Проблемы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь и направления ее совршенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере и осуществляемых центральным банком с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Денежно-кредитная политика выполняет важную роль в экономике государства, так как она направлена на реализацию таких целей, как устойчивые темпы роста национального производства, стабильность цен, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса, экономический рост страны в целом.

Файлы: 1 файл

Основная часть и заключение н.docx

— 138.81 Кб (Скачать)

     В целях повышения привлекательности  депозитов в белорусских рублях по сравнению с депозитами в иностранной  валюте были реализованы мероприятия  по снижению процентных ставок банков по вновь привлекаемым срочным вкладам  физических лиц в иностранной  валюте. Эти меры позволили достаточно быстро остановить процессы долларизации [2, c. 7].

     Процентная  ставка по вновь привлеченным срочным  депозитам физических лиц в иностранной валюте уменьшилась с 8 процентов в январе до 6,8 процента годовых в сентябре 2010 года и по депозитам юридических лиц – с 5,7 до 7,1 процента годовых соответственно [17, с. 49-51].

     Регулирование денежного предложения и текущей  ликвидности банков  в 2007-2010 году осуществлялось с использованием механизма обязательного резервирования. Выполнение резервных требований на усредняемой основе позволяло банкам минимизировать краткосрочные колебания ликвидности, оказывая тем самым сглаживающее воздействие на уровень процентных ставок на межбанковском кредитном рынке.

     В 2007 году норматив обязательного резервирования от привлеченных ресурсов юридических лиц в национальной валюте, а также юридических и физических лиц в иностранной валюте составил 8 процентов, а величина норматива обязательного резервирования от привлеченных ресурсов физических лиц в национальной валюте составила 4,5 процента (приложение А).

     С 1 декабря 2008 года снижен норматив резервных требований для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций: 

 
  •  норматив  от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях снизился с 4,5 до 1,5 процента;
  • норматив от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях – с 8 до 7 процентов;
  • норматив от привлеченных средств в иностранной валюте – с 8 до 7 процентов (рисунок 2.5)
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2.5 – Динамика нормативов отчислений банков в обязательные резервы Национального банка Республики Беларусь 2007-2009 годах

Примечание  – источник: собственная разработка на основании источников [9, 19]. 

     В 2009 году осуществляется дальнейшее снижение норматива резервных требований для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Норматив резервных требований от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях снизился с 1,5 процента до 0 процентов. Нормативы от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях и от привлеченных средств в иностранной валюте были снижены на 1 процент и составили 6 процентов (приложение А). В 2010 году размеры норматива резервных требований для банков не изменились и остались на уровне 2009 года.

     Таким образом, главными задачами денежно-кредитной  политики в 2007-2010 годах являлись поддержание устойчивых темпов экономического роста, поддержка внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси. Курсовая политика способствовала поддержанию стабильности белорусского рубля. С 2009 года Национальный банк перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, что повысило гибкость курсовой политики. Регулирование ставки рефинансирования было направлено на снижение инфляционных ожиданий и стимулирование сбережений в национальной валюте. Ставки по другим инструментам  колебались в соответствии с изменениями ставки рефинансирования. Величина нормативов резервных требований за указанный период снизилась, что позволило банкам расширить объёмы операций.  Анализ состояния денежно-кредитной сферы за данный период показывает, что Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь и банки в целом обеспечили выполнение задач денежно-кредитной политики Республики Беларусь. 

     3 ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  

     Развитие  банковского сектора и проведение эффективной денежно-кредитной политики во многом определяются эффективностью функционирования всех отраслей экономики и социальной сферы. При этом следует отметить взаимное влияние и, как правило, общую направленность процессов и тенденций в денежно-кредитной сфере и других отраслях экономики.

     В Республике Беларусь имеется ряд нерешенных проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора. Основными из них являются:

  • Напряженное финансовое состояние значительного числа предприятий реального сектора экономики, обусловливающее высокие кредитные риски банков и ограничивающее возможности роста их ресурсной базы, а также снижение ставки процента по кредитам и увеличение объемов кредитования.
  • Сохраняющаяся в стране высокая налоговая нагрузка ограничивает финансовые средства субъектов хозяйствования, и соответственно, снижает их деловую и инвестиционную активность.
  • Высокая материалоемкость и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, что негативно отражается на состоянии платежного баланса страны;
  • Ограниченность инвестиционных ресурсов для обновления основных фондов;
  • Недостаточная инновационная активность [25, с. 14].

     В настоящее время по мере выхода мировой  экономики из кризиса важно продолжить совершенствование монетарной политики для эффективного обеспечения ее вклада в новое качество роста.

     В соответствии с этим можно выделить следующие приоритетные направления совершенствования денежно-кредитной политики на ближайшую перспективу:

  • дальнейшее повышение гибкости курсообразования в рамках режима привязки курса к корзине иностранных валют;
  • повышение значимости процентного канала [2, c. 8-9].
 

     Совершенствование инструментов денежно-кредитной  политики в 2006 – 2010 годах будет подчинено ее целям и обусловлено постепенным переходом к режиму инфляционного таргетирования, что потребует более четко определить операционный ориентир монетарной политики.

     На  начальном этапе при сохранении преемственности режима политики, предусматривающего использование обменного курса и денежного предложения как промежуточных целей денежно-кредитной политики, предполагается использовать процентную ставку краткосрочного денежного рынка в качестве основного операционного ориентира.

     Ставка  рефинансирования сыграет роль основного инструмента денежно-кредитной политики, что соответствует принципам реализации режима инфляционного таргетирования. Направление и величина изменения ставки рефинансирования в 2006 – 2010 годах будут подчинены повышению финансовой стабильности и достижению целевого уровня по инфляции. [25, с. 25-26].

