Денежно-кредитная политика государства, ее цели, направления, механизм реализации на примере Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования - инструменты денежно-кредитной политики, передаточный механизм денежно-кредитной политики и особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Цель работы: изучить механизм действия денежно-кредитной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь
Задачи работы - изучить основные цели и инструменты денежно-кредитной политики, оценить основные преимущества и недостатки денежно-кредитной политики и ее эффективность в Республике Беларусь .

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3

1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ………………………………………………..………….……5
1.1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ЦЕЛИ….…..…5
1.2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……….………7
1.3 ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ ………………………………………………..14

2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.…………………………………………………………………..15
2.1 ОСОБЕННОСТИ КЕЙНСИАНСКОГО И МОНЕТАРИСТСКОГО ПЕРЕДАТОЧНОГО МЕХАНИЗМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………….….....15
2.2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.……….…………….…......17
2.3 ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ…………...………………….…………….....….20

3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ,ПУТИ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………….………………..…...21
3.1 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ………....…21
3.2 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………. …..….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономика Гефлих О.В..docx

— 162.40 Кб (Скачать)

 

По итогам 2011 года можно сделать вывод о том, что поставленные в 2010 году цели были успешно достигнуты, однако существовал и ряд проблем. Позитивной тенденцией являлось замедление инфляционных процессов. Прирост индекса потребительских цен в июне 2011 г. по сравнению с декабрем 2010 г. составил 4,1%. Это было значительно ниже уровня аналогичного периода прошлого года (7,3%) и соответствовало темпам инфляции в соседних государствах . [2, с.6]. Курсовая политика 2010г. обеспечивала устойчивость курса белорусского рубля. В течение всего года стоимость корзины иностранных валют находилась вблизи центрального значения установленного коридора допустимых колебаний. На 1 июля 2010 г. курс белорусского рубля по отношению к корзине иностранных валют составил 1025,16 руб., укрепившись с начала года на 1,1%. При этом с 1 января по 1 июля 2010 г. в результате взаимных колебаний курсов мировых валют курс белорусского рубля снизился к доллару США на 5,4 процента, к российскому рублю - на 2,2 процента, к евро - увеличился на 10,1 процента.

Денежные  агрегаты в 2010 г. формировались под  влиянием складывающихся экономических  условий. Рублевая денежная масса на 1 июля 2010 г. составила 23,1 трлн. руб.. Широкая  денежная масса на 1 июля 2010 г. составила 41,4 трлн. руб. За январь — июнь 2010 г. она возросла на 8,7%, или на 3,3 трлн. руб.

Процентная  политика в 2010 году была направлена на снижение процентных ставок в целях  увеличения доступности кредитов. Ставка рефинансирования за данный период снижалась  трижды по 0,5 процентного пункта. Если на начало 2010 г. ее уровень составлял 13,5%  годовых, то к концу ставка рефинансирования достигла 10,5% годовых.

Аналогично  были снижены процентные ставки по операциям Национального банка  Республики Беларусь. Одновременно в 2010 г. происходило улучшение ситуации с ликвидностью в банковском секторе. Если в январе-марте 2010 г. она в  целом характеризовалась дефицитом  ликвидности, то уже в марте наметилась четкая тенденция сокращения разрыва  ликвидности в банковской системе  и к середине апреля 2010 г. сформировался  избыток ликвидности, который сохранился в мае-июне.

В результате проводимой процентной политики в указанном  периоде сохранился опережающий  рост привлеченных средств в белорусских  рублях по сравнению со средствами в иностранной валюте.

Международные резервные активы Республики Беларусь в 2010 году составили:

в национальном определении - 6 002,6 млн. долларов США  и увеличились с начала 2010 года на 0,4 процента;

по стандартам МВФ - 5 525,6 млн. долларов США и сократились  с начала 2010 года на 2,3 процента.[8]

Вместе с  тем существовали определенные проблемы в денежно-кредитной сфере, в частности, на валютном рынке. На тот момент наблюдался дисбаланс спроса и предложения  иностранной валюты. Развивающийся  дефицит на внутреннем валютном рынке, дисбаланс спроса и предложения  инвалюты считался одним из наиболее проблемных вопросов для банковской системы и экономики страны. Ожидаемый  дальнейший рост дефицита валюты привел к еще большему давлению на золотовалютные резервы, поскольку именно за счет них  Нацбанк вынужден был снижать  складывающийся дефицит иностранной валюты. [2]

В 2011 году Президент Беларуси Александр Лукашенко утвердил основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год. Соответствующий указ №597 глава государства подписал 19 ноября.

