Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 16:36, курсовая работа
Движение денег обслуживает денежно-кредитная система, что обусловливает необходи¬мость изучения принципов ее построения, функционирования. Именно через кредитную систему Центральный банк страны реализует денеж¬но-кредитную политику. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денеж¬но-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики и направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране, развитие и укрепление банковской системы, надежное и безопасное функционирование платежной системы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
2. МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
2.1. Инструменты денежно-кредитного регулирования 6
2.2. Виды денежно кредитной политики 9
3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2006 ГОДУ 12
3.1. Основные направления денежно-кредитной политики в Республике Беларусь в 2006 году 12
3.2. Цели денежно-кредитной политики в Республике Беларусь в 2006 году 13
3.3. Инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2006 году 20
3.4. Итоги выполнения денежно-кредитной политики за первое полугодие 2006 года 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
К селективным методам денежно-кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. Следует подчеркнуть, что при реализации денежно-кредитной политики Центральный банк использует одновременно совокупность инструментов.
В зависимости от целей, поставленных Центральным банком, различают два основных типа денежно-кредитной политики – политику «дорогих денег» и политику «дешевых денег», каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования.
В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.
Если в экономике наблюдается недогрузка производственных мощностей и высокий уровень безработицы, принимается решение о необходимости увеличения предложения денег, т.е. проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Большее количество денег у предприятий и населения стимулирует совокупный спрос, способствует развитию производства и росту занятости населения. Политика «дешевых денег» заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.
Для того чтобы увеличить предложение денег, необходимо увеличить резервы коммерческих банков. Поэтому Центральный банк начинает скупать государственные облигации на открытом рынке, что увеличивает банковские резервы и ведет к росту предложения денег; понижает учетную ставку, что позволяет увеличить количество кредитных денег в виде предложения; понижает резервную норму, в результате чего увеличиваются избыточные резервы и денежный мультипликатор.
Политика «дорогих денег» направлена на уменьшение предложения денег и снижение темпов инфляции. Она проводится с помощью ограничения объемов и удорожания кредитов. Для этого Центральный банк продает государственные облигации на открытом рынке, в результате чего резервы коммерческих банков уменьшаются и снижается предложение денег; увеличивает резервную норму, что уменьшает размер денежного мультипликатора; поднимает учетную ставку, что делает кредит дорогим и уменьшает предложение денег в обращении.
Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики, исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.
Следует обратить внимание на то, что проведение одного из типов денежно-кредитной политики позволяет решить одну из двух взаимоисключающих проблем: либо проблему инфляции, либо проблему безработицы. При решении проблемы инфляции путем сокращения предложения денег е краткосрочном периоде может обостриться проблема безработицы, так как сокращается инвестирование производства. И, наоборот, при решении проблемы занятости путем роста предложения денег, а, следовательно и инвестиций, может произойти скачок в уровне цен.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 год разработаны Национальным банком Республики Беларусь совместно с Правительством Республики Беларусь в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь.
Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 год призваны представить участникам экономических отношений, широкой общественности информацию о действиях органов денежно-кредитного регулирования в денежной и валютной сферах Республики Беларусь. В 2006 году, как и в предыдущие годы, эти действия будут направлены на создание условий для выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития, предпосылок для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения в предстоящем пятилетии, прежде всего, путем:
- обеспечения устойчивости
белорусского рубля, в том
- развития и укрепления банковской системы;
- обеспечения эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
В 2006 году Национальный банк продолжит соблюдение принципов денежно-кредитной политики, основу которых составляют:
- четкое ее определение,
раскрытие конечной цели и
промежуточных целевых
- обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики, что предполагает ясность функций и задач Национального банка, процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений Национального банка о денежно-кредитной политике, доступность для общественности информации о результатах этой политики;
- самостоятельное определение
Национальным банком механизма
применения инструментов денежн
Достижение целевых ориентиров и реализация мер, предусмотренных в Основных направлениях на 2006 год, явятся одними из важнейших условий динамичного развития экономики и социальной сферы Республики Беларусь.
3.2 ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2006 ГОДУ
В соответствии с прогнозом на 2006 год социально-экономическое развитие страны определяется относительно благоприятными внешнеэкономическими условиями и существенным увеличением иностранных инвестиций. В результате сохранится возможность проведения экономической политики, направленной на дальнейшую макроэкономическую и монетарную стабилизацию, модернизацию и структурную перестройку белорусской экономики, поддержание высоких темпов экономического роста при одновременном улучшении качественных параметров, позволяющих за счет внутренних финансовых и инвестиционных ресурсов ускорить развитие наиболее эффективных производств.
