Проблемы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь и направления ее совршенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере и осуществляемых центральным банком с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Денежно-кредитная политика выполняет важную роль в экономике государства, так как она направлена на реализацию таких целей, как устойчивые темпы роста национального производства, стабильность цен, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса, экономический рост страны в целом.

Файлы: 1 файл

Основная часть и заключение н.docx

— 138.81 Кб (Скачать)

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА 

     1.1 Сущность, цели и типы денежно-кредитной политики центрального банка 

     Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним  из основных инструментов регулирования  экономики. «Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов» [5, с. 360].

     Объектами регулирования денежно-кредитной  политики выступают спрос и предложение  на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, банков и  небанковских организаций. Проводником  денежно-кредитной политики государства  является центральный банк. Он наделён монопольным правом денежной эмиссии, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса [7, с. 128].

     Разработка  денежно-кредитной политики опирается  на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач на планируемый период, разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества [5, с. 365].

     Задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития государства: повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса.

     Если  цель развития национальной экономики  заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитной политики (рисунок 1.1). 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1.1 – Цели денежно-кредитной политики

     Примечание  – источник: [1, с. 163]. 

     Промежуточной, или тактической, целью денежно-кредитной политики может быть и регулирование инфляции, и стабилизация валютного курса, в связи с чем текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и легкодоступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, ставки рефинансирования банков второго уровня. Выбор промежуточных целей определяется степенью либерализации экономики и независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике [4, с. 492].

     На  практике чаще всего используют следующие  промежуточные цели:

  • Таргетирование обменного курса, которое предполагает фиксацию номинального курса национальной валюты;
  • Таргетирование денежных агрегатов. При проведении монетарной стабилизации центральный банк принимает величину того или иного агрегата денежной массы в качестве основной промежуточной цели денежной политики;
  • Инфляционное таргетирование, которое предполагает постановку в качестве единственной цели денежно-кредитной политики контроль за ростом цен [5, с. 368-369].

     При отборе промежуточных целей используется различные критерии:

  • Согласованность предполагает, что промежуточные цели должны быть согласованы с конечными целями денежно-кредитной политики;
  • Контролируемость, предполагающая возможность для центрального банка влиять на величину промежуточной переменной. Кроме того, важна устойчивая зависимость между инструментами денежно-кредитного регулирования и промежуточной переменной;
  • Измеримость предполагает наличие возможности правильно и точно измерить выбранную промежуточную переменную;
  • Своевременность. Достоверная информация о промежуточных целях должна своевременно и регулярно поступать в центральный банк.

     Промежуточные цели не являются раз и навсегда заданными. Это обусловлено постоянным процессом развития рыночных отношений.

     Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования:

  • Денежно-кредитная экспансия или политика «дешевых денег»
  • Денежно-кредитная рестрикция или политика «дорогих денег»

     Денежно-кредитная  экспансия центрального банка увеличивает ресурсы банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

     Денежно-кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей банков второго уровня по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами. Центральный банк, проводя такую политику, выполняет следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает уровень предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита [4, с. 496].

     Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной  политики государства. Этим законодательным  документом определяются важнейшие  параметры развития денежно-кредитной  сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной  политики государства. В данном документе  конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы  регулирования и контроля. [5, с. 361].

     Таким образом, значение денежно-кредитной политики государства, как регулятора экономической деятельности, очень велико. Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк воздействует на кредитную деятельность банков второго уровня и регулирует расширение или сокращение кредитования экономики и изменение денежной массы в обращении. Это приводит к стабильному развитию внутренней экономики, укреплению денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.  
 
 
 

     1.2 Методы денежно-кредитного регулирования 

     Денежно-кредитная  политика является одной из наиболее важных составляющих государственной  экономической политики, и от того, насколько эффективно используются ее методы, от адекватности ее текущим  экономическим условиям в определяющей степени зависит динамика социально-экономического развития государства [6, с. 29].

     «Методы денежно-кредитной политики – это совокупность способов и инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей» [4, с. 496].

     В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы регулирования.

     Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного», с точки зрения хозяйствующих субъектов, воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

     Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми. Косвенные методы являются частью функционирования денежных рынков, и их использование не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма [4, с. 497].

     Помимо  деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные  различают также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков.

     Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом [5, с. 371].

     Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства [4, с. 497].

     Выделяют  другие классификации методов денежно-кредитной политики:

  • в зависимости от объекта воздействия (воздействие на предложение либо спрос на деньги);
  • в зависимости от сроков воздействия (краткосрочные и долгосрочные методы);
  • в зависимости от характера параметров регулирования (количественные и качественные методы) [5, с. 373].

     Таким образом, существуют различные методы денежно-кредитного регулирования, выбор которых зависит от особенностей денежно-кредитной сферы и состояния экономики отдельной страны. 
 

     1.3 Инструменты денежно-кредитной политики центрального банка 

     Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования.

     В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие  основные группы:

  • рефинансирование банков;
  • процентные ставки по операциям центрального банка;
  • обязательное резервирование;
  • валютные операции;
  • операции на открытом рынке;
  • прямые количественные ограничения;
  • установление ориентиров роста денежной массы [1, с. 163].

     Механизм  рефинансирования представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся в них банкам второго уровня. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения процентных ставок денежных рынков и в других целях [5, с. 375]

     Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь банки второго уровня. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

     Процентная  политика центрального банка проводится по двум направлениям: регулирование займов банков у центрального банка и депозитная политика, которая еще может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.

Информация о работе Проблемы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь и направления ее совршенствования