  величины реального предложения  денег (денежной массы)

2) реакция  совокупных расходов (совокупного  спроса)

3)изменение  объема выпуска (совокупного дохода)

 

Различают три вида денежно-кредитной политики:

  1. жесткая ДКП (контроль денежной массы (политика «дорогих денег») проводится лишь в краткосрочном периоде).
  2. гибкая ДКП (фиксация процентной ставки (политика «дешевых денег») более пригодна для долгосрочного периода ).
  3. эластичная ДКП (в зависимости от влияния изменения денежного спроса на ставку процента и количество денег в обращении).

Виды кредитно-денежной политики различают также в зависимости от ее целей. По этому критерию выделяют:

  1. политику «дешевых денег» (при инфляции спроса)
  2. политику «дорогих денег» (для снижения активности спроса)

 

          Центральные Банки различных государств выбирают те или иные виды кредитно денежной политики исходя из экономической ситуации в стране. В Республике Беларусь политика «дорогих денег» проводилась с конца 1994 года до начала 1997 года для сдерживания инфляции. С 1997 года и по 2010 Национальный банк проводит политику «дешевых денег» для стимулирования экономического роста. В настоящий момент НБ вновь прибегнул к политике «дорогих денег» в связи со сложившейся экономической ситуацией.

 

 

3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ,ПУТИ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

3.1 Эффективность денежно-кредитной  политики

 

Насколько успешна  кредитно-денежная политика? В настоящее  время эффективность кредитно-денежной политики – предмет больших споров. Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части нашей национальной стабилизационной политики. Общепризнанно, что денежно-кредитная политика обладает рядом достоинств. Действительно, в пользу кредитно-денежной политики можно привести несколько конкретных доводов.

Сильными сторонами денежно-кредитной  политики являются:

1. Быстрота. Денежно-кредитная политика обладает сравнительно коротким временным внутренним лагом – периодом времени между изменением экономической ситуации (моментом экономического шока) и принятием ответных мер монетарной политики. Мы знаем , что применение соответствующей фискальной политики может быть надолго отсрочено из-за обсуждений в конгрессе. Иначе обстоит дело с кредитно-денежной политикой. Решение принимает центральный банк, что не требует дополнительных согласований . Он буквально ежедневно принимает решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на  денежное предложение и процентную ставку.

2. Гибкость По сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная политика может быстро меняться. Контролируя промежуточные и тактические цели, центральный банк имеет возможность быстро определить правильность выбранного направления регулирования и производить корректировку проводимой политики, не дожидаясь ее результатов. Это объясняется непосредственным влиянием инструментов  денежно-кредитного регулирования на промежуточные и тактические цели, что позволяет достичь поставленных конечных целей.[7, с.310]

3.  Изоляция от политического давления

Следует учитывать, что центральный банк более независим, чем большинство правительственных  учреждений, что позволяет ему  проводить политику твердого курса. Центральный банк, таким образом, может осуществлять некоторые политически  непопулярные мероприятия, которые  необходимы для оздоровления экономики  в длительной перспективе. Он четко  придерживается установленных параметров, не нарушает их при изменении экономической  конъюнктуры. Имеющийся опыт свидетельствует  о том, что политика твердого курса  снижает влияние политических бизнес-циклов на динамику уровней занятости, инфляции, темпов роста ВВП и другие процессы.. [3, с.148]

Кроме того, по своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее  в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных  расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые  изменения, без сомнения, могут иметь  далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.[7, с.310]

4. Изменение структуры совокупного  спроса

Денежно-кредитная  политика способна воздействовать на структуру совокупного спроса (соотношение  потребления, инвестиций и государственных закупок в общем объеме совокупного спроса). Например, политика «дешевых денег» увеличивает денежную массу в стране, в результате чего предложение денег начинает превышать спрос. Ставка ссудного процента понижается, что вызывает увеличение инвестиционных расходов. В совокупном спросе, а значит и в ВВП, возрастает доля инвестиций, что позволит в будущем расширить производство и обеспечит более высокий уровень занятости. При проведении политики «дорогих денег» их предложение снижается и процентная ставка возрастает, что приводит к сокращению частных инвестиций. Структура совокупного спроса изменяется: уменьшается доля инвестиций и возрастает доля государственных и потребительских расходов. В результате сокращается удельный вес инвестиций в ВВП и его рост начинает замедляться. [3, с.148]

 

Однако необходимо признать, что кредитно-денежная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.

