Денежно-кредитная политика: ее цели и особенности проведения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Движение денег обслуживает денежно-кредитная система, что обусловливает необходи¬мость изучения принципов ее построения, функционирования. Именно через кредитную систему Центральный банк страны реализует денеж¬но-кредитную политику. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денеж¬но-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики и направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране, развитие и укрепление банковской системы, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
2. МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
2.1. Инструменты денежно-кредитного регулирования 6
2.2. Виды денежно кредитной политики 9
3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2006 ГОДУ 12
3.1. Основные направления денежно-кредитной политики в Республике Беларусь в 2006 году 12
3.2. Цели денежно-кредитной политики в Республике Беларусь в 2006 году 13
3.3. Инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2006 году 20
3.4. Итоги выполнения денежно-кредитной политики за первое полугодие 2006 года 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ В НАРХОЗ.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

Кроме того, в малой открытой экономике обменный курс может эффективно использоваться в качестве инструмента воздействия на динамику внутренних цен на основе ограничения роста цен на импортные товары.

Сдерживание роста рублевого  эквивалента стоимости импортных материалов, сырья и комплектующих позволит добиться снижения темпов роста издержек и соответственно внутренних цен на продукцию белорусских товаропроизводителей.

Косвенное влияние обменного  курса на динамику внутренних цен связано как с его воздействием на объем денежного предложения в национальной валюте, так и с формированием конкурентной среды, стимулирующей снижение издержек производства.

В связи с этим основная задача курсовой политики заключается в обеспечении стабильности обменного курса и формировании тем самым положительных эффектов в виде снижения инфляционных и девальвационных ожиданий, ограничения издержек, связанных с рисками изменения обменного курса.

Поскольку Российская Федерация  является основным внешнеторговым партнером Республики Беларусь, среднесрочное управление (таргетирование) номинальным обменным курсом белорусского рубля к российскому рублю и соответственно двусторонним реальным курсом как основной составляющей реального эффективного обменного курса выступает важным элементом сдерживания инфляции и воздействия на конкурентоспособность внешней торговли.

Таким образом, в 2006 году на основе анализа макроэкономической ситуации Национальный банк будет осуществлять таргетирование обменного курса  белорусского рубля к российскому  рублю в рамках горизонтального коридора.

Обменный курс белорусского рубля к российскому рублю устанавливается в качестве контрольного параметра денежно-кредитной политики.

Базовой траекторией  обменного курса белорусского рубля внутри коридора является его неизменность относительно российского рубля, что представляется обоснованным с учетом сближения интенсивности инфляционных процессов в Беларуси и России в 2006 году.

Учитывая подверженность открытой экономики республики изменению внешних экономических условий, задаваемых, прежде всего, динамикой цен на энергоносители и металлы, макроэкономической конъюнктурой в Российской Федерации, курсовой политикой Центрального банка Российской Федерации, динамикой курса доллара США к ведущим мировым валютам, допускается изменение обменного курса относительно уровня базовой траектории в пределах от его увеличения на 2 процента до снижения на 2 процента. Такой подход предполагает возможность соответствующих изменений и двустороннего реального курса в ответ на развитие внешнеэкономической ситуации.

Установление симметричного коридора колебаний курса белорусского рубля относительно базовой траектории нацелено на повышение прозрачности денежно-кредитной политики, представление субъектам экономических отношений более четкой информации о будущей динамике обменного курса для планирования своей хозяйственной деятельности. Применение более узкого коридора существенно снизит возможность реакции курсовой политики на внешние и внутренние шоки. Более широкий коридор предполагает возможность значительных колебаний обменного курса по сравнению с прогнозными темпами инфляции, что снижает эффективность обменного курса в качестве якоря для инфляционных ожиданий.

При формировании соответствующих  предпосылок возможно более высокое номинальное укрепление курса белорусского рубля к российскому рублю для интенсификации воздействия, прежде всего, на инфляционные процессы. В качестве таких случаев рассматриваются более благоприятные, чем прогнозируются: состояние платежного баланса и ситуация на валютном рынке Республики Беларусь, динамика реального курса белорусского рубля к российскому рублю и реального эффективного курса белорусского рубля, изменение неценовых факторов конкурентоспособности.

