Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики;
определить методы регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;

Оглавление

Введение
1. Денежно-кредитная политика
1.1. Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политик
1.2. Типы денежно-кредитной политики
1.3. Методы регулирования денежно-кредитной политики
1.4. Нормативная база денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь
2. Анализ выполнения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
за 2005г.
2.1. Исполнение денежно-кредитных показателей
2.2. Уровень процентных ставок
2.3. Устойчивость банковской системы
3. Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика рб.docx

— 82.15 Кб (Скачать)

Значимым элементом повышения  прозрачности и эффективности реализации денежно-кредитной политики и формирования экономических ожиданий участников рынка в соответствии с целями денежно-кредитной политики является раскрытие информации о совершаемых  операциях, об обязательном резервировании, о динамике ликвидности банковской системы. [1]

По-прежнему операционной целью  останется ставка однодневного (овернайт) межбанковского рынка кредитов в  национальной валюте, на котором осуществляется основной объем операций. В то же время обеспечивается реализация принципа, при которой величина процентной ставки на краткосрочном рынке приближается к уровню ставки рефинансирования.

Кроме того, Национальный банк Республики Беларусь проводит снижение уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Это  метод направлен на постепенное  выравнивание нормы обязательного  резервирования по различным категориям привлеченных средств без предоставления льгот и преференций банкам.

 

1.4. Нормативная база денежно-кредитной  политики

Национального банка Республики Беларусь

 

Нормативной базой для  разработки и реализации денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь являются:

1. Банковский кодекс Республики  Беларусь от 25.10.2000г. № 441-3.

2. Основные направления  денежно-кредитной политики Республики  Беларусь на 2006 год., утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 21.12.2005г. № 608.

3. Основные направления  денежно-кредитной политики Республики  Беларусь на 2005 год., утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 10.09.2004г. № 438.

3. Указ Президента Республики  Беларусь от 10.09.2004г. № 437 «Об  утверждении важнейших параметров  прогноза социально-экономического  Развития Республики Беларусь  на 2005 год».

4. Закон Республики Беларусь  «О бюджете Республики Беларусь  на 2005 год».

5. Закон Республики Беларусь  «О бюджете Республики Беларусь  на 2006 год.».

6. Концепция развития  банковской системы Республики  Беларусь на 2001 – 2010 годы, одобренной  Указом Президента Республики  Беларусь от 28.05.2002г. № 274.

7. Программа социально-экономического  развития на 2006-2010 годы (проект, принятый  на Всенародном собрании Республики  Беларусь).

8. Постановление Правления  Национального банка от 28.06.2004г.  № 92 «Об утверждении Инструкции  об экономических нормативах  для банков и небанковских  кредитно-финансовых организаций».

9. Постановление Правления  Национального Банка Республики  Беларусь от 29.09.2004г. № 148 «Об  утверждении Инструкции о порядке  формирования и использования  специального резерва на покрытие  возможных убытков по активам  банка и небанковской кредитно-финансовой  организации, подверженным кредитному  риску».

10. Постановление Правления  Национального банка Республики  Беларусь от 18.11.2004г. № 172 «Об  утверждении Инструкции о порядке  формирования и использования  банками и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями резерва под обесценение  ценных бумаг».

11. Постановление Совета  директоров Национального банка  Республики Беларусь от 23.11.2005г.  № 352 «Об установлении норматива минимальной суммы остатка средств фонда обязательных резервов».

12. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2000г. № 24.3 «Об утверждении Правил осуществления межбанковских расчетов».

 

2. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2005Г.

 

2.1. Исполнение денежно-кредитных  показателей

 

Параметры денежно-кредитных  показателей в 2005г. поддерживались на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих достижение оптимальной в складывающихся условиях динамики обменного курса  белорусского рубля.

Параметры денежного предложения  в белорусских рублях в 2005 г. формировались  в условиях замедления инфляционных процессов, сохранения достаточно высоких  темпов экономического роста, деловой  и инвестиционной активности в экономике  и соответственно, увеличения спроса юридических и физических лиц  на реальные денежные остатки.

Объем денежной массы в  результате высоких темпов экономического роста увеличился за 2005 год на 42,2%, или на 3,7 трлн.руб., и на 01.01.2006 г. составил 12,6 трлн.руб. при ее увеличении за 2004г на 44,1%. При этом объем рублевой денежной массы увеличился за 2005г. на 3,2 трлн.руб. и на 01.01.2006г. составил 8,6 трлн.руб. Такой рост рублевого денежного предложения в 2005г. сложился в условиях более интенсивного увеличения спроса экономики на деньги. [13, с. 5].

Скорость обращения широкой  денежной массы снизилась в 2005г. на 10,7%, в 2004г. – на 7,9%. При этом скорость обращения рублевой денежной массы  уменьшилась в 2005г. на 18,9%, в 2004г. – на 16,3%. Это свидетельствует об увеличении спроса экономики на национальную валюту [13, с. 6].

