Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 03:21, дипломная работа
Одной из особенностей денежного обращения в России является высокий уровень наличных денег в обращении. По оценкам Госкомстата Российской Федерации, в последние пять лет, он составляет выше 33 %.
Кассовые операции банка занимают большой объем работ в банковской деятельности и характеризуют одну из основных обязанностей банка. В своей деятельности по кассовому обслуживанию клиентов коммерческие банки руководствуются Законом Российской Федерации «О банках и банковской деятельности», а также Положением №199-П от 09.10.2002 г. «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации», утвержденным Центральным банком Российской Федерации.
Кроме того, большой приток рублевой наличности характерен для операционной кассы № 2, расположенной в г. Южно-Сахалинске. Там граждане Китайской Народной Республики также осуществляют переводы в Китай. Возможность ежедневной сдачи излишних остатков на корсчет в данном подразделении отсутствует, они вывозятся силами спецсвязи только в определенные дни недели.
Так, объем валюты, проданной оптом операционной кассой № 2 в г. Южно-Сахалинске в 4 кв. составил:
октябрь - 748331 $
ноябрь - 1179321 $
декабрь -1117425 $.
Как видно, наибольший объем приходится на ноябрь.
Таблица 11
Значительные отклонения рублевой наличности
(тыс. руб.)
Дата | Остаток по хранилищу | В т.ч. поступило из Центрального отделения | Остаток по Южно-Сахалинску | Дополнения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
04.11 | 31254 | 24 737 | 11305 | Сбой в БИС |
05.11 | 32513 | 26744 | 15713 |
|
11.11 | 31167 | 25688 | 5013 |
|
12.11 | 39846 | 37926 | 6272 |
|
13.11 | 20529 | 12158 | 5900 | Вывоз с Юга |
18.11 | 31476 | 18000 | 7515 | Вывоз с Юга |
26.11 | 36465 | 30348 | 6209 |
|
Таким образом, максимально сложившиеся остатки только по хранилищу повлияли на значительное превышение фактически сложившихся остатков над планируемыми.
С 18.11. Государственный Расчетно - кассовый центр Главного Управления Центрального банка Российской Федерации по Хабаровскому краю, рассмотрев ходатайство банка в связи с открытием новых подразделений и увеличением кассовых оборотов, увеличивает минимально-допустимый остаток наличных денег в операционной кассе на конец дня на 10 млн. рублей с доведением его до 48 млн. рублей. Значительные фактические остатки в декабре сложились под влиянием ряда объективных причин.
В связи с праздниками увеличился объем выручки, сдаваемой в банк юридическими лицами и предпринимателями.
Согласно телеграмме Центрального банка была разрешена досрочная выплата заработной платы. В связи с этим объемы загружаемых средств в банкоматы резко возросли.
Так, если средние остатки по банкоматам в ноябре составляли 12748 тыс. руб., то в декабре этот показатель составил 15995 тыс. руб., а в предпраздничные дни: 29.12 - 24704 тыс. Руб., 30.21 -21945 тыс. руб., 31.12 - 28633 тыс. руб.
В этом месяце отклонения фактических значений средств в пути от планируемых максимальны по сравнению с предыдущими месяцами и составляют 2433 тыс. руб. В основе увеличившихся в 4 квартале кассовых остатков лежит следующее:
1. увеличение объёма валюты, проданной оптом;
2. рост объемов поступившей выручки от юридических и физических лиц в связи с предстоящими праздниками;
3. досрочная выплата зарплаты, как следствие, увеличение остатков по банкоматам;
4. ввод в действие новых банкоматов;
5. завоз денежной наличности в операционную кассу № 6 в г. Петропавловске - Камчатском.
В связи с ростом клиентской базы, увеличением кассовых оборотов, ростом количества подразделений и обслуживаемых банкоматов в Государственный Расчетно - кассовый центр Государственного Управления Центрального банка Российской Федерации по Хабаровскому краю направлено письмо и расчет с целью увеличения минимально-допустимого остатка наличных денег в операционной кассе Головного Банка до 60000 тыс. руб.
Достигнутые результаты 2003 г. Помимо позитивных моментов поставили перед отделом кассовых операций ряд новых задач:
1. поиск новых путей по достижению и контролю оптимальных остатков по кассе;
2. продолжение работы по увеличению доходов за кассовое обслуживание и по валютно - обменным операциям;
3. обучение кассиров кассы пересчета на курсах по определению подлинности инвалюты;
4. постановка задачи по автоматизации рабочих мест кассы пересчета;
5. продолжение мероприятий по технической укрепленности подразделений Банка;
6. обеспечение кассовым оборудованием не только открывающихся доп. офисов, но и действующих;
7. заключение договора с НКО "ОРС" на покупку дорожных чеков в иностранной валюте.
9
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛИЧНО - ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА
3.1. Расчеты банковскими картами, основные понятия
В связи с продолжающимся спадом производства, наблюдающимся во многих отраслях российской промышленности, незавершенностью структурной перестройки экономики и несовершенством законодательства, в нашей стране по-прежнему остро стоит вопрос задолженности.
Задолженность предприятий перед своими сотрудниками виде невыплаченной заработной платы.
Эта проблема имеет огромное социальное значение для региона, т.к. мажет вызвать большую социальную напряженность и безработицу в регионе, что в свою очередь влечет рост криминальной обстановки.
Столкнувшись с проблемой выплаты заработной платы, руководители предприятий пытаются найти выход получения краткосрочных банковских кредитов. Однако кредитование под выдачу заработной платы не приводит к стабилизации обстановки на промышленных предприятиях, ибо не проводит к радикальному улучшению экономической ситуации на предприятии.