В 2006 году сохранятся высокие темпы экономического роста (увеличение ВВП с учетом индекса физического объема продукции промышленности — 107—108,5 процента). Увеличение ВВП по-прежнему будет стимулироваться как внешним, так и внутренним спросом.
В части внешнего спроса прогнозом на 2006 год предусматривается увеличение объемов экспорта товаров и услуг на 8,5 — 9,5 процента.
В 2006 году прогнозируется усиление влияния внутреннего спроса на экономический рост, что связано с сохранением высоких темпов роста заработной платы и доходов населения, а также с увеличением инвестиций, хотя и на более низком уровне, чем в 2005 году. Так, темп роста реальной заработной платы в 2006 году предполагается на уровне 108—109 процентов, реальных денежных доходов населения — 107—108,5 процента, инвестиций в основной капитал — 113—114 процентов.
Учитывая опережающий рост инвестиций, в 2006 году следует ожидать положительного влияния данного фактора на прирост ВВП со стороны предложения товаров и услуг.
Наряду с наращиванием инвестиций в обновление и модернизацию производственного потенциала основными факторами экономического роста станут:
- продолжение структурной перестройки белорусской экономики с преимущественным развитием отраслей с высокой добавленной стоимостью;
- сокращение энергоемкости производства (на 6—7 процентов), повышение его рентабельности, финансовое оздоровление реального сектора экономики;
- снижение уровня налогообложения с одновременной оптимизацией государственных расходов;
- активизация реформирования отдельных отраслей национальной экономики (промышленность, агропромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, сфера нематериальных услуг и др.);
- создание благоприятных условий для развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, усиление мотивационных стимулирующих механизмов.
Предусматривается снижение в 2006 году налоговой нагрузки (на 1,3 процентного пункта), и, прежде всего, за счет сокращения оборотных платежей (в том числе в местные бюджеты) с одновременной оптимизацией бюджетных расходов. Предполагается выдержать дефицит республиканского бюджета на уровне 1,5 процента от ВВП.
С 1 января 2006 г. совершенствуется налогообложение банков путем их включения в общую систему налогообложения прибыли, что позволит исключить из налогообложения расходы банков на оплату труда, амортизацию основных средств и износ нематериальных активов.
Основное влияние на развитие внешней торговли Республики Беларусь в 2006 году окажут динамика цен на нефть и нефтепродукты, экономическая конъюнктура в Российской Федерации и конкурентоспособность белорусской продукции на данном рынке.
Поступления валютной выручки на счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей увеличатся на 13—14 процентов.
Отношение объема
международных резервных
В 2006 году сохранится стратегическая направленность денежно-кредитной политики, которая, являясь составной частью экономической политики государства, будет содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических показателей посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.
Важнейшими базовыми условиями обеспечения высоких темпов долговременного экономического роста являются достижение и сохранение финансовой стабильности, в основе которой — низкий уровень инфляционных процессов в стране. В связи с этим одним из стратегических элементов государственной экономической политики является ее направленность на устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.
Таким образом, конечная цель денежно-кредитной политики в 2006 году — обеспечение с помощью монетарных инструментов (с учетом мер экономической политики Правительства Республики Беларусь) снижения инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, до 7—9 процентов.
Достижение данной цели, наряду со стабильностью обменного курса национальной валюты, явится главным вкладом денежно-кредитной политики в выполнение запланированных параметров социально-экономического развития на 2006 год и создание предпосылок для устойчивого экономического роста, повышения благосостояния населения в предстоящем пятилетии.
Одновременно денежно-
Учитывая отсутствие прямого механизма воздействия на инфляцию с помощью инструментов денежно-кредитной политики, в 2006 году Национальный банк применит систему промежуточных целевых ориентиров, обеспечивающих достижение конечной цели.
Первоочередное внимание при этом Национальный банк уделит номинальному обменному курсу белорусского рубля.
На текущем этапе, как показывает опыт прошлых лет, обменный курс является достаточно эффективным инструментом воздействия на инфляционные процессы в экономике. Это объясняется, в первую очередь, устойчивой связью между динамикой обменного курса и формированием ожиданий населения и организаций. В условиях открытой трансформационной экономики и значительности внешнеторговых потоков важными для хозяйственной деятельности являются риски, обусловленные изменчивостью обменного курса, ограничение которых позволит получить положительный эффект.