Основными факторами роста  спроса экономики на белорусские  рубли стали: увеличение производства товаров и услуг, продолжающийся рост удельного веса денежных форм расчетов в общем объеме выручки  от реализации, потребность субъектов  хозяйствования в трансформации  заработанных ресурсов в иностранной  валюте в активы в белорусских  рублях, что связано с необходимостью финансирования ими текущей деятельности и инвестиций в основной капитал, а также с предпочтением активов в национальной валюте сравнительно с иностранной.

Изменение рублевой денежной массы произошло за счет увеличения ряда показателей (табл. 2.1).

Основной удельный вес (42,3%) в приросте рублевой денежной массы  за 2005г. составили средства физических лиц: переводные депозиты увеличились  на 78,2%, срочные депозиты – на 50,1%, сберегательные сертификаты – в 5,9 раза. [13, с. 6].

Таблица 2.1

Факторы, повлиявшие на изменение  рублевой денежной массы

 

Рост наличных денег в  оборот, %

Переводные депозиты юридических  и физических лиц, %

Срочных депозитов юридических  и физических лиц, %

Объем ценных бумаг, выпущенных банками, %

2005г.

50,5%

65,3

61,7

29,1%

2004г.

44,6

64,7

82,5

-53,1

Доля в общем объеме денежной массы, %, рост за 2005г.

- 1,4

1,2

0,6

0,4


 

Рублевые депозиты населения  за 2005 г. выросли на 1,3 трлн.руб. или 56,5% (против 99,9% в 2004г., но в абсолютном выражении на 1,2 трлн.руб.). Их удельный вес в приросте всех рублевых депозитов составил 52,8%, а их доля в структуре рублевых депозитов снизилась на 2,5% по сравнению с уровнем начала 2005г. Замедление темпов роста депозитов населения в 2005г. по сравнению с 2004г. в определенной мере связано с ускоренным ростом потребительских расходов домашних хозяйств во взаимосвязи с изменением их структуры, а также с тем, что в предыдущие несколько лет значительная часть прироста вкладов населения в банках формировалась за счет трансформации сбережений их неорганизованной формы в организованную, тогда как в 2005г. этот процесс носит уже замедленный характер. При этом в структуре вновь привлекаемых срочных депозитов физических лиц в белорусских рублях доля долгосрочных средств за 2005г. увеличилась до 28,9% против 6,6% за 2004г. [13, с. 8].

Рублевые депозиты юридических  лиц за 2005г. выросли на 73,3%, в том  числе переводные депозиты – на 59,9%, срочные депозиты – на 119,1%. За 2004г. увеличились они соответственно на 46,5%, 50,9%, и 33,4%. В основе увлечения средств предприятий в банках лижет прирост выручки, определенной денежными средствами. Доля денежной составляющей выручки от реализации продукции в общем объеме оплаченной выручки возросла с 84% в 2004г. до 88,9% в 2005г. Читая прибыль экономике в 2005г. по сравнению с 2004г. выросла в 1,5 раза, в реальном выражении – на 26,7%. [13, с. 8].

Депозиты в иностранной  валюте в долларовом эквиваленте  выросли на 16,3%, или на 257,6 млн.долл.США (за 2004г. – на 25,8% или на 324,2 млн.долл.), в том числе депозиты юридических лиц – на 12,3% или на 106,5 млн.долл.США), депозиты физических лиц – на 21,2%. Или на 151,1 млн.долл. (за 2004г. – на 31,8%, или на 171,9 млн.долл.). [13, с. 9].

Балансовыми факторами роста  широкой денежной массы за 2005г. на 3,7 трлн.руб. (за 2004г. – на 2,7 трлн.руб.) явились увеличение чистых иностранных активов банковской системы на 1,1 трлн.руб. и чистых внутренних активов банковской системы – на 2,6 трлн. рублей (за 2004г. – на 0,4 трлн.руб. и 2,3 трлн.руб. соответственно).

Рост чистых внутренних активов  банковской системы в 2005г. на 35,5% произошел  за счет увеличения на 34,8% (или на 3,6 трлн.руб.) чистого внутреннего кредита, который сложился при увеличении на 0,1 трлн.руб. или на 21,6%, чистого кредита органам государственного управления и увеличении на 3,5 трлн.руб. или на 35,2% требований к экономике.

Чистые иностранные активы банковской системы в долларовом эквиваленте за 2005г. увеличились  на 75,7%, или на 531,5 млн.долл.США, и на 01.01.2006г. составили 1233,5 млн.долл.США, что обусловлено ростом валовых иностранных активов на 48,5% или на 680,8 млн.долл.США, и валовых иностранных пассивов – на 21,3% или на 149,3 млн.долл.США. [13, с. 10].