Применение системы выплаты заработной платы через пластиковые карты способна решить описанные проблемы. Если для предприятий, не имеющих проблем с денежными ресурсами для выплаты заработной платы, пластиковые карты позволяют автоматизировать процесс выплаты м сократить при этом материальные издержки, то для организаций с дефицитом средств возможна.
Выплата заработной платы является в настоящее время и останется в ближайшем будущем достаточно сложной для большинства промышленных предприятий. Комплексная автоматизация этого процесса посредством внедрения системы выплаты через пластиковые карты, позволяет предприятию:
- Снизить текущие издержки (приобретение наличности, содержание в штате кассиров, инкассация);
- Оптимизировать взаимодействие с банками;
- Ускорить и упростить процедуру выплаты заработной платы.
- Задолженность федерального бюджета перед сотрудниками бюджетных организаций в виде невыплаченных в срок заработной платы и стипендий.
Эта социальная проблема в России стоит не менее остро, чем предыдущая. Во многих регионах страны сроки задолженности по выплате заработной платы сотрудникам бюджетных организаций доходит до нескольких месяцев, что вызывает острую социальную напряженность. Во многих областях страны разработаны и внедряются различные программы финансирования бюджетных организаций пути проведения зачетов между предприятиями города, но эти проблемы не позволяют решить проблемы выплаты заработной платы.
Использование карточек позволяет решить данную проблему, т.к. позволяет объединить программы проведения зачетов между юридическими лицами и перевести выплату заработной платы из наличной в безналичную форму.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что на сегодняшний день, пластиковые карты являются действительно актуальными. Это связано не только с их популярностью, но и с удобством их использования, поскольку этот вид платежа и получение наличности, является самым безопасным.
Пластиковая карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия торговли/сервиса и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).
Особенностью продаж и выдач наличных по карточкам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками "в долг" - товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некоторое время (не более нескольких дней). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший их банк-эмитент. Поэтому карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка-эмитента зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки.
При выдаче карточки клиенту осуществляется ее персонализация - на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи или выдачи наличных по карточке называется авторизацией. Для ее проведения точка обслуживания делает запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей. Технология авторизации зависит от схемы платежной системы, типа карточки и технической оснащенности точки обслуживания. Традиционно авторизация проводится "вручную", когда продавец или кассир передает запрос по телефону оператору (голосовая авторизация), или автоматически, карточка помещается в POS-терминал или торговый терминал (POS - Point Of Sale), данные считываются с карточки, кассиром вводится сумма платежа, а держателем карточки со специальной клавиатуры - секретный ПИН-код (ПИН - Персональный Идентификационный Номер). После этого терминал осуществляет авторизацию либо устанавливая связь с базой данных платежной системы (on-line режим), либо осуществляя дополнительный обмен данными с самой карточкой (off-line авторизация). В случае выдачи наличных денег процедура носит аналогичный характер с той лишь особенностью, что деньги в автоматическом режиме выдаются специальным устройством - банкоматом, который и проводит авторизацию.
При осуществлении расчетов держатель карточки ограничен рядом лимитов. Характер лимитов и условия их использования могут быть весьма разнообразными. Однако в общих чертах все сводится к двум основным сценариям.
Держатель дебетовой карточки должен заранее внести на свой счет в банке-эмитенте некоторую сумму. Ее размер и определяет лимит доступных средств. При осуществлении расчетов с использованием карточки синхронно уменьшается и лимит. Контроль лимита осуществляется при проведении авторизации, которая при использовании дебетовой карточки является обязательной всегда. Для возобновления (или увеличения) лимита держателю карточки необходимо вновь внести средства на свой счет.
Для обеспечения платежей держатель карточки может не вносить предварительно средства, а получить в банке-эмитенте кредит. Подобная схема реализуется при оплате посредством кредитной карточки. В этом случае лимит связан с величиной предоставленного кредита, в рамках которого держатель карточки может расходовать средства. Кредит может быть как однократным, так и возобновляемым. Возобновление кредита в зависимости от договора с держателем карточки происходит после погашения либо всей суммы задолженности, либо некоторой ее части.
Как кредитная, так и дебетовая карточки могут быть также корпоративными. Корпоративные карточки предоставляются компанией своим сотрудникам для оплаты командировочных или других служебных расходов. Корпоративные карточки компании связаны с каким-либо одним ее счетом. Карточки могут иметь разделенный и неразделенный лимиты. В первом случае каждому из держателей корпоративных карт устанавливается индивидуальный лимит. Второй вариант больше подходит небольшим компаниям и не предполагает разграничение лимита. Корпоративные карточки позволяют компании детально отслеживать служебные расходы сотрудников.
Семейные карточки в определенном смысле аналогичны корпоративным - право произведения платежей в рамках установленного лимита предоставляется членам семьи держателя карточки. При этом дополнительным пользователям предоставляются отдельные персонализированные карточки.
Широкое внедрение в России систем безналичных платежей на основе пластиковых карточек станет возможным лишь в том случае, если будет обеспечен баланс интересов всех участников процесса расчетов с помощью пластиковых карт: коммерческих банков, предприятий торговли и обслуживания, физических лиц. Потенциальные выгоды от внедрения подобных систем для всех участников, в том числе государство, хорошо известны и подробно рассматривались в публикациях самого разного уровня. Однако карточки еще не получили распространения среди широких слоев населения России, а это значит, что оптимального сочетания экономических интересов отдельных участников систем платежей достичь пока не удалось.