     В качестве основы курсовой политики в ближайшие годы наиболее целесообразно сохранить механизм привязки белорусского рубля к корзине иностранных валют. В условиях недостаточной внешней сбалансированности свободно плавающий обменный курс может вести себя непредсказуемо, а отсутствие других, равнозначных по значимости монетарных инструментов может поставить под вопрос всю финансовую стабильность.

     Исходя  из этого, наиболее взвешенным подходом могло бы быть использование действующего курсового режима на протяжении ближайших 2—3 лет, необходимых для улучшения  ситуации во внешнеэкономической сфере. При этом возможно совершенствование  самого механизма привязки курса  белорусского рубля к корзине, например, за счет пересмотра долей иностранных  валют по мере необходимости. Ежегодное  уточнение центрального значения и  ширины коридора колебаний стоимости  корзины валют также может  способствовать повышению эффективности  курсовой политики.

     Одновременно  было бы полезным повышать гибкость изменения  курса внутри действующего коридора колебаний для адаптации к  таким изменениям населения и  предприятий. Сохранению устойчивости действующего курсового режима способствовало бы принятие дополнительных мер по наращиванию государственных золотовалютных резервов, остающихся в настоящее  время на недостаточном уровне.

     Для усиления роли процентной политики важно проводить работу по дальнейшему повышению эффективности системы рефинансирования Национального банка. Прежде всего, необходимо совершенствовать механизм изменения процентных ставок по операциям Национального банка и их воздействия на величину ставки на краткосрочном рынке на следующих принципах:

  • ставка на рынке межбанковских кредитов должна приближаться к уровню ставки рефинансирования;
  • изменение ставок по другим инструментам Национального банка должно быть синхронизировано с изменением ставки рефинансирования.

     Отступления от данных принципов могут допускаться  только в исключительных случаях  и носить кратковременный характер [2, c. 9].

     Главную роль в системе инструментов Национального  банка продолжат играть регулярно  проводимые аукционные операции. Их использование в качестве основного средства управления ликвидностью позволит наиболее эффективно реализовывать задачу достижения операционных целей. Для усиления воздействия на уровень текущей ликвидности и процентной ставки межбанковского рынка аукционные операции по изъятию ликвидности предполагается дополнить депозитными аукционами.

     Вышеназванные меры по совершенствованию денежно-кредитной  политики целесообразно сопровождать дальнейшим повышением ее транспарентности. Широко информируя общественность о задачах денежно-кредитной политики, Национальный банк будет содействовать улучшению понимания участниками финансовых отношений целей и предпринятых мер денежно-кредитной политики, повышая тем самым ее эффективность.

     Наряду  с этими шагами, направленными  на дальнейшее развитие методов и  инструментов денежно-кредитной политики, как для текущего совершенствования  монетарной политики, так и для  ее эффективной реализации в среднесрочной  перспективе необходимо создание целого ряда предпосылок в других сферах и секторах экономики.

     Важнейшим условием устойчивости монетарного  режима является наличие сбалансированной макроэкономической среды, в основе которой лежит высокая эффективность производства. Для создания такой среды целесообразно существенно оптимизировать регулирующую роль государства в экономической деятельности, особенно в области ценообразования и заработной платы. Важным представляется также постепенное снижение налоговой нагрузки до уровня, оказывающего стимулирующее воздействие на сферы промышленного производства и оказания услуг [2, c. 8-9].

     Стратегическими направлениями развития банковской системы Республики Беларусь остаются повышение устойчивости банков, доверия к ним со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, интеграция банков в региональную и мировую банковскую систему.

     Реализация  указанных направлений будет  обеспечиваться посредством:

  • совершенствования политики государства в развитии банковского сектора, повышения эффективности институциональной и функциональной структур банковской системы;
  • совершенствования корпоративного управления;
  • повышения конкуренции в банковском секторе;
  • увеличения капитала и ресурсной базы банков, оптимизации структуры их пассивов и активов;
  • расширения состава и улучшения качества банковских услуг, развития информационных и новых банковских технологий [10, с. 45].

     Совершенствование раскрытия информации о монетарных инструментах и факторах ликвидности банковской системы, расширение публикуемой информации о совершенных и планируемых операциях будут способствовать улучшению прогнозирования банками своей ликвидности, повысят прозрачность и предсказуемость финансового рынка.

     Национальная  стратегия устойчивого  социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. определяет следующие направления совершенствования реализации денежно-кредитной политики:

  • повышение эффективности механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики;
  • укрепление устойчивости банковской системы, обеспечивающее приближение ее параметров к европейскому уровню;
  • повышение надежности банковской системы за счет приближения принципов и практики банковского надзора к международным стандартам, внедрения современных методологических подходов и инструментария (средства раннего обнаружения финансовых затруднений в банках, развитие трансграничного надзора и т.д.), оптимизация структуры банковских активов и пассивов;
  • формирование финансово-промышленных групп, обеспечивающих объединение финансов банковской системы и предприятий реального сектора экономики;
  • развитие фондового рынка за счет расширения перечня и общей стоимости обращающихся ценных бумаг (векселя, права требования по кредитным договорам, акции и т.д.) и внедрения залоговой формы инвестиционного кредитования;
  • расширение сети предметно и территориально ориентированных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, специализирующихся в работе на фондовом рынке и обеспечивающих привлечение ресурсов пенсионных, страховых и инвестиционных фондов;
  • привлечение иностранных инвестиций в банковскую систему, обеспечивающую расширение ресурсной базы коммерческих банков, увеличение их собственного капитала.

Информация о работе Проблемы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь и направления ее совршенствования