 

2.2. Уровень процентных  ставок

 

Ставка рефинансирования, исходя из фактических и ожидаемых  темпов инфляции, ситуации на валютном и других рынках, в 2005г. была снижена с 17% до 11% годовых. Среднем за 2005г. ставка рефинансирования сложилась на уровне 13,6% годовых против 21,3% годовых за 2004г. Вместе с тем в реальном выражении (т.е. учитывая темп инфляции) за 2005г. указанная ставка была положительной и составила 5,9% годовых, снизившись, в условиях макроэкономической и финансовой стабилизации, на 1,8 процентного пункта по отношению к уровню 2004г. [13, с. 11].

Средняя ставка однодневных  межбанковских кредитов за декабрь 2005г составила 5,6% годовых и снизилась  по сравнению с декабрем 2004г. на 18,1 процентного пункта. Такое понижение  стоимости ресурсов на рынке межбанковских  кредитов было обусловлено как снижением  ставок денежного рынка, так и  ростом объемов ликвидности банков.

Процентная ставка по новым  срочным депозитам в национальной валюте в декабре 2005г. сложилась  на уровне 8,8% годовых, снизившись по сравнению с декабрем 2004г. на 8,5 процентного пункта. В реальном выражении за 2005г. процентная ставка по новым срочным депозитам составила 4,2% годовых, снизившись по сравнению с уровнем 2004г. на 0,5 процентного пункта. Процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам населения в декабре 2005г. составила 11,6% годовых, снизившись по сравнению с декабрем 2004г. на 5,4 процентного пункта. В реальном выражении за 2005г. указанная ставка не только оставалась положительной (6,4% годовых), но и увеличилась на 0,3 процентного пункта по сравнению с уровнем 2004г. Увеличение реального значения данного показателя способствовало повышению привлекательности сбережений в национальной валюте для населения.

По новым срочным депозитам  в иностранной валюте процентная ставка в декабре 2005г. составила 6,2% годовых, снизившись на 1,2 процентного пункта по сравнению с уровнем декабря 2004г. За период 2005г. уровень

ставки составил 6,4% годовых против 6,2% годовых за 2004г. Доходность новых срочных депозитов населения в иностранной валюте в декабре 2005г. сложилась на уровне 7,4% годовых, снизившись относительно уровня декабря 2004г. на 0,6 процентного пункта. За 2005г. указанная ставка составила 7% годовых, что выше уровня 2004г. на 0,5 процентного пункта. [13, с. 13].

Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2005г. составила 13,4% годовых, снизившись на 6,6 процентного  пункта относительно уровня декабря 2004г. Уровень ставки в реальном выражении  за 2005г. составил 8,6% годовых против 10,3% годовых в 2004г. Снижение номинальных и реальных ставок по кредитам способствовало росту их доступности для предприятий и населения.

Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в иностранной  валюте увеличилась с 10,1 процента годовых, увеличившись на 0,7 процентного пункта по сравнению с уровнем 2004г. Тенденция  к некоторому увеличению процентных ставок по инструментам в иностранной  валюте в целом соответствует  тенденции повышения ставок на мировом  финансовом рынке. [13, с. 14].

Таким образом, в 2005г. проводилась  процентная политика, направленная на обеспечение достаточного уровня привлекательности  хранения сбережений в национальной валюте, с одной стороны, и расширение доступности кредитов для предприятий  и населения – с другой, что  способствовало созданию условий для  повышения уровня жизни населения.

2.3. Устойчивость банковской  системы

 

Банковская система Республики Беларусь является составным элементом  в процессе реализации денежно-кредитной  политики.

Развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь в 2005г. было направлено на повышение  ее устойчивости, решение финансового  потенциала, улучшение количества и  качества выполняемых операций и  оказываемых услуг. Решение указанных  задач осуществлялось за счет расширения ресурсной базы банков, оптимизации  структуры активов и пассивов, повышения капитализации банков, снижения всех видов рисков, повышения  качества управления. [4]

Банковская система республики функционировала достаточно устойчиво. Значимым участником проведения государственной  социально-экономической политики является группа ведущих банков, специализирующихся на обслуживании крупных народнохозяйственных комплексов и кредитной поддержке ключевых государственных программ. В нее входят 6 банков – открытые акционерные общества «Беларусбанк», «Белагропромбанк», «Белпромстройбанк», «Белинвестбанк», «Приорбанк», «Белвнешэкономбанк», доля которых в объеме валовых активов банковской системы страны составляет 88,9 процента. [13, с. 14].

На 01.01.2006 банковская система  Республики Беларусь включала 30 банков, из них 26 банков являются банками с  участием иностранного капитала, в  том числе 9 банков – со 100-процентным иностранным капиталом. В целом  инвестиции нерезидентов Республики Беларусь в уставные фонды банков Республики Беларусь за 2005 год составили 1,3 млн. долларов США и 1,58 евро. Удельный вес  иностранного капитала в уставных фондах банков за 2005 год снизился на 2,5 процентного  пункта и на 1 января 2006 г. составил 9,3 процента, в том числе доля российского  капитала – 2,9 процента. На территории Республики Беларусь находятся 12 представительств иностранных банков (России, Литвы, Германии, Польши и Казахстана).

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь