Денежно-кредитная политика государства, ее цели, направления, механизм реализации на примере Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования - инструменты денежно-кредитной политики, передаточный механизм денежно-кредитной политики и особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Цель работы: изучить механизм действия денежно-кредитной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь
Задачи работы - изучить основные цели и инструменты денежно-кредитной политики, оценить основные преимущества и недостатки денежно-кредитной политики и ее эффективность в Республике Беларусь .

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3

1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ………………………………………………..………….……5
1.1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ЦЕЛИ….…..…5
1.2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……….………7
1.3 ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ ………………………………………………..14

2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.…………………………………………………………………..15
2.1 ОСОБЕННОСТИ КЕЙНСИАНСКОГО И МОНЕТАРИСТСКОГО ПЕРЕДАТОЧНОГО МЕХАНИЗМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………….….....15
2.2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.……….…………….…......17
2.3 ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ…………...………………….…………….....….20

3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ,ПУТИ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………….………………..…...21
3.1 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ………....…21
3.2 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………. …..….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономика Гефлих О.В..docx

— 162.40 Кб (Скачать)

По  срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий . К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.[6,с.184-185]

 

Основными инструментами, с помощью которых центральный  банк воздействует на денежную базу, а  через нее и на все денежное предложение являются:

а) изменение  учетной ставки (ставки рефинансирования);

б) изменение  нормы обязательных резервов;

в) операции на открытом рынке.

 

Изменение учетной ставки — старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков. Под ликвидностью понимают способность банков погашать свои обязательства в денежной форме. Она зависит от объема имеющихся ресурсов, структуры депозитов, возможности получить заем, экономической конъюнктуры и т.д. Один из путей повышения ликвидности состоит в получении банком кредита. Так, он может взять заем у других коммерческих банков на межбанковском рынке или у центрального банка. За предоставленную ссуду центральный банк взимает процент, который получил название учетного, поскольку в свое время основной формой кредитования банков Западной Европы был учет (или переучет) векселей. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства. В настоящий момент существуют разные способы рефинансирования банков и, следовательно, разные виды процентных ставок по данным операциям. Политику предоставления центральным банком кредитов коммерческим называют политикой учетного (дисконтного) окна, или учетной политикой. В Республике Беларусь в результате дисконтной политики за последние восемь лет учетная ставка значительно изменилась(см.Приложение,табл.1). На сегодняшний день  значение ставки рефинансирования составляет 40%.

Стоит отметить, что центральный банк обычно предоставляет  ссуды коммерческим банкам, которые  обладают твердым финансовым положением, но по какой-то причине сталкиваются с необходимостью срочного получения дополнительных средств.

Когда коммерческий банк берет ссуду, он переводит центральному банку  выписанное на себя долговое обязательство, которое гарантируется дополнительным обеспечением - обычно государственными ценными бумагами. Подобно тому, как коммерческие банки взыскивают процентные платежи по своим ссудам, центральный банк взыскивает процентные платежи по ссудам, предоставленным коммерческим банкам. С точки зрения коммерческих банков, учетная ставка представляет собой издержки, вызванные приобретением резервов. [7, с.304]

Банки прибегают  к займам посредством учетного окна в двух случаях: во-первых, для пополнения обязательных резервов, если по каким-то причинам они стали меньше требуемого уровня(при этом коммерческий банк делает выбор в пользу центрального в том случае, когда учетная ставка ниже ставка процента на межбанковском рынке или его возможности в получении займов у других банков ограничены) ; во-вторых, когда на денежные средства, взятые в центральном банке, коммерческий банк может получить прибыль. [3, с. 136]

Если учетная  ставка повышается, то объем заимствований у Центрального Банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.[1,с.164]

Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального Банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный Банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к "учетному окну" Центрального Банка допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми, с точки зрения Центрального Банка.

Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для  пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального Банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.

В отличие  от межбанковского кредита ссуды  Центрального Банка попадая на резервные  счета коммерческих банков, увеличивают  суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального банка составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки Центральным Банком стоит рассматривать скорее как индикатор политики Центрального Банка. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального Банка и ставками частных банков. Например, повышение учетной ставки Центральным Банком сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро.[1, с.164]

Посредством манипулирования учетной ставкой  ЦБ также воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг возрастает в связи с тем, что они дешевеют. Понижение учетной ставки удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к повышению спроса на ценные бумаги, уменьшению их предложения, росту рыночного курса.[6, с.186]

В то же время  изменение учетной ставки нельзя считать действенным инструментом денежно-кредитной политики по ряду причин. Во-первых, центральный банк не в состоянии заставить коммерческие банки брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое именно изменение учетной ставки приведет к желаемому росту предложения денег. Во-вторых, учетная ставка, по сравнению со ставкой межбанковского рынка, менее мобильна, ибо для принятия решения об ее изменении необходимо время.