При реализации курсовой политики допустимо  увеличение реального эффективного курса белорусского рубля, не приводящее к формированию нежелательных последствий для внешней торговли и экономического роста. Такой рост реального курса является стратегическим направлением в долгосрочном плане с точки зрения необходимости повышения стоимости национального богатства и относительной покупательной способности населения.

Допустимая величина укрепления реального  эффективного курса белорусского рубля в 2006 году определяется прогнозной динамикой некурсовых факторов конкурентоспособности экономики, в том числе в части снижения уровня налоговой нагрузки, материалоемкости валового выпуска.

В прогнозных условиях 2006 года предельное увеличение реального эффективного курса относительно 2005 года оценивается на уровне 4 процентов, реального курса к российскому рублю — также около 4 процентов.

При ежедневном установлении официального обменного курса белорусского рубля  Национальный банк будет ограничивать, как и в 2005 году, колебания белорусского рубля к доллару США. Это обусловлено структурами внутреннего валютного рынка и сбережений населения в иностранной валюте, в которых доминирует доллар США. В то же время границы волатильности обменного курса белорусского рубля к доллару США будут расширяться с целью ограничения конъюнктурных колебаний обменного курса к российскому рублю.

Наряду с показателями обменного  курса в качестве целевого ориентира  будет использоваться показатель активной рублевой денежной массы.

Это обусловлено тем, что совокупный спрос в экономике обеспечивается, прежде всего, высоколиквидными денежными средствами, а следовательно, чрезмерное наращивание денежного предложения по данному денежному агрегату М1 вступит в противоречие как с поддержанием стабильности номинального обменного курса, так и с достижением конечной цели по ограничению инфляции. В 2006 году прирост активной денежной массы прогнозируется на уровне 24—29 процентов.

Вместе с тем трансформационные процессы в экономике переходного периода, как правило, связаны с достаточно резкими и потому трудно прогнозируемыми изменениями спроса на деньги. Это, в свою очередь, накладывает определенные ограничения на использование денежных показателей в качестве промежуточных ориентиров при проведении денежно-кредитной политики. В этой связи допускается отклонение фактических параметров денежного предложения и других денежно-кредитных показателей от прогнозируемых ориентиров, адекватное изменению спроса на деньги и обеспечивающее при этом достижение конечной цели денежно-кредитной политики.

 

3.3 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  В 2006 ГОДУ

 

Количественные параметры инструментов и практика их применения подчиняются  достижению заявленных на 2006 год целей денежно-кредитной политики.

Осуществление процентной политики, как и прежде, должно обеспечить поддержание положительных в реальном выражении процентных ставок по операциям банков для привлечения срочных депозитов и предоставления кредитов в белорусских рублях.

Важными условиями эффективности  осуществления процентной политики явятся недопущение рефинансирования банков по льготным процентным ставкам (ниже ставки рефинансирования) и финансовая устойчивость банков. При этом банкам не устанавливаются размеры процентных ставок и других параметров по операциям с денежными средствами физических и юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Значимым элементом повышения  прозрачности и эффективности реализации денежно-кредитной политики и формирования экономических ожиданий участников рынка в соответствии с целями денежно-кредитной политики станет раскрытие информации о совершаемых операциях, об обязательном резервировании, о динамике ликвидности банковской системы.

Достижение конечной цели денежно-кредитной  политики в условиях ориентации на поддержание стабильного обменного  курса предполагает необходимость  усиления роли процентной ставки в  качестве инструмента денежно-кредитной политики. Принципиально это означает переход от управления объемом денежного предложения к управлению ценой денег в экономике. Такой подход обусловлен, прежде всего, объективными трудностями в оценивании величины и степени активности спроса экономики на деньги. Данная задача будет решаться путем повышения роли ставки рефинансирования как основной процентной ставки Национального банка.

Политика процентных ставок по инструментам Национального банка проводится в 2006 году, прежде всего, для сглаживания  колебаний ставок на краткосрочном денежном рынке. По-прежнему операционной целью останется ставка однодневного (овернайт) межбанковского рынка кредитов в национальной валюте, на котором осуществляется основной объем операций. В то же время будет обеспечиваться постепенная реализация принципа, при котором величина процентной ставки на краткосрочном рынке приближается к уровню ставки рефинансирования. Тем самым волатильность рынка межбанковского рынка кредитов (далее — МБК) снизится, а степень предсказуемости на этом рынке увеличится.