На 2012 год Национальным банком предусматривались: привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (доллару США, евро и российскому рублю); изменение курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 8% от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2012 года; установление ставки рефинансирования на уровне 8-10% годовых при прогнозируемой инфляции в 7,5-8,5%. При этом предполагалось, что процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составят 11-13% годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках - 9-11% годовых.

В 2012 году прирост активов банковского сектора и наращивание ресурсной базы (пассивов) банков прогнозировалось на уровне 21-22%.  [12]

Однако, поскольку в 2011 году ситуация резко ухудшилась в результате ряда причин таких как:

  1. Растущий дефицит бюджета, а также торгового и платёжного баланса
  2. Непрекращающаяся эмиссия белорусского рубля Нацбанком, отчасти из-за «предвыборного» директивного повышения зарплат
  3. Недостаточный уровень валютных резервов для удержания курса доллара на уровне 3100 рублей
  4. Определенная экономическая модель
  5. Повышение цен на энергоресурсы

Беларусь  оказалась в кризисном состоянии. Кризис проявляется в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте  цен и падении покупательной  способности населения вследствие более чем 50%-ной девальвации белорусского рубля.  [15]

Национальный  банк Республики Беларусь информировал, что в целях стабилизации ситуации в экономике и сокращения отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса  с начала 2011 года продолжается курс на существенное ужесточение денежно-кредитной политики и ограничение совокупного внутреннего спроса до сих пор. Для этого используются все имеющиеся инструменты.

В области  денежно-кредитной политики в январе-июне 2011 года были предприняты следующие меры:

повышены  на 1,5 процентного пункта ставка рефинансирования Национального банка (до 12 процентов  годовых), на 2 процентных пункта процентные ставки по постоянно доступным инструментам поддержки ликвидности (до 18 процентов  годовых), ставки по аукционным операциям  поддержки ликвидности (до 16,5 процента годовых) и двусторонним сделкам  СВОП (до 17 процентов годовых);

увеличен  норматив обязательных резервов от привлеченных средств юридических лиц в  национальной валюте и привлеченных средств в иностранной валюте с 6 до 9 процентов;

снижен курс белорусского рубля к корзине  иностранных валют, состоящей из доллара США, евро и российского  рубля, с начала года на 6,17 процента.

Национальный  банк полностью исключает возможность  проведения разовой существенной корректировки  обменного курса белорусского рубля. [11]

В результате кризиса установленный Нацбанком  курс доллара за январь-октябрь вырос  с 3000 до 5800 белорусских рублей. Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах  сформировался чёрный рынок, где  курс доллара достиг 8000-9000 рублей. Инфляция за январь-октябрь составила почти 70%. Цены на продукты питания (в том  числе, контролируемые государством) за этот же период выросли в среднем  на 55,3%, на непродовольственные товары — на 68,6%, на услуги — на 27,4%, на пассажирские перевозки — на 51,1%. (см. Приложение. Табл.3)

Ставка рефинансирования достигла 40% (по данным на ноябрь 2011).  При этом зарплата в эквиваленте упала с 500 до 150—200 долларов, то есть ниже уровня Кыргызстана, Молдовы, Армении, Украины и Азербайджана. [15]

В целях стабилизации ситуации на валютном рынке и строгого выполнения соглашения с Антикризисным  фондом ЕврАзЭС Национальный банк Республики Беларусь принимает все необходимые  меры по ужесточению денежно-кредитной  политики.

 

В настоящее  время на 2013 год ставка рефинансирования составляет 30,5%. Курс валют составляет примерно 8500-8700 рублей за 1 доллар США. По предварительным прогнозам курс на 2013 год составит примерно 9000 руб за 1 доллар США. Стабилизировалась ситуация на кредитном рынке.

Сейчас денежно-кредитная сфера Республики Беларусь переживает не лучшие времена, однако достаточно стабилизировалась, что позволило вернуть все на свои места. Имеются определенные проблемы, которые тормозят экономическое развитие Беларуси. Главная из них, из которой проистекают все другие, - крайне низкая эффективность экономики, вызванная отказом от кардинальных рыночных преобразований. Рост цен свыше 25% в год делает экономику неустойчивой, влечет за собой утрату оборотного капитала, отток инвестиционного капитала из страны обесценивает денежные сбережения и накопления. Таким образом при реализации денежно-кредитной политики в настоящее время существует ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:

– актуальным остается вопрос выявления уклонения от уплаты налогов.

– наличие сравнительно высокой ставки рефинансирования в размере 40%, не позволяющей в настоящее время осуществлять полноценное техническое перевооружение и модернизацию основных производственных фондов. Особенно остро эта проблема касается многих государственных предприятий;

– в условиях значительного роста цен на энергоносители и отрицательном сальдо внешней торговли усложняется достижение основной цели кредитно-денежной политики .