В-третьих, объем  средств, заимствованных у центрального банка, в общих резервах коммерческих банков невелик. Поэтому его изменение  может не оказать существенного влияния на поведение банков.[3, с.138]

 

Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования), а также в зависимости от размеров банков (для мелких банков они обычно ниже, чем для крупных). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов. Центральный Банк играет роль резервного финансового института страны и может использовать накопленные таким образом ресурсы для поддержания стабильности финансовой системы, страхования определенной части вкладов и предоставления кредитов КБ в чрезвычайных обстоятельствах.[1,с.163]

Чем выше Центральный  Банк устанавливает норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов  уменьшает денежный мультипликатор, который рассчитывается по формуле

 

m=1/rr•100%,                          (1)

 

где rr - норма резервирования, т.е. коэффициент (или процент), показывающий какую долю свих депозитов коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке.

Уменьшение  денежного мультипликатора,  в  свою очередь, ведет к уменьшению денежной массы. Таким образом, изменяя  норму обязательных резервов, Центральный  Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

Политика  установления норм резервирования в  качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы утратила свое значение На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна. Однако в Республике Беларусь нормы обязательных резервов достаточно сильно изменились за последние семь лет.(см.Приложение,табл.2)[6,с.185]

Cледует сказать, что банки также могут хранить и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако, это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

 

Операции на открытом рынке — третий важнейший способ контроля за денежной массой. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу центральным банком государственных ценных бумаг (чаще всего это краткосрочные государственные облигации) и первоклассных коммерческих векселей. Купля-продажа обычно происходит на вторичном рынке, так как деятельность центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом. Посредством операций на открытом рынке центральный банк воздействует на ликвидность банковской системы (количество денег в обращении) и процентные ставки.

Когда центральный  банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в центральном банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность - тем меньше масштаб кредитной эмиссии. Таким образом, покупка векселей и облигаций влечет за собой увеличение денежной массы и рост процентных ставок.

Если же центральный  банк продает ценные бумаги, он «связывает»  тем самым деньги других экономических  агентов и объем денежного  предложения сжимается, соответственно, процентные ставки в условиях неизменного  спроса на деньги увеличиваются, то есть продажа векселей и облигаций влечет за собой уменьшение денежной массы и падение процентных ставок

Таким образом, воздействуя на денежную базу через  операции на открытом рынке, центральный  банк регулирует размер денежной массы  в экономике. Иногда подобные операции осуществляются центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм. В отношении Национального банка Беларуси, однако, подобные сделки широкого распространения не получили. [5, с.227]

Таким образом, операции на открытом рынке — наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, на экономику. Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его привлекательным для использования.

Однако операции на открытом рынке имеют и слабые стороны. Во-первых, когда ЦБ продает  ценные бумаги, многое зависит от того, покупают ли их банки и частные лица. Если их покупают банки, то воздействие на их коэффициент ликвидности будет незначительным, поскольку большинство таких ценных бумаг относится к ликвидным активам. Во-вторых, важно, насколько близко к минимально допустимому уровню банки поддерживают свой коэффициент ликвидности. Если коэффициент ликвидности банка близок к минимально допустимому уровню, то ему придется сократить суммарные депозиты или ссуды. Если же разрыв достаточно велик, то, чтобы повлиять на банки, потребуется продать ценные бумаги на огромные суммы. В некоторых странах были времена, когда банки поддерживали очень высокий уровень ликвидных активов именно для того, чтобы помешать правительству использовать вышеописанный метод. [6,с.187]

 

Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.

Предписываемая  законом маржа. Урок великого «краха» фондовой биржи в 1929 г. состоит в том, что безудержная спекуляция может доставить экономике серьезные проблемы. Например, падение курса акций может уничтожить состояния частных лиц или предприятий, имеющих значительное количество акций. Это вынуждает их урезать свои потребительские и инвестиционные расходы и толкает экономику к спаду, или депрессии. Аналогичным образом предприятие, желающее расшириться, обнаружит, что упавшие цены акций затрудняют получение необходимых средств. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже и возможности краха центральный банк имеет право устанавливать предписываемую законом маржу, или минимальный процент первоначального взноса, который должен сделать покупатель акции. Так,  предписываемая законом маржа в 50% означает, что лишь 50% покупной цены ценной бумага могут быть оплачены заемными средствами, за оставшиеся 50%  следует «выложить деньги на бочку». Эта норма может повышаться, когда считается желательным ограничить спекулятивную скупку акций, и понижаться - для оживления вялого рынка.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства, ее цели, направления, механизм реализации на примере Республики Беларусь