В целях реализации данного  принципа Национальный банк в первую очередь прибегнет к осуществлению своих основных операций по предоставлению и изъятию ликвидности на аукционной основе. Ставка рефинансирования, как и ранее, будет при этом задавать минимальный и максимальный уровень процентных ставок. В условиях структурного либо сезонного избытка ликвидности и соответственно тенденции к отклонению ставки МБК к нижней границе ставок (задаваемой ставкой по постоянно доступным инструментам изъятия ликвидности) преобладающими станут аукционные операции по изъятию ликвидности, в условиях структурного либо сезонного дефицита ликвидности — аукционные операции по предоставлению ликвидности. Указанные операции проводятся в соответствии с заранее объявленным графиком со стандартными сроками. Вместе с тем в условиях возникновения краткосрочных непрогнозируемых изменений ликвидности и целесообразности их сглаживания через аукционные операции в исключительных случаях возможно проведение дополнительных аукционов (вне графика).

Такая практика обеспечит повышение предсказуемости и прозрачности применения инструментов Национальным банком, а значит, облегчит процесс управления банками собственной ликвидностью. Это позволит повысить стабильность и ликвидность внутреннего рынка и на этой основе снизить рыночные риски.

Процентные ставки по постоянно доступным инструментам (кредит овернайт и депозиты) будут формировать коридор колебаний стоимости ресурсов на межбанковском рынке.

Процентная ставка по кредиту овернайт будет находиться выше уровня ставки рефинансирования, отражая штрафной характер стоимости ресурсов в рамках этого инструмента и стимулируя банки к тщательному планированию своей ликвидности, а также преимущественному получению рефинансирования от Национального банка в рамках аукционных процедур.

В ходе совершенствования  инструментов Национальный банк в 2006 году постепенно увеличит лимит по кредиту овернайт и рассмотрит возможность их отмены. Увеличение и отмена лимита позволят банкам более эффективно решать проблемы в ситуациях краткосрочного непрогнозируемого недостатка ликвидности и не допускать в этих случаях выхода ставок межбанковского рынка за величину ставки овернайт.

Уровень процентных ставок по постоянно доступным для банков депозитам сформируется исходя из необходимости предоставления банкам возможности сглаживания непрогнозируемого избытка ликвидности краткосрочного характера. При этом уровень процентных ставок по таким депозитам принципиально будет ниже уровня ставки рефинансирования и средней процентной ставки по изъятию ресурсов через аукционные процедуры, что также будет отражать ее штрафной характер.

Уровень процентных ставок по постоянно доступным инструментам будет изменяться по мере изменения ставки рефинансирования, что позволит обеспечить большее влияние сигнала процентных ставок на банковскую систему и далее на экономику. Помимо этого, коридор процентных ставок поступательно сузится, а ставки по постоянно доступным инструментам поступательно изменятся в сторону большей симметричности их величин относительно величины ставки рефинансирования.

Направление и величина изменения ставки рефинансирования в 2006 году будут подчинены необходимости повышения финансовой стабильности и достижения целевого уровня по инфляции.

В условиях благоприятного развития ситуации в денежно-кредитной сфере, прежде всего отсутствия необходимости повышения ставки рефинансирования для достижения конечного целевого ориентира по инфляции, прогнозируется, что уровень ставки рефинансирования к концу 2006 года составит 8—10 процентов.

В 2006 году предполагается сохранить тенденцию к снижению уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. При этом в 
первоочередном порядке планируется выравнивание норм обязательного резервирования по различным  категориям  привлеченных  средств  без предоставления льгот и преференций банкам.

Указанные действия приведут к улучшению условий привлечения банками депозитов и повышению доступности кредитов, способствуя повышению конкуренции в банковском секторе и, следовательно, стимулируя более эффективное перераспределение финансовых ресурсов в экономике.

В целях сглаживания  колебаний ликвидности и процентных ставок денежного рынка сохранит свою роль механизм усреднения при  выполнении банками резервных требований. Помимо кредита овернайт, погашаемого банками в день выдачи, усредненное выполнение обязательного резервирования явится также важнейшим инструментом обеспечения банков внутридневной ликвидностью для осуществления бесперебойного платежного процесса в течение дня. По мере снижения нормативов обязательного резервирования возможность использования банками части фонда для регулирования собственной ликвидности будет увеличена.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: ее цели и особенности проведения в Республике Беларусь