– обеспечение  устойчивого экономического развития государства.

– высокий социальный резонанс в связи со снижением уровня социальной защищенности малообеспеченных слоев населения.

Таким образом, кредитно-денежная политика Республики Беларусь в настоящее время направлена на снижение темпов инфляции и обеспечение  устойчивого экономического развития государства. В ближайшее время в рамках разработанного Правительством и Национальным банком комплекса мер по выходу на единый курс белорусского рубля ужесточение денежно-кредитной политики продолжится. При этом данная задача будет решаться всеми имеющимися у Национального банка экономическими инструментами. [11]. Выход из сложившейся ситуации – это смена методов регулирования денежной политики, решение экономических проблем без инфляционного «печатного станка», осуществление денежной эмиссии только путем покупки иностранной валюты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, кредитно-денежная политика предоставляет  комплекс взаимосвязанных мероприятий, воздействующих на денежное массу, денежное обращение и вследствие этого  на экономику в целом.

Проводит  денежно-кредитную политику центральный  банк. Основными целями кредитно денежной политики является: смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляционных процессов, регулирование темпов экономического роста, обеспечение полной занятости.

Важнейшими  инструментами кредитно-денежной политики являются: операции на открытом рынке, изменение учетной вставки, изменение  норм обязательных резервов. Каждый из этих инструментов имеет свои преимущества и недостатки. Самый популярный на данный момент метод - операции на открытом рынке; среди его преимуществ  – простота использования и возможность  точно предсказать влияние таких  операций на денежную базу. В последние  годы в Республике Беларусь этот инструмент  стал активно использоваться. Изменения учетной вставки и  норм обязательных резервов в последнее время используются реже.

Передаточный  механизм денежно-кредитной политики – процесс влияния изменений  в монетарной политике на экономику.

Существуют  два подхода к его определению: кейнсианский и монетаристский. Главное отличие двух подходов – выделение кейнсианцами дополнительных ступеней механизма, таких как реакция инвестиционных расходов на изменение ставки процента и реакция совокупного дохода на изменения в инвестициях.

Эффективность денежно-кредитной политики – один спорных вопросов. Большинство экономистов  считают ее наиболее действенным  инструментом макроэкономического  регулирования, другие же выделяют в  ней ряд недостатков. Однако все  признают монетарную политику  необходимым  элементом стабилизационной политики государства.

В Республике Беларусь денежно-кредитную политику осуществляет Национальный банк. Он исходит  из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной  политики, при котором не допускается  резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты. Сегодня сложно говорить о том, насколько эффективна денежно-кредитная политика Беларуси. Проведенного анализа недостаточно для объяснения динамики цен и макроэкономической ситуации в данный период, для более детального исследования необходимо проанализировать еще бюджетную и фискальную политику для создания общей картины.

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Агапова, Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник – М: «Дело и сервис»,2001г.,403с.
  2. Алымов, Ю. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2010 г. и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации. / Алымов, Ю.// Банковский вестник. - 2010. - № 22. - С. 5 - 9
  3. Бондарь, А.В., Воробьев, В.А., Новикова , Л.Н. [и др] “Макроэкономика: учебное пособие.”- Минск : БГЭУ,2007.- 415с.
  4. Бункина, М.К., Семенов, А.М, Семенов, В.А. Макроэкономика: Учебник – М:Издательство «Дело и сервис»,2000г.,512с.
  5. Галаева, Е.В., Корсакова, А.А., Марыганова, Е.А., Назарова, Е.В., Юрьева, Т.В. Макроэкономика. Учебное пособие. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, - М., 2003. - 267 с.
  6. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: Учебник – М.: Дело,2002.- 472 с.
  7. Макконелл, К.Р., Брю, С.Л. “Экономикс: принципы, проблемы и политика”/Том 1 – Таллин,1995г., 400c.
  8. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: Аналитическое обозрение. [Электронный ресурс]. – Национальный Банк Республики Беларусь. http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/2010
  9. Прокопович, П.П. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2009 год и задачи банковской системы страны по их реализации в 2010 году/ Прокопович, П.П.// Банкаускi веснiк. –  2010.-№4.- с.5-10.
  10. Плотницкий, М.И., Лобкович, Э.И. – Макроэкономика: учеб. пособие / под ред. Плотницкого, М.И.. –2-е изд., стер. - М.: Новое знание, 2004. – С.323 – 335.
  11. Сайт Национального Банка Республики Беларусь

www.nbrb.by

  1. Указ Президента Республики Беларусь № 591 от 23 декабря 2011

Об  утверждении Основных направлений  денежно-кредитной политики    Республики Беларусь на 2012 год

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства, ее цели, направления, механизм реализации на примере Республики Беларусь