Денежно-кредитная политика: ее цели и особенности проведения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Движение денег обслуживает денежно-кредитная система, что обусловливает необходи¬мость изучения принципов ее построения, функционирования. Именно через кредитную систему Центральный банк страны реализует денеж¬но-кредитную политику. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денеж¬но-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики и направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране, развитие и укрепление банковской системы, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
2. МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
2.1. Инструменты денежно-кредитного регулирования 6
2.2. Виды денежно кредитной политики 9
3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2006 ГОДУ 12
3.1. Основные направления денежно-кредитной политики в Республике Беларусь в 2006 году 12
3.2. Цели денежно-кредитной политики в Республике Беларусь в 2006 году 13
3.3. Инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2006 году 20
3.4. Итоги выполнения денежно-кредитной политики за первое полугодие 2006 года 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ В НАРХОЗ.doc

— 241.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                               3

 

  1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ                                  5                                      

 

  1. МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ                              6
    1. Инструменты денежно-кредитного регулирования                               6
    2. Виды денежно кредитной политики                                                        9

 

  1. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2006 ГОДУ                     12
    1. Основные направления денежно-кредитной политики в Республике Беларусь в 2006 году                                                                               12
    2. Цели денежно-кредитной политики в Республике Беларусь в 2006 году                                                                                                           13
    3. Инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2006 году                                                                                                  20
    4. Итоги выполнения денежно-кредитной политики за первое полугодие 2006 года                                                                                24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                       40

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                               41

 

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                       42

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Деньги играют огромную роль в экономике. Они опосредуют кругооборот доходов и продуктов, способствуют эффективному функционированию производства, обмена. Деньги продаются и покупаются на денежном рынке, элементами которого являются спрос на них, предложение денег, цена денег.

Движение денег обслуживает  денежно-кредитная система, что обусловливает необходимость изучения принципов ее построения, функционирования. Именно через кредитную систему Центральный банк страны реализует денежно-кредитную политику. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики и направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране, развитие и укрепление банковской системы, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

Основные конечные цели денежно-кредитной  политики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики — стабилизацию общего уровня цен.

Наряду с конечными, выделяют промежуточные цели. Ими являются объем денежной массы и уровень процентных ставок.

Осуществляет денежно-кредитную  политику Центральный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором — изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

В последние годы в  Республике Беларусь проводится денежно-кредитная политика с целью обеспечения стабильности и предсказуемости обменного курса национальной валюты. Она выделяется в качестве первоочередной в основных направлениях денежно-кредитной политики за последние годы, и основное внимание в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики на 2006 год будет по-прежнему уделяться номинальному обменному курсу белорусского рубля. Это обусловлено особенностями экономики Республики Беларусь. Статистические данные говорят о том, что в нашей стране достигнуты положительные результаты по укреплению стабильности национальной валюты и инфляционной ситуации.

В связи с вышеизложенным цель моей курсовой работы: полно, объективно и всесторонне проанализировать инструменты и виды денежно-кредитной политики, ее цели и особенности проведения в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы – дать понятие денежно-кредитной политики и проанализировать ее основные цели, охарактеризовать инструменты денежно-кредитного регулирования, проанализировать особенности реализации денежно-кредитной политики в 2006 году, основные направления развития банковской системы, платежной системы и финансового рынка в 2006 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий, проводимых государством в денежно-кредитной сфере с целью достижения стабильного экономического развития. Она призвана обеспечить устойчивые темпы роста ВВП, умеренный уровень инфляции, полную занятость.

Денежно-кредитную политику проводит Центральный банк страны. Он воздействует на экономику через сферу кредита и денежного обращения.

Процесс кредитного регулирования  можно разделить на два этапа. На первом этапе Центральный банк воздействует па соотношение между  спросом на ссудный капитал и его предложением; стремится достигнуть определенных сдвигов в динамике денежной массы и процентных ставок, изменений в объемах кредитных операций, условиях кредитования. На втором этапе изменения, которые произошли в финансовых факторах, автоматически передаются в сферу производства, способствуя его развитию либо сдерживая его.

Согласно двум этапам денежно-кредитной политики, ее цели подразделяются на промежуточные и  конечные цели.

Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса, достижение показателей ВВП, темпов роста цен. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики — стабилизацию общего уровня цен.

Наряду с конечными  выделяют промежуточные цели. Ими  являются установление определенного уровня процентной ставки, объема денежной массы и прочее.

 

 

 

 

 

  1. МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

    1. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

 

Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования.

Изменение учетной ставки — старейший метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит право Центрального банка предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определенных обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставленные средства Центральный банк взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой. Таким образом, учетная ставка — это «цена» дополнительных резервов, которые Центральный банк предоставляет коммерческим. Центральный банк имеет право изменять ее, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной  ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, Центральный банк увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заемщиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у Центрального банка средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег ведет к снижению ставки ссудного процента, т.е. того процента, по которому предоставляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства.

При повышении учетной  ставки происходит обратный процесс. Он ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. «Дорогой» кредит предприниматели берут меньше, а значит, и меньше средств вкладывается в развитие производства.

Считалось, что обязательные резервы коммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объемом денежной массы и кредитом.

Изменение норм обязательных резервов позволяет Центральному банку  регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Предположим, Центральный  банк повысил резервную норму. Коммерческие банки могут, во-первых, оставить обязательные резервы прежними и соответственно уменьшить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить обязательные резервы, чтобы выполнить требования Центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы найти их, банки будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды были истребованы, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Как правило, в ответ на повышение нормы резервов банки одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.

Напротив, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования. Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет также денежный мультипликатор.

Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже Центральным банком государственных ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.

Покупая и продавая ценные бумага, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. При необходимости увеличить денежную массу он начинает покупать государственные бумаги у коммерческих банков и населения. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то Центральный увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет коммерческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег.

Покупку государственных  ценных бумаг у населения Центральный банк оплачивает чеками. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате Центральному. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческих банков. Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег.

Если количество денег  в стране необходимо сократить, Центральный  банк продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в Центральном. Последний учитывает чеки, уменьшая на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы.

Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. Центральный банк учитывает  эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящиеся на его счетах, а, следовательно, и предложение денег.

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным  средством воздействия Центрального банка на денежно-кредитную сферу.

Наряду с косвенными инструментами могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль по отдельным видам кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: ее цели и особенности проведения в Республике Беларусь