 Наиболее распространенными ее недостатками являются:

1. Циклическая асимметрия. Политика дорогих денег, если проводить ее достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. Это означает ограничение предложения денег. Но политика дешевых денег сталкивается с проблемой, выраженной пословицей: «Вы можете подвести коня к воде, но не можете заставить его пить». Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставлять ссуды. Однако она не в состоянии гарантировать, что банк действительно выдадут ссуды и предложение денег увеличится. Если стремящиеся к обладанию ликвидностью коммерческие банки не желают предоставлять кредит, усилия центрального банка по проведению политики дешевых денег окажутся малоэффективными. Население тоже может сорвать намерения центрального банка, решив не брать избыточные резервы в ссуду. Кроме того, деньги, которые центральный банк направляет в экономику, покупая у населения облигации, могут использоваться населением для погашения имеющихся ссуд. Следует, однако, отметить, что циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политике лишь во время глубокой депрессии. В более нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.

2.Трудность  осуществления контроля над денежной  массой. На практике центральному банку иногда бывает трудно осуществлять контроль над денежной массой по ряду причин. Во-первых– невозможность точно рассчитать величину денежного мультипликатора, что может привести к непредсказуемым последствиям для денежного предложения. Это происходит из-за того соотношения между депозитами и наличными деньгами, депозитами и банковскими резервами изменчивы и неподвластны тотальному контролю центрального банка.

Во-вторых  - контроль над денежной массой во время инфляции. Этот контроль значительно усложняется, так как увеличение  темпов инфляции сопровождается, как правило, быстрым и неравномерным увеличением скорости обращения денег, что снижает эффективность антиинфляционной политики, направленной на ее снижение.

3. Изменение скорости обращения денег. С точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, то есть на такое число раз, которое денежная единица тратиться на товары и услуги в течение года.

Хотя проблема является объектом дискуссии, некоторые  кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения денег может весьма вероятно упасть.

Скорость обращения денег может  вести себя таким образом из-за спроса на деньги со стороны активов. Мы знаем, что политика дешевых денег, например, вызывает увеличение предложения  денег по отношению к спросу на них и, таким образом, — понижение  процентной ставки. Но теперь, когда процентная ставка — вмененные издержки владения деньгами в качестве активов — понизилась, население будет держать большее количество денежных средств. Это значит, что деньги будут переходить из рук в руки — от домохозяйств к предприятиям и обратно — менее быстро. Используя специальную терминологию, скорость обращения денег понизилась. При обратном ходе событий ни политика дорогих денег вызовет, вероятно, увеличение скорости обращения денег.

4. Нарушения в передаточном механизме. Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются  в странах с  переходной  экономикой,  когда,  например, инвестиционная активность экономических агентов  связана не столько со ставкой процента на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов. Например, политика дорогих денег, направленная на повышение процентных ставок, может оказывать слабое воздействие на инвестиционные расходы, если одновременно кривая спроса на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал, смещается вправо. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, резко сместить кривую спроса на инвестиции влево и тем самым свести на нет политику дешевых денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Особенности денежно-кредитной политики 
в республике беларусь

 

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь – составная часть единой государственной экономической политики. Правовой основой денежно-кредитной политики Беларуси являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом. Основные направления денежно-кредитной политики нашего государства содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.

В настоящее  время разработано огромное количество законодательных актов, стратегий  и планов, координирующих направления  денежно-кредитной политики Беларуси и развития экономики в целом. Основной из них на данный момент является Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года  № 136.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Достижение поставленной цели будет  осуществляться через реализацию следующих  приоритетных направлений: 

  • развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;
  • радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;  
  • стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;  
  • рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;  
  • развитие импортозамещающих производств;  
  • устойчивое развитие регионов;  
  • строительство качественного и доступного жилья;  
  • повышение эффективности агропромышленного комплекса.

 Указанные условия и задачи требуют совершенствования принципов и механизмов осуществления денежно-кредитной политики, и прежде всего, выбора режима проведения монетарной политики, адекватного экономическим условиям, взаимодействия Национального банка и Правительства, развития и использования инструментов монетарного регулирования.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства, ее цели, направления, механизм реализации на примере Республики Беларусь