Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:35, курсовая работа
Таким образом, под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере и осуществляемых центральным банком с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Денежно-кредитная политика выполняет важную роль в экономике государства, так как она направлена на реализацию таких целей, как устойчивые темпы роста национального производства, стабильность цен, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса, экономический рост страны в целом.
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
1.1
Сущность, цели и типы
денежно-кредитной
политики центрального
банка
Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. «Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов» [5, с. 360].
Объектами
регулирования денежно-
Разработка
денежно-кредитной политики опирается
на общие целевые ориентиры
Задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития государства: повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса.
Если
цель развития национальной экономики
заключается в обеспечении
Рисунок 1.1 – Цели денежно-кредитной политики
Примечание
– источник: [1, с. 163].
Промежуточной, или тактической, целью денежно-кредитной политики может быть и регулирование инфляции, и стабилизация валютного курса, в связи с чем текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и легкодоступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, ставки рефинансирования банков второго уровня. Выбор промежуточных целей определяется степенью либерализации экономики и независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике [4, с. 492].
На практике чаще всего используют следующие промежуточные цели:
При
отборе промежуточных целей
Промежуточные цели не являются раз и навсегда заданными. Это обусловлено постоянным процессом развития рыночных отношений.
Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования:
Денежно-кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.
Денежно-кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей банков второго уровня по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами. Центральный банк, проводя такую политику, выполняет следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает уровень предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита [4, с. 496].
Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля. [5, с. 361].
Таким
образом, значение денежно-кредитной политики
государства, как регулятора экономической
деятельности, очень велико. Осуществляя
денежно-кредитную политику, центральный
банк воздействует на кредитную деятельность
банков второго уровня и регулирует расширение
или сокращение кредитования экономики
и изменение денежной массы в обращении.
Это приводит к стабильному развитию
внутренней экономики, укреплению денежного
обращения, сбалансированности внутренних
экономических процессов.
1.2
Методы денежно-кредитного
регулирования
Денежно-кредитная политика является одной из наиболее важных составляющих государственной экономической политики, и от того, насколько эффективно используются ее методы, от адекватности ее текущим экономическим условиям в определяющей степени зависит динамика социально-экономического развития государства [6, с. 29].
«Методы денежно-кредитной политики – это совокупность способов и инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей» [4, с. 496].
В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы регулирования.
Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного», с точки зрения хозяйствующих субъектов, воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми. Косвенные методы являются частью функционирования денежных рынков, и их использование не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма [4, с. 497].
Помимо
деления методов денежно-
Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом [5, с. 371].
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства [4, с. 497].
Выделяют другие классификации методов денежно-кредитной политики:
Таким
образом, существуют различные методы
денежно-кредитного регулирования, выбор
которых зависит от особенностей денежно-кредитной
сферы и состояния экономики отдельной
страны.
1.3
Инструменты денежно-кредитной
политики центрального
банка
Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования.
В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы:
Механизм рефинансирования представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся в них банкам второго уровня. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения процентных ставок денежных рынков и в других целях [5, с. 375]
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь банки второго уровня. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
Процентная политика центрального банка проводится по двум направлениям: регулирование займов банков у центрального банка и депозитная политика, которая еще может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.